«Ты устал?» - спрашивала жена. «Нет. Но, кажется, начала уставать ты», - отвечал муж. «Да. Я начала уставать от безмерности своего счастья...».
Этот диалог похож на разговор Волшебника и его жены из фильма «Обыкновенное чудо». Но к кино он отношения не имеет. Хотя этого мужа тоже считали волшебником. Ведь он умел оживлять камень. Звали его Пётр Клодт. А жену, которую он почти 30 лет любил как юноша, Ульяной Спиридоновой.
В наследство от предков Петру не досталось ничего, кроме баронского титула. В юности Клодт служил в армии. Но его вольнолюбивая натура не терпела муштры. Пётр ушёл в отставку и поступил в Академию художеств. Любимым объектом, который он изображал на бумаге и лепил из глины были лошади. Клодт, которого в те времена называли нищим бароном, продавал этих скакунов прямо с подоконника своей полуподвальной комнаты.
То, что Клодт «балуется лошадками» вызывало недовольство ректора Академии Ивана Мартоса. Он считал, что на игрушках далеко не ускачешь. Мартос не знал, что Клодт влюблён в его дочь Катерину. А сам Клодт не подозревал, что по нему вздыхает Уленька – племянница Мартоса, которая жила в их доме как прислуга. Пётр просил руки Кати у её родителей, но мало того, что был высмеян, так ещё и получил совет: нищий должен жениться на нищенке. «Берите-ка вы в жёны нашу Уленьку», - вот что ответили Петру.
После этих слов чувства барона к Катерине остыли. Вскоре он согласился жениться на Ульяне, и молодые люди обвенчались. Так «замарашка» и «Золушка» Уленька стала баронессой. Первое утро семейной жизни было голодным и счастливым. В комнате мужа из еды не нашлось ничего, кроме селёдки. Уленька только рассмеялась. Стала разбирать своё приданое и нашла в нём серебряные рубли. Это был свадебный подарок Мартосов. Клодты тут же помчались в лавку за чаем и булками. А когда вернулись домой их ждало невероятное событие. У дверей топтался курьер от государя-императора. Николай Первый, увидел работы Клодта, и они так ему понравились, что Петру предложили изваять шестёрку коней для колесницы Славы на Нарвских воротах. Клодт потом всерьёз говорил, что счастье ему принесла жена. И первой покупкой с царского задатка стало роскошное платье, которое Пётр подарил супруге.
Жизнь Клодтов изменилась, как в сказке: появились деньги, квартира, экипаж. От заказов не было отбоя. А после того, как Пётр изваял коней для Аничкова моста, слава о скульпторе пошла по всей Европе. Его приглашали работать в Париж, но он отказался, сказав: «Уж лучше я тут, с Уленькой». Ульяне тоже было не до Парижей. У Клодтов родилось трое детей. Пётр купил дачу и возил туда семью в домике на колёсах, который сделал сам.
В квартире Клодтов, на радость детям, всегда было много животных. Как-то Ульяна подобрала в лесу умирающего волчонка и выходила его. Зверь стал любимым членом семьи. По комнатам летали попугаи, в хлеву жил пони и ослик. А Клодт всерьёз вздыхал о том, что не додумался завести одного хорошего льва. Жена, смеясь, отвечала, что ни львов, ни крокодилов в их доме не будет. Хватит и того, что он по швам трещит от гостей.
Гости действительно не переводились. А лучшим другом семьи был художник Брюллов. Он говорил: «Есть только один дом в Петербурге, в котором я отдыхаю. Это дом, где царит прекрасная Уленька». Ульяна Ивановна и в возрасте сохраняла юношескую смешливость и резвость. Её называли «весёлой проказницей» и любили за невероятное жизнелюбие. В этом она походила на своего супруга, которому всегда было радостно и интересно жить.
Выросли дети Клодтов, по дому забегали внучата. Пётр Карлович к тому времени уже болел, мало ходил, но старался трудиться. И никак не предполагал, что Уленька уйдёт из жизни раньше него. Он пережил её на восемь лет. А умер за работой: вырезал для внучки фигурку лошади.
Клодт считал жену своим самым бесценным сокровищем. С ней не могли сравниться ни слава, ни деньги, ни творчество. Уленька была достойна самого безмерного счастья, которым Пётр Карлович и окружал её всю жизнь.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Тихон Задонский об осуждении». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Детская мебель для Конаковского Дома ребёнка

Больше 30 лет в городе Конаково Тверской области работает специализированный Дом ребёнка. Здесь живут малыши и подростки с инвалидностью, которые по разным причинам оказались в трудных обстоятельствах. Местные педагоги, психологи и медики занимаются их здоровьем и обучением, помогают пережить психологические травмы.
Среди тех, кто получил здесь поддержку — трёхлетний Серёжа. Органы опеки отправили его в Дом ребёнка на время. Родители мальчика не справлялись со своими обязанностями, и в какой-то момент стало ясно, что всей семье необходима помощь. Педагоги и психологи долго работали с Серёжей. Здесь некогда замкнутый малыш начал улыбаться и смеяться, с удовольствием учиться новому. А пока он находился в Доме ребёнка, с его родными тоже общались специалисты. В результате такой комплексной помощи обстановка и отношения в семье наладились, и Серёжа смог вернуться домой, где он продолжает развиваться и познавать мир.
Через Дом ребёнка в Конаково, проходят множество ребят с инвалидностью. Кто-то возвращается в свои семьи или обретает новые, а кто-то задерживается тут надолго.
Важно, чтобы все подопечные дети жили в комфорте, могли здесь свободно играть, отдыхать и учиться. В связи с этим в учреждении назрела необходимость обновить мебель в детских группах.
Конаковский Дом ребёнка поддерживает Тверской фонд «Рука помощи». На сайте фонда можно узнать о том, какая именно помощь нужна Дому и при желании сделать любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов