«Путь к священству». Протоиерей Кирилл Соколов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Путь к священству». Протоиерей Кирилл Соколов

* Поделиться

У нас в гостях был член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта протоиерей Кирилл Соколов.

Наш гость рассказал о том, как, будучи кандидатом в мастера спорта по карате и продолжая уделять много времени тренировкам, он решил стать священником, и как спорт продолжает помогать ему в его уже пастырской и миссионерской деятельности.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

- «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня протоиерей Кирилл Соколов, член патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Добрый вечер.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Добрый вечер.

Константин Мацан:

- Отец Кирилл, вам напомню и нашим слушателям о том, что в этом часе по вторникам в восемь вечера мы говорим со священником о его пути к вере и в вере, о том, какая цепь событий привела к тому, что человек дерзнул захотеть стать священником. Это всегда путь, как нам представляется, путь поиска ответа на вопросы, может быть, путь, связанный с сомнениями, а может быть, нет. Но в любом случае на этом пути вопросы возникают. Нам кажется, что те ответы, которые для себя нашел человек, который в итоге стал священником, могут оказаться созвучны, срезонировать с теми вопросами, которые есть у всех наших слушателей, среди которых люди церковные и не церковные. Вот об этом поговорим с вами, поэтому разговор такой биографический, чуть было не сказал болевой, с выходом на духовные вопросы. Ваш путь к вере и в вере на какие главные этапы распадается?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Наверное, до поступления в семинарию, учеба в семинарии и потом жизнь на приходе.

Константин Мацан:

- Так.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- До семинарии – это молодежное состояние, до 18 лет. В семинарии четыре года. И дальше уже путь священника, который можно раскладывать дальше на какие-то этапы.

Константин Мацан:

- До семинарии вы были из верующей семьи, вы с детства верующий?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- У меня бабушка была верующей, родители верующие были. Как и у всех в советское время… я в семинарию поступил в 95-м году, то есть момент полураспада страны наносит на поколение священнослужителей, которые пришли в 90-е годы, определенный отпечаток. Я думаю, в то время многие приходили именно по зову сердца, по призванию. Мы видим, я на своих сокурсниках вижу, часто общаемся, у нас идеалы другие были, чем у современной молодежи, мы стремились, у нас было горение, нас не пугало идти и восстанавливать храм в лесу. Наоборот было большое желание. Сейчас, я думаю, немногие семинаристы согласятся что-то восстанавливать, строить с нуля. А у нас тогда было горение, мы были готовы, было стремление, видимо, закваска еще царско-советского режима сохранялась. После 90-х поколение молодежи меняется, у них многих, к сожалению, нет этого стремления. Многие смотрят, а куда, а как, а что потом будет? Это видно по многим, стараются в сторону уйти в сложных вопросах. Я думаю, этот период с младенчества до совершеннолетия современного в моей жизни один из ярких воспоминаний, это школа, это прогулы, хулиганство, это тренировки, занятия спортом. 

Константин Мацан:

- Какими видами спорта вы занимались?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Я занимался каратэ, до 12 лет занимался дзюдо успешно и потом перешел, когда разрешили, каратэ стал заниматься, дошел до кандидата в мастера, получил разряд. Занимался рукопашным боем. То, чем занимались обычные мальчишки того времени, 90-х, это считалось нормой жизни. Сейчас смотришь, мальчики больше за компьютером сидят, в гаджетах. Тогда, слава Богу, нам повезло, этого не было, тренировки два дня в неделю в спортзале, остальные пять дней в лесу на поляне. Мордобой друг другу, синяки, это считалось нормой, никто не плакал, кто-то ударился, кого-то ударили, больно, не больно. Занимались, жили бурной жизнью.

Константин Мацан:

- Откуда тогда семинарию взялась?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Семинария и взялась в этот момент. Поиск духовного все равно есть у любого молодого человека. Я в 14 лет начал ходить в храм. У нас открылся недалеко, я жил в Мамонтовке, рядом в Клязьме открылся храм, похаживали туда мальчишками, пацанами. А потом в какой-то момент я прирос к храму, стал ходить в алтарь. Продолжая заниматься спортом, ходил в храм. Потом уже оставил и уже именно стал алтарничать в храме, помогать. Там прекрасный священник, до сих пор служит, отец Сергий, он игумен, сейчас духовник епархии. Под его духовным руководством начали расти, возрастать. Он привил любовь и к молитве, и к богослужению, за что я ему очень сильно благодарен. Потом он был близким духовным чадом отца Кирилла (Павлова), мы с ним часто ездили к отцу Кириллу, и отец Кирилл в некоторых моментах сыграл большую роль в моей жизни, благословил меня на брак с будущей супругой, благословил в семинарию. Череда таких непоследовательных событий, вроде спортсмен, хулиган, мальчишка-двоечник поступает в семинарию, получает благословение старца.

Константин Мацан:

- Вы сразу после школы пошли в семинарию?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Фактически, да, в 18 лет, там промежуток был небольшой. Череда этих событий, которые кажутся нелогичными, проходит какое-то время, ты начинаешь понимать, что Господь тебя так вел, этими путями, немного окольными, но привел туда, куда ты должен был прийти. Потому что четыре года семинарии пролетели очень быстро, знакомство с моей будущей матушкой произошло, мы были с ней в лавре, подошли к отцу Кириллу, он благословил, мы поженились. И после этого попали на приход, как я и сказал, строить, восстанавливать. Мы пришли в храм условно, документы на храм были, а от храма была только маленькая часовенка 6х6 и стены на метр от земли подняты. Батюшка молодой, 20 лет, вот тебе кадило, как в том анекдоте, а я думал, а у вас еще зарплату платят - нет, зарплату не платят. Пришли, начали заниматься стройкой, собиранием людей, прихода.

Константин Мацан:

- А что это за храм был?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Сейчас это большой уже храм вырос, храм святителя Николая возле станции Правда. Я всем говорю: «Бог не в Москве, не в Петербурге, а в Правде». Храм был построен, в 2006-м году мы закончили его строительство, трехпредельный. Основной предел Николая Чудотворца, правый – Казанской иконы Божией Матери, левый – Иоанна Предтечи. Владыка митрополит Ювеналий его освятил. За шесть лет, усердно занимались, построили с прихожанами храм, без спонсоров каких-то богатых.

Константин Мацан:

- Что прямо сами строили, руками своими?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Нанимали людей. Кирпич разгружали, цемент своими руками разгружали, не стеснялись, поработать некому было, бабушки и всё. Сейчас храм живет своей жизнью, но тогда надо было очень сильно… Как потопаешь, так и полопаешь – поговорка известная, старая-старая. Приходилось много двигаться, много общаться, чтобы там попросить кирпич, тут цемент, что-то еще, вверну красивое слово, коллаборация происходила.

Константин Мацан:

- Интеграция.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Да, интеграция, и храм построили. Ну а дальше уже пошла приходская жизнь, работа. И 2011-й год, если жизнь священника брать, это был ключевой разворот в моей жизни. Я принял участие в проведении спортивного мероприятия, отчасти организатором был, один из. Мы провели первый турнир имени Николая Японского. Тогда как раз был Фукусима, собирали деньги, и со спортсменами, с друзьями общались: надо что-то сделать. Давайте проведем благотворительный турнир. Провели. Собрали средства, передали их в посольство. По тем временам это две тысячи долларов было, достаточно хорошие средства, мы передали. От храма собирали, передавали через епархию, а это благотворительный турнир провели, собрали деньги, передали на восстановление Фукусимы. И с этого момента начались изменения в моей жизни, я начал взаимодействовать со спортом все больше и больше. Стали общаться с разными федерациями. И сейчас некогда маленький турнирчик, фестиваль стал иметь название - Патриарший фестиваль спортивных единоборств и боевых искусств «Кубок равноапостольного Николая Японского», вырос. И участников сейчас каждый год четыре с половиной тысячи мальчишек и девчонок, принимает активное участие шестнадцать федераций. В этом году проводили в феврале. В следующем 24-м году будет также проходить в феврале в городе Мытищи. Можно разбить жизнь на ключевые точки, и о каждой точке можно говорить часами, интересно. Но так как, я понимаю, время ограничено, мы обо всем не сможем поговорить.

Константин Мацан:

- Протоиерей Кирилл Соколов, член патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Время ограничено, но не настолько, чтобы мы не могли кое о чем поговорить. Вы помните, что впервые подвигло в храм зайти? Времена юношеские, в те времена не каждый, кто рос хулиганом, приходил в храм. Все-таки должен быть какой-то интерес, он откуда-то должен был взяться, чего надо искать, чтобы понять, что я этого, может быть, могу нигде не найти, кроме храма.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Такого интереса, где я что-то найду, кроме храма, не было. Просто интересно, что что-то открылось. Вдруг открывается в 91-м году храм рядом, какой-то храм, какие-то люди, батюшка в черном интересный. Такой момент, когда в юности ты смотришь на все интересное. 90-е годы, развал страны, когда все неожиданно стало можно, западное влияние пошло, что-то свое, открываться повсеместно храмы, это было интересно. Мы приходили мальчишками посмотреть, а что такое храм какой-то, а там еще зовут что-то помочь надо, потрудиться, разобрать какие-то леса старые. В храме, куда я пришел, был театр. Мы пришли, потом был пожар, нас приглашали, приходите, помогайте разгребать после пожара эти головешки. Мы приходили, нам было интересно, храм, что-то такое древнее, какая-то история. Общались с пожилыми людьми, так появилось общение. Изначально был простой интерес. Я сейчас скажу такую злую вещь: почему современные воскресные школы в большинстве своем не приносят пользы для молодежи? Потому что они 6 дней учатся в обычной школе, потом приходят в воскресенье, и те же самые уроки, только под другим названием, проходят. А у молодежи, она же живая, ей нужны какие-то живые уроки, общение, куда-то поехать, в лес сходить за грибами, в поход, чтобы молодежь двигалась, тогда ей будет интересно. Как я приходил в храм, мне было интересно прийти, потому что там что-то было. Не потому что батюшка мне: Закон Божий, учи Отче наш. Это выучилось, но со временем, чуть позже, когда стал появляться интерес к молитве. Но первоначально мы приходили потому, что было интересно посмотреть, что тут. Да еще и, а вдруг клад найдем, здесь же наверняка какой-то священник богатый был, какой-нибудь купец запрятал. Какие-то детские мысли были. Но просто был живой интерес, что это, что за храм, что за богослужение. Просто приходили, нас никто насильно не тащил, не выгонял.

Константин Мацан:

- А как о священстве впервые мысль пришла?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Когда я уже ближе к 18-ти годам стал укрепляться в вере, стал ходить в храм, алтарником уже укрепился, то появилось направление, стали думать, школу заканчиваем, куда дальше? Отец Кирилл (Павлов) сыграл в моей судьбе ключевой поворот, благословил поступать в семинарию. Я считаю, что у каждого должен быть человек, который где-то, в какой-то момент подскажет. Часто мы не обращаем внимания на тех, кто…

Константин Мацан:

- А вы сами не думали о священстве?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Нет, я думал, но все-таки боязнь того, что это что-то… Сейчас к священнику относятся: здорово, батя. А раньше батюшка – что-то возвышенное и очень серьезное. Поэтому нужно было взять благословение, чтобы пойти в семинарию учиться, потом мы воспринимали семинарию немножко по-другому, что там учатся, такие ботаники должны быть, три золотых медали из школы, он МГУ должен был закончить.

Константин Мацан:

- А оказалось?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Оказалось, учиться не так уж и сложно, нужно чуть-чуть желания и стремления порявить. Не так уж сверхсложно. Изначально были мысли, что там очень тяжело, а оказалось, как и в любом институте, надо учиться. Можно просидеть четыре года, прослушать курс лекций и выйти таким же, как зашел, а можно выйти образованным, грамотным, только приложить немного усилий.

Константин Мацан:

- Каким в общении был отец Кирилл (Павлов), легендарный старец Троице-Сергиевой лавры?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Очень добрый. Очень добрый, отзывчивый, внимательный. Многие вещи, которые он говорил, тогда не воспринимались в силу молодости, наверное, в силу каких-то вещей, как надо было бы воспринимать. Я помню отца Кирилла очень веселым, добрым, очень любил молодежь. Приезжали к нему и вечером на чтение канонов, акафистов, он читал. У него монахи собирались в келье, мне повезло, я бывал на этих молитвах. Тогда там была такая комната почтовая, благословлял в ней, бывало, переночевать. Такой очень светлый-светлый человек. Вот именно, как передача «Светлое радио», только это светлый батюшка был, на самом деле светлый. Я до сих пор, приезжаю в лавру, первым делом иду к отцу Кириллу, потом иду к преподобному. Подхожу возле могилки, помолюсь.

Константин Мацан:

- По старшинству, сначала к младшим чинам, потом к самым верхним.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Да. Во-первых, он по дороге, сначала заходим к нему, потом идем уже к преподобному. Но он его ученик, я думаю, один из любимых, потому что столько лет он был духовником лавры, это дорогого стоит, он оставил столько духовных чад после себя, что их море. Общаешься с людьми, и: я тоже батюшку хорошо знал, я тоже. И так получается, где-то с кем-то общаешься - удивляешься.

Константин Мацан:

- А когда вы стали священником, что для себя такого в священстве открыли, чего раньше не подозревали, что-то, что открывается в опыте, и пока ты сам к этому не прикоснешься, об этом невозможно знать?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Из плохого – привыкание к алтарю, к святыне. Это очень быстро происходит, и с этим сложно бороться, это надо побеждать в себе. Когда человек говорит: «я никогда не привыкаю». Привыкает. Привыкаешь, что ты немножко в сане отличаешься от простого человека. Тебе не надо исповедоваться каждый раз перед литургией. Можно, но не получается, исповедь раз в две недели, раз в месяц. Свои отпечатки накладывает.

Константин Мацан:

- У кого священник исповедается?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- У духовника епархии или у священника, своего духовника, приходит к нему исповедается. Я стараюсь исповедоваться раз в две недели, потому что тяжело бывает. Ты набираешь груз, ты зарастаешь. Все подходят: батюшка благослови послабление на молитву, на это. Естественно появляется возможность и себе благословить, ослабить. Это привыкание к святыне появляется, и это негативное качество, с которым приходится бороться.

Константин Мацан:

- А как с ним бороться?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Заставлять себя, понуждать, что будь внимательней, будь более ответственным. На службе, когда ты занимаешься строительством, у тебя вместо литургии идет стройка. Живой пример - житие Василия Блаженного, когда он царю говорит: «а ты не был сегодня на богослужении». Он говорит: «как, я с тобой рядом стоял. – Нет, ты строил храм, ты занимался стройкой другого храма». Когда Иван Грозный представлял, как он построит храм будущего Василия Блаженного. Он тогда покаялся перед Василием Блаженным. То же самое священник, который занимается стройкой, чем-то еще, какой-то деятельностью, у него часто во время службы мысли уходят: надо кому-то позвонить – и всё, и ты себя ловишь, возвращаешь в момент богослужения. Это естественно, я думаю, нет такого человека, у кого бы мысли во время службы не уходили.

Константин Мацан:

- А это вообще гигантская проблема, не только связанная с богослужением, но любой человек, который пробовал молиться, понимает, что мысли моментально разбегаются в разные стороны, как только ты решишь, что я сейчас сосредоточенно помолюсь. А что вы рекомендуете как пастырь, как духовник, людям, которые с таким вопросом к вам обращаются? Как не терять собранности мыслей?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Возвращаться к тому же моменту, из которого ты ушел. По-другому не получится. Я имею в виду домашнюю молитву, потому что на литургии не вернешься, служба идет независимо. А в домашней молитве возвращаться. Как только мысли ушли, ты должен вернуться в это же место, по-другому никак. Бес, он все-таки существует…

Константин Мацан:

- Не все-таки, он существует.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Он человека выдергивает, пытается вытащить из молитвы, и священник, к сожалению для священников, оказывается на передовой, на первой линии атаки бесов, бесы его первого атакуют, потом уже идут к прихожанам. И бесу интереснее священника выдернуть из молитвы, здесь приходится сосредотачиваться, ловить себя на мысли: отбрось вот это, это потом, потом, потом. Проскакивают мысли, что надо туда… Ты стоишь, вроде бы молитва, сосредоточился, потом, раз - и побежал, куда-то мысль мелькнула и полетела. Себя возвращаешь в состояние молитвы, потому что никуда не деться, мы все живые люди, мы все подвержены испытаниям. Хочется, не хочется, как говорили старцы, каждый падающий должен встать. Если он не встает, то он никогда не принесет покаяния.

Константин Мацан:

- Это вы сказали о том, что для себя открыли в священстве, когда стали священником, из плохого. А из хорошего?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Из хорошего - силу молитвы. Господь дает, помогает. И я, честно говоря, часто прибегаю к этому, приходится, потому что люди приходят: батюшка, помолись. Бывает, о себе вспоминаешь в последнюю очередь. Но когда помолишься от души, от сердца, Господь дает. Но еще больше не когда помолишься, а когда говоришь: «Господи, вот это дело возлагаю, отдаю Тебе в руки, как ты решишь, так пусть и будет». И оно решается очень быстро. Господь очень быстро помогает человеку. Мы за нашими мирскими делами, за суетой, попыткой стать ближе к народу, забываем, что отпускать надо многие дела. Господь много хороших вещей сказал в Писании, которые мы просто опускаем, забываем в силу своей бурной деятельности, движения. Господь говорит: «отдай Мне суд и Я воздам». Если ты с кем-то поссорился, не надо мстить, отвечать. Отдай Богу суд, Господь воздаст. И не дай Бог, чтобы Он воздал.

Константин Мацан:

- А как же «на Бога надейся, а сам не плошай»? Как одно с другим сочетается?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- На Бога надейся, проси, отдай Ему, но при этом сам работай, трудись, не стой на месте, «под лежачий камень вода не течет».

Константин Мацан:

- Отдать Богу не означает пассивность и бездействие.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Вот это понятие, как Бог даст – я считаю, самое страшное, что есть в православии. Человек говорит, как Бог даст и всё, и пошел, ему все равно, что произойдет, он пассивен. Вот это наше, к сожалению… И, я думаю, многие священники замечают проблемы, что люди подходят за благословением: батюшка, благословите поехать туда-то. Он не потому, что ему что-то нужно или на что-то благословить, а просто, чтобы не отвечать. Не получилось, значит, Богу не угодно. А то, что ты не доделал, что-то не сделал. То есть взять свалить свою вину на другого. Помните, в Дюма было, люди берут совет для двух случаев: если что-то не получится, то винить того, кто советовал, а если не сделал, то скажет, что плохой совет был. То же самое с благословением, люди говорят: «благословите, но если не получится, значит, Богу было не угодно». Чтобы найти себе потом оправдание. А ведь можно делать, не взяв благословение, начать и делать, а потом Господь тебя благословит. Прийти и сказать: батюшка, вот я делаю вот это доброе дело, кормлю бедных, убогих. Или сначала я пойду возьму благословение, чтобы их кормить, а вдруг меня не благословят, тогда делать не буду. А может быть, ты начнешь делать, потом придешь: я вот делаю, благословите продолжить, может быть, совет какой-то дать, как лучше сделать. Тут как раз человеческое лукавство возникает.

Константин Мацан:

- Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» протоиерей Кирилл Соколов, член патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. У микрофона Константин Мацан. Не переключайтесь.

Константин Мацан:

- «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня протоиерей Кирилл Соколов, член патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Мы продолжаем наш разговор. Упомянули вы уже про турнир, соревнования, чемпионат имени святителя Николая Японского по единоборствам. Расскажите, какова миссия этого дела. Спрашиваю, потому что понимаю, что явно это не просто соревнования, чтобы люди и дети приехали и своими спортивными достижениями поделились, не только ради спорта. Безусловно, ради него тоже, но есть, наверное, какая-то сверхзадача у него для вас как для пастыря?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Здесь идет миссионерская задача показать, что православные не сидят по углам, такие толстовцы, которых можно пинать, вытирать руки, ноги. Православные такие же, как другие ребята, которые во дворе бегают, что православный человек может быть воином, может быть спортсменом. Живой пример – Федор Ушаков, Александр Невский, Кутузов наш любимый, тот же отец Кирилл (Павлов), герой Советского Союза, герой Сталинградской битвы. Их много. Я служил в свое время с отцом Алексеем Осиповым, он инвалид войны, у него не было ноги, орден Победы, такой орденоносный батюшка был, замечательный священник. Он мог с любым молодым поспорить в свои 82 года по поклонам. То есть без ноги быстрее делал поклоны, чем любой молодой священник. Таких примеров много. Данный турнир является мероприятием, которое говорит о святителе Николае - современные слова такие, как пиар не подходит - напоминает нам о том, что наш современник Николай Касаткин в Японии создал Церковь. Мы пытаемся увековечить его память, не просто в церкви, в святцах, в храме на иконочке где-то висел в уголке, никто бы о нем не знал. Чтобы о нем узнали, что это человек, который пришел в чужую страну, где была ненависть ко всему европейскому, особенно к христианам, благодаря нашим товарищам из Испании, конкистадоры, которые приезжали в Японию, японцев захватывали в рабство, продавали. Была ненависть, на самом деле серьезная ненависть к христианству. И он в это время пришел в Японию, стал проповедовать и создал целую Церковь. Двести храмов построить в стране, где ненависть к христианству - это дорогого стоит. Создать большую общину в тридцать тысяч человек - это громадный труд. Перевести почти все богослужения на то время на японский язык, тоже, скажем так, не самая легкая задача. Пятьдесят лет человек кропотливо работал, занимался большим трудом, создал семинарию, несколько регентских классов. Можно долго говорить о том, что было сделано. Но одно из его достижений: он при семинарии открыл секцию дзюдо, в которой воспитался Василий Ощепков, которого потом святитель Николай благословил заниматься дзюдо у Кано Дзигоро, основателя дзюдо. И он по истечении определенного времени, вернувшись в Россию, был основополагающим создателем нашего самбо, о котором мы сейчас говорим. У нас есть проект «За самбо», «Самбо в школу», но никто не задается вопросом, кто Ощепков для самбо? Он был отцом-основополагателем этого всего, он пришел, стал создавать кружки. Очень много работ, изысканий на эту тему было сделано не церковными историками. Именно историками, которые с другой стороны смотрели, кто такой Ощепков. Он, оказывается, еще был разведчиком и погиб в застенках в 37-м году по навету как японский шпион, он погиб в Москве, в тюрьме, в Бутырке. Но он оставил после себя громаднейший труд. И то, что мы сейчас имеем наш национальный вид спорта самбо, это его заслуга. Кто его благословил? Благословил святитель Николай. И эту светлую память о святителе Николае как раз турнир и доносит до молодежи. На турнир приходят не только православные, приходят мусульмане, приезжают буддисты, то есть мы ведем работу межконфессиональную, межнациональную. У нас очень хорошо представляется Чеченская республика, приезжают спортсмены, приезжает, сейчас он возглавляет Чеченскую академию наук Джамбулат Вахидович Умаров, тогда он был вице-премьером, приезжал к нам на фестиваль, с удовольствием выступал. В 2020 году мы открывали памятник Александру Невскому, 800-летие было, он принял активное участие в установке памятников Пушкину, Александру Невскому и открытии его. Казалось бы, чеченец, какой там князь русский, наоборот он приехал, ради этого события отложил какие-то дела, принимал участие. Данный фестиваль показывает нашим ребятам, что православные это не только, которые в храм ходят, но еще и занимаются спортом, которые общаются с другими конфессиями, не стесняясь, могут выйти и на татами. Представители федераций, которые у нас приходят, мне сообщали, в течение какого-то времени мы пытались мониторить, кто приезжает. Многие ребята, которые были у нас на фестивале, принимают участие в СВО, порядка 15 орденов мужества. Мы попытались разрозненную информацию собрать, узнали, что есть ребята, которые получили ордена мужества. Сегодня мы нашим коллективом получили благословение святейшего патриарха окормлять добровольческий отряд «Союз», поддерживать. Там в основном спортсмены, порядка двухсот человек спортсменов, которые занимаются разными восточными единоборствами, но все с удовольствием причащаются, исповедаются, крестятся, когда приходит священник. Святейший патриарх благословил туда священнослужителя, тоже спортсмена, он теперь будет их на постоянной основе окормлять, ездить раз в два месяца на неделю, на две, приезжать, служить для них службу, чтобы ребята были под постоянным духовным окормлением. Вот наша задача была. Мы долго думаем, что принес турнир? Да вот он принес, что в сложные годы спортсмены мобилизовались, поехали, а мы, их духовные наставники, продолжаем их окормлять. Уже не на соревнованиях, а в страшных условиях, продолжаем поддерживать наших ребят, которые принимали когда-то участие, мальчишками приходили на турнир лет десять назад. Они выросли, здоровые ребята, которые не боятся защищать свою родину, и встают плечо к плечу с тем же мусульманином, с которым они соревновались ранее, и они вместе защищают нашу страну, наше государство – это дорогое удовольствие. Когда ты понимаешь через какое-то время, что ты косвенно, но принимал активное участие в становлении этой жизни у ребят. Большое удовольствие получаешь, когда узнаешь о том, что кто-то с фронта тебе написал письмо или стихи прислали: батюшка, помните, мы у вас проходили соревнования в 2015 году. Думаешь, кто такой? На фотографии он уже вырос, он уже большой, у тебя благодарность и большая радость, согревается сердце, думаешь, не зря столько лет занимаюсь этим делом, которое поначалу даже священники многие не воспринимали. Зачем эти фестивали, турниры, единоборства, бокс? В храм пусть идут все молятся целыми днями - это основная наша задача. А оказалось, нет, вот она, основная задача была: поддержать молодежь, дать им правильный вектор жизненный. То есть научить, что такое хорошо и что такое плохо. Мы постарались научить ребят, что такое хорошо и где находится, как воспринимается «плохо». Я думаю, основная задача фестиваля выполнена. Мы видим, что наши ребята выросли и выбрали правильную дорогу.

