«Ты устал?» - спрашивала жена. «Нет. Но, кажется, начала уставать ты», - отвечал муж. «Да. Я начала уставать от безмерности своего счастья...».
Этот диалог похож на разговор Волшебника и его жены из фильма «Обыкновенное чудо». Но к кино он отношения не имеет. Хотя этого мужа тоже считали волшебником. Ведь он умел оживлять камень. Звали его Пётр Клодт. А жену, которую он почти 30 лет любил как юноша, Ульяной Спиридоновой.
В наследство от предков Петру не досталось ничего, кроме баронского титула. В юности Клодт служил в армии. Но его вольнолюбивая натура не терпела муштры. Пётр ушёл в отставку и поступил в Академию художеств. Любимым объектом, который он изображал на бумаге и лепил из глины были лошади. Клодт, которого в те времена называли нищим бароном, продавал этих скакунов прямо с подоконника своей полуподвальной комнаты.
То, что Клодт «балуется лошадками» вызывало недовольство ректора Академии Ивана Мартоса. Он считал, что на игрушках далеко не ускачешь. Мартос не знал, что Клодт влюблён в его дочь Катерину. А сам Клодт не подозревал, что по нему вздыхает Уленька – племянница Мартоса, которая жила в их доме как прислуга. Пётр просил руки Кати у её родителей, но мало того, что был высмеян, так ещё и получил совет: нищий должен жениться на нищенке. «Берите-ка вы в жёны нашу Уленьку», - вот что ответили Петру.
После этих слов чувства барона к Катерине остыли. Вскоре он согласился жениться на Ульяне, и молодые люди обвенчались. Так «замарашка» и «Золушка» Уленька стала баронессой. Первое утро семейной жизни было голодным и счастливым. В комнате мужа из еды не нашлось ничего, кроме селёдки. Уленька только рассмеялась. Стала разбирать своё приданое и нашла в нём серебряные рубли. Это был свадебный подарок Мартосов. Клодты тут же помчались в лавку за чаем и булками. А когда вернулись домой их ждало невероятное событие. У дверей топтался курьер от государя-императора. Николай Первый, увидел работы Клодта, и они так ему понравились, что Петру предложили изваять шестёрку коней для колесницы Славы на Нарвских воротах. Клодт потом всерьёз говорил, что счастье ему принесла жена. И первой покупкой с царского задатка стало роскошное платье, которое Пётр подарил супруге.
Жизнь Клодтов изменилась, как в сказке: появились деньги, квартира, экипаж. От заказов не было отбоя. А после того, как Пётр изваял коней для Аничкова моста, слава о скульпторе пошла по всей Европе. Его приглашали работать в Париж, но он отказался, сказав: «Уж лучше я тут, с Уленькой». Ульяне тоже было не до Парижей. У Клодтов родилось трое детей. Пётр купил дачу и возил туда семью в домике на колёсах, который сделал сам.
В квартире Клодтов, на радость детям, всегда было много животных. Как-то Ульяна подобрала в лесу умирающего волчонка и выходила его. Зверь стал любимым членом семьи. По комнатам летали попугаи, в хлеву жил пони и ослик. А Клодт всерьёз вздыхал о том, что не додумался завести одного хорошего льва. Жена, смеясь, отвечала, что ни львов, ни крокодилов в их доме не будет. Хватит и того, что он по швам трещит от гостей.
Гости действительно не переводились. А лучшим другом семьи был художник Брюллов. Он говорил: «Есть только один дом в Петербурге, в котором я отдыхаю. Это дом, где царит прекрасная Уленька». Ульяна Ивановна и в возрасте сохраняла юношескую смешливость и резвость. Её называли «весёлой проказницей» и любили за невероятное жизнелюбие. В этом она походила на своего супруга, которому всегда было радостно и интересно жить.
Выросли дети Клодтов, по дому забегали внучата. Пётр Карлович к тому времени уже болел, мало ходил, но старался трудиться. И никак не предполагал, что Уленька уйдёт из жизни раньше него. Он пережил её на восемь лет. А умер за работой: вырезал для внучки фигурку лошади.
Клодт считал жену своим самым бесценным сокровищем. С ней не могли сравниться ни слава, ни деньги, ни творчество. Уленька была достойна самого безмерного счастья, которым Пётр Карлович и окружал её всю жизнь.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение