Москва - 100,9 FM

«Путь святого апостола Иакова. Православный приход в Португалии». Священник Александр Пискунов

* Поделиться
священник Александр Пискунов

Мы беседовали с настоятелем прихода Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Порту священником Александром Пискуновым.

Мы говорили о паломничестве к мощам святого апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела: о маршруте пути святого Иакова, о его многовековой истории, о том, почему мощи оказались именно в этом месте, о том, как происходит паломничество, и какие возможности дает его участникам. Также разговор шел о православном приходе в португальском городе Порту: как он появился, чем живет, как община проводит время вне богослужений, как храм можно найти, и в какой помощи на настоящий момент он нуждается.

Ведущая: Лиза Горская.


Ведущая Лиза Горская

Л. Горская

— Здравствуйте! В эфире программа «Светлый вечер». Здесь Лиза Горская, как это сейчас принято говорить, удаленно на связи. Ну, действительно достаточно удаленно, потому что я нахожусь в Тверской области, в Нило-Столобенской пустыни, а мой собеседник, иерей Александр Пискунов, находится в городе Порту в Португалии, он настоятель прихода Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в этом городе.  Мы о храме обязательно поговорим чуть позже, но сначала, отец Александр, я хотела бы спросить Вас о паломнической поездке, в которой Вы были недавно. И вообще, насколько можно назвать поездкой тот пеший поход, в который Вы ходили, путем святого апостола Иакова?

Священник А. Пискунов

— Да, это можно тоже назвать поездкой, потому что нужно доехать до этого места. Хотя многие люди начинают прямо это паломничество с того места, где они живут, и я знаю даже, что некоторые из Москвы путешествуют, из Киева, прямо с того места, где ты живешь. Но мы начали...

Л. Горская

— Пешком?

Священник А. Пискунов

— Пешком, да-да-да, есть такие люди, да, которые вот несколько месяцев... А мы, значит... Мы, действительно, поехали сначала на машине, добрались до Испании, до Галисии. Галисия — это вот такая область Испании, где центром этой области является город Сантьяго-де-Компостела, где находятся, почивают мощи апостола Якова Завидеева. И в этом году мне довелось тоже принять участие в таком паломничестве. У меня это не первый опыт, но в этом году он был особенный, интересный, поскольку паломничество было молодежным, это была молодежная группа. Организовал это паломничество отец Андрей Кордочкин, настоятель прихода Марии Магдалины, настоятель нашего кафедрального собора в городе Мадриде. При этом в храме есть молодежная группа, которая регулярно участвует в каких-то мероприятиях, поездках. Ну, обычно это бывает какой-то летний лагерь и, плюс, зимняя какая-либо встреча — либо в Мадриде, либо на побережье. Вдохновителем этого движения является отец Андрей Кордочкин. Также активное участие в молодежном движении среди испанской молодежи принимает отец Адам Кондратюк, настоятель прихода в городе Бенидорме. В этом году отец Андрей решил свою молодежь... Ну, молодежь — это группа молодых людей, девушек от 14 лет до 20 примерно. Вот эту группу он решил сопроводить и возглавить такое паломничество в Сантьяго-де-Компостела, и предложил тоже нам из Португалии с нашей молодежью поучаствовать, и мы тоже приняли участие. Было несколько человек из нашего прихода, точнее, это было два человека, это были мои дети — Александра и Георгий (Александре 14 лет, а Георгию — 10), и я. Вот такая была наша португальская группа, и мы примкнули к группе отца Андрея. Прошли, правда, половину пути, поскольку границы между Испанией и Португалией открылись только 1 июля, и мы вот 1 июля как раз успели к ним присоединиться, когда они уже были на середине. Сами они прошли 120 километров от города Туи до Сантьяго-де-Компостела, и вот мы тоже немножко приняли в этом участие.

Л. Горская

— Простите, сейчас я задам следующий вопрос про Ваше паломничество, но мое журналистское любопытство требует уточнить, каким образом внутри Евросоюза закрывались границы, потому что я и, я уверена, многие наши слушатели видели, что внутри Евросоюза нет границ. То есть если ты едешь на машине, ты не замечаешь, как ты попадаешь из Германии во Францию, и так далее, а сейчас... То есть там технически возвели границы, да?

Священник А. Пискунов

— Нет, технически были полицейские посты на тех дорогах, на которых обычно никого нет, не летали самолеты... Ну, летали, конечно, были какие-то единичные рейсы, но это было все минимально. Официальные границы — передвижение было закрыто. То есть можно было как-то очень сложно пробраться, но официального сообщения не было, и 1 июля между Испанией и Португалией... А у Португалии нет других границ, других государств, с кем она граничит, кроме как с Испанией — в принципе, внешняя граница... И поскольку вопрос был серьезный... В Испании, как Вы помните, была сложная ситуация с коронавирусом. В Португалии — полегче, во многом благодаря тому, что как раз вовремя границы закрыли — в свое время, в марте. А 1 июля их торжественно открыли. На одном из участков границы автомобильной, сухопутной было торжественное открытие, где принимали участие король Испании и президент Португалии. И это было какое-то историческое место, где в свое время несколько столетий португальцы и испанцы обменивались своими принцессами. Такое было... Именно в этот день мы как раз и присоединились к группе отца Андрея Кордочкина.

Л. Горская

— Что значит «обменивались принцессами»? Я надеюсь, они не Дракону их отдавали?

Священник А. Пискунов

— (Смеется.) Нет-нет. Я, честно говоря, не помню точно, как это, что это было. Но помню, что это какое-то историческое место, где в свое время какое-то было событие историческое. Честно говоря, не помню подробностей.

Л. Горская

— Давайте тогда вернемся к другой исторической ретроспективе — к истории пути Святого Якова. Я так понимаю, что маршрут паломничества, в которое Вы ходили с Вашими детьми и с Вашей молодежью, имеет историю во много сотен лет.

Священник А. Пискунов

— Да, действительно, мощи апостола Якова были обретены около тысячи лет назад.

Л. Горская

— В 813 году, по преданию, они были обретены.

Священник А. Пискунов

— И обретены в том месте, где сейчас находится город Сантьяго-де-Компостела. «Компостела» — это в переводе значит «звездное поле», там был особый звездный знак светящийся, на том месте, где мощи были обретены. И с тех пор со временем сложилась традиция паломнического пути для поклонения мощам апостола Якова в этот город. Путей было много, они начинались в разных местах, так же, как и сейчас, но все сходились в одной точке — в Сантьяго-де-Компостела. Город, конечно, приобрел важное значение в Средние века благодаря этим мощам и этому паломническому пути. Потом в какое-то время эти дороги были забыты и даже заброшены, и уже заново были найдены не так давно — несколько столетий назад. Может быть даже, в ХХ веке этот путь получил новую популярность, новую известность, второе дыхание — благодаря археологам, которые стали эти пути находить. И сейчас количество паломников увеличивается с каждым годом, но в этом году, по понятным причинам, их не так много. Кстати, вот нашу группу в некоторых городах встречали с удивлением и, может быть, с какой-то даже радостью, потому что это была первая группа паломников в этом году такая организована. И некоторые места ночлега открывались только благодаря усилиям отца Андрея.

Л. Горская

— А святые мощи апостола Якова — как они оказались там, где они сейчас? Он же, насколько я помню, пострадал, мученически погиб на Святой Земле. А подвизался он где? Подвизался он на Пиренеях, в основном. Вот расскажите немножко об этом.

Священник А. Пискунов

— Апостол Яков, по преданию, действительно проповедовал на Пиренейском полуострове и очень почитается здесь — и в Испании, и в Португалии, почитается также как покровитель в Реконкисте, в отвоевании Иберийского полуострова от мавров. Как оказались мощи, мы до конца не знаем. Есть версии, есть объяснения, но все-таки, мне кажется, такого подробного достоверного объяснения нет, как эти мощи здесь оказались. Как проповедник здесь и как покровитель этих земель вот теперь пребывает еще и мощами. Есть разное... Ученые оспаривают достоверность этих мощей, его или не его эти мощи, или нет. Тем не менее, множество людей в течение столетий идут этим путем и молятся апостолу.

Л. Горская

— Правда, что мощи апостола от Двенадцати — величайшая святыня. Было бы странно, если бы кто-то не пытался это оспаривать. Мне кажется, подлинность всех величайших святынь постоянно кто-то да пытается поставить под сомнение.

Священник А. Пискунов

— Ну, мы верим, что апостол Яков в этом месте особенно присутствует, и даже нет уверенности у кого-то, что это его подлинные мощи, то нет сомнений, что он присутствует в молитвах тех людей, которые туда идут, которые идут этим путем, идут из разных мест. И действительно, эти места — намоленные, эти тропинки — намоленные, как бывают намоленные храмы. Хотя, наверное, это очень опасно и сложно говорить — об энергетике, о какой-то атмосфере, всегда очень сложно это описывать словами, но действительно бывают храмы, куда ты приходишь, и тебе там хорошо молиться, бывают такие дома, где ты чувствуешь... бывают такие люди, с которыми удобно и приятно. И мы знаем, что есть такие святые места, куда ты приезжаешь, и ты знаешь, что здесь... Вот с чем это связано? С тем, что святые места бывают святыми, потому что там жили святые, наверное, и они своей молитвой изменяли это место, они его «намаливали». Даже так — мы знаем, что часто изменяется природа, дикие животные становятся домашними, ручными, и какие-то ручьи появляются, место оживотворяется, становится более приемлемым для жизни. И точно так же потом на эти места, я уверен, влияют люди, которые туда приезжают, которые молятся, и такая же история происходит с Сантьяго, и с Камино-де-Сантьяго, с Путем апостола Якова, поскольку в течение многих столетий там шли люди, они там молились, эти места политы их потом и их молитвами пропитаны. И это действительно чувствуется, когда в этом участвуешь и к этому прикасаешься.

Л. Горская

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». С Вами Лиза Горская, которая, к слову сказать, находится в Нило-Столобенской пустыни в Тверской области. И из города Порту в Португалии с нами на связи иерей Александр Пискунов. И мы говорим об Испании, вспоминаем святого апостола от Двенадцати Иакова и говорим о паломническом пути — пути святого Иакова, который сейчас возрожден... Ну как — «сейчас»? Около ста лет он возрождается, до этого он был забыт. А вообще ему много сотен лет. Напоминаю, что отец Александр с семьей недавно вернулся из этого паломничества. Я хотела спросить у Вас, отец Александр, еще: может быть, Вы заметили... Хотя я понимаю, что Вы были первыми паломниками после длительного перерыва, и, возможно, Вы других-то паломников и не встречали, но все же, наверняка, у Вас есть представление о том, чем современный паломник отличается от паломника, там, ну, тысячу лет назад, например. Или, в целом, ничем не отличается, кроме экипировки, может быть?

Священник А. Пискунов

— Мне кажется, так, что как раз экипировка — это какие-то несущественные детали. Бытовые вопросы — ну, наверное, по-другому они решались. Были другие жилища, была другая экипировка. Действительно, это все могло отличаться. Но много похожего... Мне кажется, что больше общего как раз. Те же дороги, те же тропинки. Ну, сейчас где-то больше попадается, может быть, асфальт. Но когда идем по лесу, это те же самые тропинки. Люди, наверное... Ну, люди тоже изменились за это время. Но мне кажется, что они все-таки больше друг на друга похожи. Человек все-таки меньше меняется, чем не меняется. Не знаю, наверное, не очень понятно звучит, но... Я думаю, что мы похожи на тех людей. Те же страсти, те же грехи и те же, наверное, и хорошие качества, и чувства друг к другу. Я думаю, что мы похожи на паломников те. Мне кажется.

Л. Горская

— А расскажите вот про то, как это происходит. С чего начинается этот путь, как он заканчивается? Какой человек вначале? Может быть, в конце какой-то другой человек приходит уже к святым мощам? Тяжело ли идти? И так далее.

Священник А. Пискунов

— Ну, во-первых, наверное, можно сказать, что все-таки многие люди из тех, кто идет путем апостола Якова... Сейчас, в последние годы это стало очень массовым, и не все из этих людей являются христианами, для кого-то это просто такое духовное путешествие, способ побыть наедине с собой и понять себя, подумать, поразмышлять, а для кого-то это что-то даже спортивное какое-то состязание. С чего начинается паломничество? Ну, конечно, мы, христиане, стараемся на этом пути молиться — молиться Якову, молиться Господу. Что касается того, как он начинается... Ну, нужно выбрать место, с какого ты начнешь. Обычно, конечно, идут уже по проложенным столетним маршрутам. Их около десятка, я думаю, таких основных. Вот мы в этом году шли португальским путем, который, как известно, начинается в городе Порту, в котором находится наш приход, и сам Португальский путь — он около 240 километров. Но в этом году группа молодежи из Мадрида — они начали путь из Туи - с того места, где этот путь... ну, где начинается Галисия, начинается Испания, за рекой Миньо, сразу со стороны Испании. И с этого места до Сантьяго-де-Компостела — 120 километров примерно. Что касается того, как путь проходит, как это все происходит, зависит все от человека. Можно идти по-разному. Есть способ выходить пораньше утром, часов в шесть. Существует традиция из тех православных паломничеств, которым уже больше 10 лет, которые одними из первых паломников по этому пути... Эти паломничества организовывал отец Арсений Соколов. Сначала был настоятелем в Мадриде, потом в Лиссабоне. И уже лет 20, наверное, как эти паломничества существуют, и сложились традиции. Это очень интересная традиция — останавливаться, читать псалмы, читать какие-то молитвы. Вот с молодежной группой, с которой мы шли, мы останавливались в местах, где можно помолиться, где есть кресты на перекрестках. Есть такие места и в Галисии, и в Португалии, где установлены памятные кресты. В том числе, и паломниками эти кресты могли быть установлены. Читать Евангелие, говорить, рассуждать, делать такие молитвенные перерывы. Хорошо, когда есть хорошая компания. Кто-то любит путешествовать один, кто-то в компании. Это зависит от предрасположенности человека, от его личностных характеристик.

Л. Горская

— Вы так легко говорите, как будто речь не идет о нескольких сотнях километров пешком. Ну как это представить современному человеку — несколько сотен километров пешком? У кого-то даже... Кто-то несколько месяцев идет, у кого-то много сотен, у кого-то две сотни, но тем не менее. Как это вообще? Вот у Вас чувствуется такой подход главы семьи. Главное — понять, откуда начнешь и в какое время суток ты идешь. (Смеется.) А как это?

Священник А. Пискунов

— Технические детали, да.

Л. Горская

— Да, да, да! (Смеется.) Человека ответственного, начальника экспедиции. Я больше Вас так по-женски, эмоционально спрашиваю, каково это вообще — столько идти пешком человеку, который, в среднем, сейчас привык пересаживаться из автомобиля за компьютерный стол или где-то стоять, там, служить, петь? Ну, я говорю про... Я понимаю, что, наверное, нерелевантная у меня выборка моих знакомых, но, в среднем, мои знакомые примерно такой образ жизни все ведут, и мне очень сложно представить, как, вырвавшись из этого, можно пройти пешком несколько сотен километров, правда! Ну, наверняка, это... Ну, во-первых, это необычно психологически, во-вторых, это необычно физически. Это, наверное, тяжело? Нет?

Священник А. Пискунов

— Да, это тяжело. Это тяжело, особенно в первый раз, и действительно, вот один из плюсов этого времяпрепровождения, если можно выразиться, поскольку позволяет тебе выйти из зоны комфорта, как теперь модно говорить, и пожить совсем другой жизнью. Можно даже отключиться от каких-то дел. Ну, в любом случае, тебе придется от них отключиться, поскольку ты большую часть времени проводишь в дороге и сосредотачиваешься на том, чтобы пройти, чтобы все было в порядке, чтобы дойти. Ты ищешь стрелки, ты смотришь указатели. Вообще, это, кстати, очень интересный — сам вот этот момент, что тебе нужно идти именно по стрелкам, по указателям. Ну, это своего рода квест, нужно эту дорогу разгадать.

Л. Горская

— А кто чертил эти стрелки?

Священник А. Пискунов

— Паломники чертили. Кто-то одну стрелку, кто-то другую. И потом, в конце... Ну, потом где-то местные власти помогли — поставили столбики со стрелочками. Но это те самые древние маршруты, которые сейчас расчерчены. Особенно интересно это, когда ты выходишь рано утром — ночь, темно, и ты эти стрелки не находишь, промахиваясь, потом возвращаешься. Это тоже интересно. Действительно, там, в этом есть сложности, но для начала, в первый раз, наверное, сложно и непривычно. А потом привыкаешь и понимаешь... начинаешь находить удовольствие. Начинаешь понимать, уже отключаясь от технических вещей, за которые переживаешь вначале (там, из-за обуви, там, мозоли), и начинаешь больше смотреть по сторонам, внутрь себя и к Богу обращаться.

Л. Горская

— Я вот пытаюсь представить себе, ну, действительно, такую человеческую, может быть даже, физиологическую сторону вопроса. Я подозреваю, что, возможно, в это паломничество уходят бледные люди, а в Сантьяго-де-Компостела приходят загорелые. Возможно, стартуют полненькие — приходят худенькие, но со стертыми ногами. А что происходит с духом у людей, которым удается все-таки дойти до конца паломничества?

Священник А. Пискунов

— У всех это по-разному. Это как раз тоже очень важно и интересно — что мы все очень разные. И зависит от исходных составляющих, и кто каким путем к ним идет, и зависит от компании, в том числе, и от того, насколько человек открывает себя и Богу, и вообще окружающей природе. Я думаю, что у всех бывает по-разному. Я думаю, что тоже важно, наверное, не ожидать чего-то особенного такого — что ты вот придешь, и с тобой что-то случится обязательно. Ну, как в любы духовных упражнениях христианских не нужно... ну, даже ссылаясь на молитвы, как говорят святые отцы, не нужно ожидать благодать, не нужно требовать этого, не нужно за этим гоняться. Случится что-то с тобой или не случится, например, во время пути, к этому тоже нужно быть готовым. К этому нужно быть готовым. Но я уверен, что это большой опыт — пройти, побыть наедине с Богом, наедине с собой и пообщаться с этим апостолом — прекрасным, замечательным, одним из сынов Грома.

Л. Горская

— То есть можно сказать, что вот этот поход, это паломничество, это движение — это, на самом деле, для людей способ остановиться в этой своей суете?

Священник А. Пискунов

— Так и есть, да. Пройти пешком — не на машине, не на метро, а побыть пешком, посмотреть на травку, на настоящую жизнь — как она задумана, когда...

Л. Горская

— А Вы знаете, много ли русских людей, людей из России и не только из России, русских людей, которые живут за рубежом, ходят этим путем? Потому что он традиционно, я так понимаю, католический, хотя святой апостол Иаков — понятно, он общий святой для всех христиан.

Священник А. Пискунов

— Россиян много. Скорее, я думаю, больше тех россиян, которые приезжают из России для того, чтобы поучаствовать в этом паломничестве. Ну, у меня такое чувство — я не уверен, но мне кажется, что все-таки большинство людей, которые из России приезжают пройти этим путем, они все-таки приезжают не как христиане, не как паломники, а вот как люди, которые желают приобщиться к этому опыту, такому известному и сейчас даже и, наверное, «раскрученному». И существует традиция, действительно, существует традиция у тех людей, которые здесь живут, этим путем идти, но это тоже немного людей. Мое такое чувство — я не могу привести цифр никаких, — что православных христиан, которые идут этим путем осознанно, именно как христиане, все-таки немного, и в процентном соотношении их меньше, чем нехристиан. Хотя ведь это сложно — так человека разделить, отделить в нем... ну, отделить христиан от нехристиан. Потому что у нас-то все-таки большинство — крещеные, и, так или иначе, люди себя отождествляют с христианством. Ну, скажем так, тех, кто осознанно идет, считая себя православными христианами, этим путем, я думаю, что все-таки меньшинство.

Л. Горская

— Для остальных это какой-то такой просто вызов? Или что?

Священник А. Пискунов

— Ну, это способ приобщиться к общемировому опыту. Сейчас это ведь путь очень такой известный, он стал очень популярным после книги Пауло Коэльо. Там, были и художественные фильмы, и есть множество социальных сетей, где участники этого пути каждый год приезжают и идут разными путями — не могут остановиться. Вот просто их захватывает сам этот путь. Они не отдают себе, может быть, даже отчета в том, что они делают, не оценивая как бы до конца. Хотя каждый по-разному. Но, по крайней мере, становится увлечением, становится частью твоей жизни.

Л. Горская

— Насколько я знаю, даже Совет Европы говорил о культурном значении этого пути. Причем, насколько я знаю, недавно сравнительно, в XXI уже веке, не в ХХ. Потому что Коэльо-то — это прошлый век... Ой, мы с Вами говорим: «Коэльо — прошлый век»... (Смеется.) Дожили до этого момента.

Священник А. Пискунов

— Вне всякого сомнения, это культурное достояние Европы, поскольку на протяжении всего маршрута мы встречаем средневековые храмы, средневековые кресты. Люди ходили этими путями в течение столетий. И, конечно, это уникальное явление в этом смысле. И это не только Галисия, но и другие части Испании, и Франции, и Португалии, где происходили события, где во время пути случались какие-то происшествия. Может быть, Вы знаете, что есть известный такой эпизод, связанный с португальской частью пути, с городом Барселуш в Португалии? Отсюда, из этого города известный символ Португалии — это петушок. В город Барселуш был такой случай: в Средние века один из паломников ночевал на постоялом дворе. Его обвинили во время ночевки в краже — что он что-то украл у соседа. Привели к судье, судья в это время обедал жареным петухом, и паломник взмолился апостолу Якову — он шел в Сантьяго-де-Компостела и взмолился апостолу Якову. Апостол как-то убедил судью в невиновности этого человека. И произошло чудо — ожил петух и как-то проинформировал судью о том, что паломник не виноват, паломник дошел до Сантьяго-де-Компостела, поклонился мощам апостола Якова, вернулся в Барселуш, поставил каменный крест, который стоит до сих пор (это было в Средние века), и вот это событие в народной памяти увековечилось многочисленными изображениями петушков. В Португалии до сих пор очень известный символ связан именно с именем Якова. Поэтому, действительно, конечно, этот Путь — это культурное достояние Европы, которое повлияло на историю этого региона.

Л. Горская

— Привозили и мне магнитик с петушком из Португалии. (Смеется.) «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Оставайтесь с нами. Мы вернемся через минуту.

В эфире радио «Вера», программа «Светлый вечер». Здесь, с вами Лиза Горская из Нило-Столобенской пустыни, что на озере Селигер в Тверской области, и иерей Александр Пискунов из города Порту, что в Португалии, настоятель прихода новомучеников и исповедников Церкви русской. Об этом приходе, об этом храме мы обязательно поговорим чуть позже, а сейчас наш разговор — о пути святого апостола от Двенадцати Иакова, паломнический маршрут, очень древний, больше тысячи лет ему. И им недавно прошел отец Александр со свое семьей и своими друзьями из других городов. Мы подробно поговорили об истории пути, о том, как он начинается, и у меня, наверное, последний вопрос. Вот с Вами ходили двое Ваших детей — Александра, 14 лет, и Георгий, 10 лет. Вот каково им? Они же делились, наверняка, впечатлениями.

Священник А. Пискунов

— Им понравилось. Георгий ходил второй раз — в прошлом году как раз мы не дошли до Сантьяго, а в этом году он дошел и они были очень рады — им выдали паспорта паломников, что они дошли до конца. Ну, и кроме того, мне кажется, что этот опыт был еще интересен тем, что это была возможность пообщаться с ребятами, с их сверстниками. Мне кажется, было много интересного. Потому что здесь же мы живем, в принципе, в довольно замкнутом таком мире. Я чувствую, что и моим детям, и мне, и нам, взрослым, и супруге моей, то есть нам не хватает такого общения с нашими единоплеменниками. Не хватает людей, не хватает того, чтобы наговориться, наобщаться. Ну, например, у Георгия такой был опыт — он несколько дней вспоминает потом: мальчики спорили. И он под таким впечатлением от того, что эти ребята — они спорили, и они долго и серьезно говорили. Все-таки общались немножко по-другому — вот лет по четырнадцать-пятнадцать, они просто философский кружок, и они говорили о Платоне, об Аристотеле, пересказывая где-то школьную программу, но при этом... Но это было очень интересно. Это было очень интересно, что вообще об этом можно говорить в походе, и это такой тоже был опыт. Мне кажется, что с этой стороны это был очень интересный опыт.

Л. Горская

— А физически не тяжело, да, подросткам вот так идти? Я думаю, что они, может быть даже, и более выносливые, чем взрослые, в чем-то, да?

Священник А. Пискунов

— Да, конечно, детям иногда бывает легче, поскольку в этом пути важен психологический настрой. Они проще к этому относятся, они не думают о том, как это страшно и как далеко идти, и просто идут, больше поддаются процессу. Хотя, конечно, бывают трудности и у детей, бывает и разное и физическое состояние. И, главное, мне кажется, хорошо... Мне понравилось вообще идти с детьми. Мне это понравилось, поскольку очень хорошая была атмосфера, очень хорошие ребята — светлые, свежие, и мне было очень радостно с ними путешествовать.

Л. Горская

— Ну, говорили про Аристотеля — это такой интеллектуальный досуг. Подростки, конечно, очень сильно и очень часто удивляют своей какой-то внутренней целостностью и неподдельным интересом ко всему по-настоящему важному. И с ними правда очень интересно, если с ними общаться. Давайте перейдем к Вашему храму и Вашей общине, потому что для наших слушателей во многом православная община в городе Порту — это так же интересно, как паломнический поход в Сантьяго-де-Компостела, я думаю. Расскажите, давно ли у Вас там храм, как Вы живете, много ли прихожан?

Священник А. Пискунов

— Приход в Порту существует с начала 2000-х годов. Он появился здесь, ну, как и большинство приходов вообще на Иберийском полуострове, в связи с массовой миграцией православных христиан из стран бывшего Советского Союза — ну, в Португалии это, в большей степени, были мигранты с Украины, и в Порту приход был с начала 2000-х годов. С 2007 года здесь постоянный священник находится, и богослужения в это время совершались в разных помещениях, и большинство из них предоставляла местная Римская католическая епархия, и сейчас мы тоже служим в храме Римской Католической церкви, который был домовым храмом приюта мальчиков, назывался этот приют «Мастерские Иосифа Обручника». Приют был закрыт в 2000-е годы, в конце «нулевых», и здание храма пустовало. И, поскольку в то же время у нашей общины не было своего помещения, где молиться, местная Римско-католическая епархия нам предоставила возможность здесь молиться, и вот мы до сих пор здесь молимся. У нас приход небольшой, прихожан не так много — в воскресенье приходит человек 30-40.

Л. Горская

— Мы Вас видели... Я думаю, опять же, многие слушатели видели Вас и Вашу семью в видеоролике «Пасха вместе», который снимали люди из разных мест к празднику, исполняя Пасхальный тропарь. Кстати, кто не видел, обязательно наберите в поисковике и найдите видеоролик «Пасха вместе», посмотрите — это очень воодушевляет. И по картинке такое складывается впечатление, что Ваш храм находится в очень уединенном месте. Это действительно так, или просто Вы так встали с семьей? (Смеется.)

Священник А. Пискунов

— Ну, мы стояли в храме. Это мы были в храме. Храм находится в центре, и фасад храма выходит на эту улицу. Это такая сейчас туристическая зона. Я бы не сказал, что она уединенная. Нет, такое место обычное.

Л. Горская

— Но просто пустой храм производит такое впечатление, а Вы, видимо, просто записали... ну, выбрали, естественно, записали в пустом храм все, да? (Смеется.)

Священник А. Пискунов

— Да, мы записали после службы, это была Страстная Седмица. Где-то после одной из служб Страстной Седмицы мы записали этот ролик. Храм довольно просторный, и здесь очень уютно.

Л. Горская

— Интересный, конечно, проект «Пасха вместе». На «Страстной Седмице» все писали пасхальные песнопения, и очень жизнерадостно записали. Вы сказали про эмигрантов. Я знаю, что в Португалии много приезжих людей не только из Украины, но и из Молдавии. Ну, наверное, еще из других стран, в том числе бывших республик Советского Союза. У меня была какая-то информация — очень давно мне рассказывали, что Португалия очень трепетно относится к адаптации эмигрантов, а именно к их интеграции в общество и к тому, чтобы они, если можно так сказать, патриотично относились к своей новой Родине. Это, в том числе, собеседования, которые проходят люди, и им объясняют, что вот, Вы приехали в эту страну, она Вас принимает, она для Вас будет делать то-то, то-то и то-то, обеспечит для Вас то-то и то-то — работу, достойное существование и так далее, а Вы тоже соответствующим образом относитесь... Это правда проговаривается, потому что те люди, те мигранты, которых приходится встречать на тех работах, на которых они оказались в Португалии, они действительно, если так можно сказать, очень душевно и очень искренне относятся к Португалии? Вот. Такой вопрос.

Священник А. Пискунов

— Да, я понял вопрос Ваш. Мне кажется, все-таки, не совсем так. Я не уверен, что это проговаривается именно словами — как бы патриотизм в обмен на хорошее отношение со стороны властей и на помощь. Мне кажется, все-таки не совсем так. И я знаю, что, конечно, многие наши русскоязычные люди, которых я знаю, к Португалии относятся с благодарностью, уважением и любовью, и, несмотря на то, что многие, получив гражданство, уезжают на заработки в более, может быть, богатые страны, но многие остаются в Португалии — это те люди, которые ее полюбили на самом деле. Португальцы действительно очень доброжелательные, и они с большой любовью относятся к приезжим, поскольку у них у самих есть опыт такого выезда за границу. В сложные времена в ХХ веке многие португальцы уезжали во Францию, в Южную Америку, на заработки. С другой стороны, в Португалию никогда не было массовой миграции, не было массового приезда иностранцев, и поэтому такая большая волна эмигрантов из Восточной Европы, прежде всего, с Украины, была новым опытом для местных жителей, они на него отреагировали совершенно по-человечески, по-христиански. К этим новым своим соседям, к тем, кто приехал, и приходили, приносили одеяла, постели, продукты, одежду, приносили по-дружески, по-соседски. Не в каждой стране такое бывает — вот такое внимание. В Португалии очень отзывчивые, очень хорошие и добрые люди — то, что в Португалии запоминается больше всего, то, по чему скучаешь, когда переезжаешь в другую страну. Это я знаю тоже из рассказов знакомых. И люди в Португалии очень хорошие.

Л. Горская

— У меня есть только один знакомый настоящий португалец, но я от него всю жизнь под большим впечатлением. Он живет на острове Мадера и следит за лесами, он лесничий. Сравнительно молодой человек — сейчас, я думаю, ему к сорока, когда мы познакомились, ему было около двадцати. Он следит за лесом, чтобы в лесу все было хорошо. Он этим абсолютно доволен. Он искренне любит природу, все, что он делает, искренне любит людей, он очень умный, но он в такой простоте — ну, я думаю, мои слушатели меня поняли. То есть в нем нет этого ажиотажа — урвать, каких-то амбиций, которые иногда помогают, но, как правило, все-таки мешают жить. И то, что меня в нем поразило, — человек доволен своей жизнью, он доволен тем, что имеет, и доволен тем, что он делает, и он это делает хорошо. Вот. Это мой знакомый португалец. И, наверное, я даже... Наверное, он по этим вот вышеперечисленным качествам на первом месте среди всех моих знакомых, честно говоря, вот этот простой португальский парень. Они все такие, да, португальцы?

Священник А. Пискунов

— Да, но люди, конечно, разные все везде. Но действительно, португальцы впечатляют. Это действительно национальное достояние. Народ и люди — это то, чем страна может гордиться. И то, что тебя цепляет. То, что тебя цепляет, то, по чему скучаешь, когда уезжаешь. Они очень хорошие, добрые.

Л. Горская

— Есть ли среди Ваших прихожан настоящие португальцы? Или это все-таки только русскоязычные эмигранты?

Священник А. Пискунов

— Нет, у нас приход многонациональный, и у нас есть люди из разных стран — и из Украины, из России, из Грузии, из Молдавии, из Сербии, из Румынии, греки даже есть. Есть португальцы, есть местные жители — это, в основном, молодые ребята, их несколько человек. Кто-то из них крестился в Греции, например. Обычно с высшим образованием ребята, с философским, с историческим, которые читали и вот узнали о православии, и пришли к нам, и мы их не прогоняли. (Смеется.) Мы рады, конечно, что у нас приход многонационален. Потому что, ну, православие — это такая вот религия не этническая по своей сути.

Л. Горская

— Напоминаю: в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», и с Вами Лиза Горская и священник Александр Пискунов, настоятель прихода Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в городе Порту. На сайте Вашего храма http://porto.cerkov.ru первое, что бросается в глаза, это публикация фотографий и расшифровок военных писем, воспоминаний Вашей прихожанки Ольгой Журавской. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте, об Ольге самой чуть-чуть.

Священник А. Пискунов

— Это очень интересная семья — семья священника из Пензенской области, из епархии отца Михаила Лебедева. Нашими прихожанками являлись его дочь, которая умерла, и мы здесь ее отпевали, и это именно ее воспоминания мы сейчас печатаем, и ее дочь, внучка отца Михаила, то есть дочка Ольги — Елена Николаевна Журавская. Она наша певица, солистка, прекрасная вокалистка, ей уже за семьдесят. Елена Николаевна вместе со своей мамой Ольгой Михайловной прожили много лет на Азорских островах, и там у них была часовня своя, Елена Николаевна там преподавала музыку. И к ним приезжал туда, в эту часовню, отец Арсений Соколов из Лиссабона, регулярно служил литургию. Очень интересная христианская семья. Для меня это очень интересно, поскольку отец Михаил Лебедев, дедушка нашей прихожанки Елены Николаевны, закончил Петербургскую Духовную Академию в 1915 году, и прожил... Стал священником после войны, правда, только. До войны он преподавал в школе, в разных школах в Пензенской области. Для меня вообще человек — выпускник Духовной Академии, дореволюционной Петербургской — это что-то... это какая-то легенда. То есть я ее представляю... Я сам учился в Петербурге в семинарии, но я читал сочинения дореволюционных выпускников — то есть это очень для меня еще высокий уровень вообще образования, богословия, знания языков. И очень интересно, что можно с таким священником познакомиться через наших прихожан. И у него есть прекрасные воспоминания, у отца Михаила, и я надеюсь, что они в ближайшее время будут опубликованы в одном из журналов Петербургской Духовной Академии. Мы на сайте потихоньку публикуем воспоминания дочки отца Михаила Ольги, которые, конечно, затрагивают и жизнь семьи до войны, и во время войны, и воспоминания об отце Михаиле. Мы на сайте публикуем воспоминания Ольги Михайловны Журавской о ее детстве, об отце — это те воспоминания, которые сейчас расшифровывает ее дочка. Вот появилось свободное время, время карантина — она мамины тетрадки берет, расшифровывает, и мы их публикуем на сайте пока, может быть, потом в каких-то более серьезных изданиях это увидит свет. А мама — да, это вот наша прихожанка, здесь она покоится на кладбище в Порту. Несколько лет назад мы вот ее здесь отпевали, в нашем храме.

Л. Горская

— То есть у женщины 70 лет свободное время появилось только во время карантина? Вот можно об этом тоже поподробнее? Чем же она занимается?

Священник А. Пискунов

— Ну, она поет в нашем храме. Она вышла на пенсию, до недавнего времени преподавала в музыкальной школе. На пенсии, но все равно есть какие-то дела, есть какая-то суета, есть спевки, есть подготовки к службам, необходимость куда-то поехать, выехать. Все-таки на карантине у многих больше времени появилось, и руки дошли до того, до чего раньше не доходили. У нас есть такой проект на нашем YouTube-канале мы делаем интервью с нашими прихожанами. Было такое уже интервью с Еленой Николаевной, с ее подругой — и о дедушке мы говорили. И есть несколько замечательных прихожан, несколько прекрасных людей — удивительных, интеллигентных, умных, с которыми удалось записать такие интервью.

Л. Горская

— А вот такой вопрос: сайт храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в городе Порту, который легко ищется в любом поисковике, сайт http://porto.cerkov.ru... Вот эта заглавная фотография, этот чудесный вид на залив — это вид из храма?

Священник А. Пискунов

— Нет-нет, ну, это просто узнаваемый вид города Порту. Храм у нас — он не имеет такой православной формы. У нас нет купола золоченого, потому что, ну, это католическая церковь, причем, такая домовая, которая встроена в школу. Такая картинка — самого города Порту, где есть такой вид.

Л. Горская

— А сам храм как найти, кроме как в Интернете? Может быть, кто-то из наших прихожан, оказавшись в Порту, вспомнит эту программу нашу с Вами интересную и не будет иметь доступа в Интернет. Как найти ему Ваш храм?

Священник А. Пискунов

— Наш храм находится прямо в центре, возле площади Баталья и моста Инфанте, понто де Инфанте. Нас можно найти по адресу, адрес храма: улица Алешандре Эркулану, 97.

Л. Горская

— И внешне, архитектурно он никак не выделяется?

Священник А. Пискунов

— Не выделяется, да. Скорее всего, сложно будет найти. Ну, можно позвонить мне всегда. И вообще, храм легко находится — мы есть на Google-картах и в TripAdviser, и все очень легко найти.

Л. Горская

— Что у Вас еще есть в Вашей общине? Я знаю, есть детский центр «Облака».

Священник А. Пискунов

— Да, есть такой центр, там занимаются дети. Занятия русским языком, музыкой, английским языком. Есть читальный зал, такой литературный кружок, театральная студия, танцевальная студия. Детей там немного, и дети — не только наши прихожане. Ну, в большинстве даже — не наши прихожане, поскольку приход у нас не такой большой. Кроме того, в этом центре мы проводим встречи со священником накануне праздников, перед Пасхой, например, перед Рождеством — какие-то встречи, где говорим о Церкви и Священном Писании. И центр готовит обычно постановки, праздники, вот на Рождество елку устраивает — каждый год разные сюжеты, театрализованные такие представления. И руководит им моя супруга Мария.

Л. Горская

— Как Вы все успеваете? Традиционный вопрос.

Священник А. Пискунов

— Да я думаю, что не все мы успеваем... Мы успеваем не все. Хотелось бы делать больше.

Л. Горская

— Я, наверное, Вас традиционно в конце программы спрошу о том, как Вы пережили эту эпоху... ну, продолжаете переживать эту странную, непонятную эпоху названного карантина в Европе и неназванного карантина у нас. Что для Вас изменилось, и какие у Вас планы, несмотря ни на что?

Священник А. Пискунов

— Ну, вначале было тревожно очень, у нас не совершались... Ну вот в середине марта, когда все закрылось, у нас в храме богослужение не совершалось в течение двух недель. Потом нужно было готовиться к Пасхе, и поскольку стало понятно, что быстро все это не закончится, мы богослужения возобновили, проводили онлайн-трансляции, приходило минимальное какое-то количество прихожан, кто пел в хоре, совсем немного людей. Получилось у нас сделать такой мини-блок в YouTube, я давно про это думал, хотелось чем-то делиться с прихожанами, именно для прихожан. И вот на карантине получилось это сделать. Мы записывали даже передачи с моими детьми, назвали их «Недетские вопросы» — вот на нашем YouTube-канале эти сюжеты есть. И говорили в своих таких мини-посланиях... Мы говорили о Священном Писании, говорили об особенностях богослужений Великого Поста и Пасхи, мы читали вместе с прихожанами Псалтирь — по нескольку псалмов каждый день, общались в социальных сетях и комментировали библейские чтения на день. Как-то Господь управил, и, может быть даже, в чем-то стали более сплоченными. Освоили платформу Zoom, сейчас проводим в ней встречи нашего библейского кружка. И это позволило нам соскучиться, позволило осознать ту ценность богослужения, Божественной литургии, которую мы не всегда до конца понимаем, когда это все доступно. Сейчас богослужения возвратились. В принципе, люди — те же 30-40 человек к нам в храм приходят, как и было до карантина. То есть храм у нас довольно просторный, и, в принципе, мы помещаемся все на приличном расстоянии. И рады друг друга видеть.

Л. Горская

— Живете сегодняшним днем или все-таки планируете что-то дальше? Вот Вы сходили в паломничество по пути святого апостола Иакова. Дальше что?

Священник А. Пискунов

— У нас так Господь посылает новые вызовы, слава Богу. У нас вот совсем недавно появилась возможность пользоваться помещением, которое находится под нашим храмом, в цокольном этаже. Мы планируем, что там нужно сделать ремонт сейчас. Но мы планируем, что со временем, в будущем там сможет разместиться приходской дом, и занятия с детьми там можно будет проводить. И планируем, конечно, в будущем, чтобы мы могли бы и самостоятельное паломничество совершить в Сантьяго-де-Компостела — португальскими силами, силами прихода Порту — уже в следующем году, если Бог благословит.

Л. Горская

— Спасибо большое, отец Александр! Мы будем с Вами прощаться. Помоги Вам Бог в Ваших начинаниях. Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». Ее для Вас провела Лиза Горская. И с нами был иерей Александр Пискунов из города Порту в Португалии, настоятель прихода Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Всего доброго Вам!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Храмы моего города
Храмы моего города
Древние храмы Москвы и церкви в спальных районах — именно православные храмы издревле определяют архитектурный облик Столицы. Совершить прогулку по старинным и новым, знаменитым и малоизвестным церквям предлагает Дмитрий Серебряков в программе «Храмы моего города»
Мудрость святой Руси
Мудрость святой Руси
В программе представлены короткие высказывания русских праведников – мирян, священников, монахов или епископов – о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Стихи
Стихи
Звучат избранные стихотворения поэтов 19 – начала 20 веков о любви и дружбе, о временах года и праздниках, о лирическом настроении и о духовной жизни, о молитве, о городской жизни и сельском уединении.
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.

Также рекомендуем