Константин Мацан:

- А есть ли примеры, когда ребенок приходит на фестиваль и потом через это знакомится с церковью и воцерковляется?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Конечно. У нас на фестиваль приезжают много команд со священниками. Из Твери отец Артемий приезжает. В деревне Береза, где родился святитель Николай, в этом году был поставлен большой памятник святителю. Я принял тоже активное участие в установке памятника, в подготовке. Мои прихожане делали, Кирилл Карюхин, прихожанин нашего храма, создатель этого памятника на родине святителя Николая Японского. Ребята, которые приезжают, видят, постепенно узнают, кто такой Николай Японский, почему фестиваль проходит именно Николая Японского. Начинают задавать вопросы, мы и книжки и иконки дарим. Священники принимают участие, разные батюшки с разных епархий каждый день приезжают, мы встречаемся, общаемся, пьем чай, отвечаем на вопросы детей. Многим это помогает, я думаю, они узнают о том, что батюшка еще и рядом на татами. А некоторые подходят за благословением: у меня сейчас бой за первое место, благословите. Даже если ребенок проигрывает, он все равно проигрывает с улыбкой.

Константин Мацан:

- А это вопрос, который я не мог не задать, очень важный, хотел задать, про победы и поражения. Есть представление, что спорт, это про победу, важно победить, и плох тот спортсмен, который не стремится к победе. При этом с другой стороны, я от многих наших ведущих спортсменов в интервью слышал такую мысль, что научиться поражению важнее. И ребенка важно учить правильно, достойно уметь принимать поражение. Что вы им об этом говорите?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Научиться поражению – это победа больше, чем победа на татами.

Константин Мацан:

- Та-ак.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Потому что человек понимает, что он не доработал, у него должно произойти осознание недоработки, что он что-то сделал не так. Он должен осознать, почему он проиграл. Здесь важна задача тренера и священника, которые находятся рядом, поддержать. Помним соревнования в Токио 2020? Олимпийские игру, когда Камила, мусульманка, выступала, ее засудили, и священник наш отец Андрей, духовник Олимпийской сборной оказался рядом, поддержал ее в трудный момент, оказал ей духовную поддержку, протянул ей руку помощи. Она мусульманка, но был русский священник рядом, он ее поддержал, укрепил, подобрал вовремя правильные слова. То же самое и в любых других соревнованиях. Если есть рядом священник, который может мальчика или девочку, который проиграл, утешить, не просто дать конфетку: съешь конфетку и будет тебе счастье, а подобрать правильное слово – дорогого стоит. Через поражение ребенок может вырасти в более серьезного спортсмена. Спортсмена нет, который бы не проигрывал, это нонсенс, нет такого, это тогда не спортсмен, а какой-то робот. Сегодня выиграл, завтра проиграл. Что такое соревнование вообще? Многие думают, что это гонка только за медалями. Соревнования это один из аспектов тренировки, та же тренировка, только с небольшим бонусом, что у тебя звание, медаль и не более того. Для многих тренеров соревнование – это попытка донести до спортсменов, что твои знания, которые ты получил, смог ли ты правильно отработать или не смог, применяешь ли то, к чему ты стремишься. Спортсмен же должен показать свою лучшую сторону. Если он не смог показать, значит, что-то не доработал, где-то допустил ошибку. Возвращаешься заново в исходную точку, как на молитве, когда твоя мысль уходит, ты возвращаешься в ту же самую точку и начинаешь заново. То же самое и на соревнованиях. Проиграл, значит, вернулся в ту же самую точку. Если ты выиграл, важно тоже не возгордиться: я молодец, я чемпион. Надо тоже здесь оказать духовную поддержку, сказать, что ты молодец, ну-ка, давай, молодец, сегодня ты попраздновал, а завтра ты возвращаешься в зал и снова, но уже как чемпион, в два раза больше работай. Чемпион должен в два раза больше работать, чем простой спортсмен, который не чемпион. Потому что на тебя смотрят твои товарищи, они на тебя ровняются, значит, ты должен показать уровень еще выше. Победа не всегда бывает настолько сладка. Сегодня ты выиграл, отжимался пятьдесят раз, а завтра после того, как ты выиграешь - сто раз, чтобы за тобой тянулись другие, показать, что ты выше на ступень, чем они.

Константин Мацан:

- Наверняка бывают ситуации в любом спорте, да и в любом деле, что какое-то соревнование ответственное или какой-то важный рубеж, ты не побеждаешь. Понимаешь, что были допущены ошибки и идет какое-то время до следующего соревнования. Ты готовишься, ты работаешь над ошибками и ждешь следующего шанса проверить себя опять: в этот раз я все ошибки учел? И опять что-то не получается, второй раз, может быть, третий раз. И человеку в любом деле, предположим, в спорте, как и в духовной жизни, может быть, приходит мысль: тем ли я занимаюсь, а надо ли оно все? Может быть это не мое? Вам с таким как пастырю и наставнику спортсменов юных приходилось сталкиваться?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Естественно. 

Константин Мацан:

- Что вы говорите?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Я сам тренировал детей, занимался с ними. Здесь очень важно, чтобы тренер не посылал просто ребенка на соревнования. Очень важно, чтобы у ребенка не получилось боязни, что он проиграет. Соревнования есть разных уровней, есть городские, есть районные, есть областные, есть всероссийские. Если мы пошлем неготового спортсмена на всероссийские, он, естественно, будет проигрывать. Надо начинать с маленьких, с клубных соревнований, чтобы он привыкал, что можно выиграть, можно проиграть. То есть обучение. Почему я и говорю, что соревнования - это тот же тренировочный процесс. Тренер должен подобрать своему ученику правильную систему тренировки, не гнать его сразу на чемпионат большой, где он поиграет обязательно, где он может быть травмирован. А начинать с малого, чтобы он привык, что есть победа, есть поражение, что он может выигрывать, может и проигрывать, чтобы у него была подготовка, здесь задача тренера. Тренер для многих спортсменов как второй отец, и, может быть, даже больше чем отец, потому что он проводит с ним больше времени, он его слушает внимательно. Даже дома папа пришел, подзатыльник и вместе посмотрели телевизор, всё. Папа работает, сын учится, а тренер проводит с ним два-три дня в неделю, причем тренировки по два часа, еще и постоянное общение, движение, уделяет ему большое внимание. Поэтому мнение тренера для мальчишки или для девчонки очень важно. И здесь как раз тренер должен быть как пастырь добрый, внимательным к своим ученикам, готовить их, не выпускать их сразу куда-то на передовую, а начинать с чего-то малого. Маленькие соревнования, чтобы он научился, чтобы он понимал, что победа это не всегда потому, что он классный спортсмен. И поражения не потому, что он плохой, что это не его. Сегодня выиграл, завтра проиграл, чтобы у него было нормальное отношение к соревновательной части.

Константин Мацан:

- Протоиерей Кирилл Соколов, член патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Я почему такой вопрос задаю? Потому что нередко слышу от учителей, не только тренеров спортивных, о том, что в современных детях и подростках есть такая черта: с первого раза не получилось, может, и не надо тогда. Приученность к быстрому успеху и к тому, что на длительные дистанции ходить нет необходимости. Сразу не получилось – ну, не мое, ну, не буду. А спорт – это нечто противоположное. Вам приходилось с такой установкой сталкиваться у ребят?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Естественно, такую установку и ставим, что спорт – это не сиюсекундная победа. Ты пришел в спортзал, ты должен заниматься. Это как научиться русскому языку, мы с первого класса идем до 11-го, учимся каждый год. Казалось бы, русский язык, мы на нем говорим, что нам его учить. Однако я, как председатель епархиального отдела, столкнулся с этим делом, когда присылают какой-то отчет, ты читаешь, а там написано «лыжы» через букву «ы». Написал человек, которому тридцать с плюсом, и он пишет детские ошибки первого класса. Он даже на компьютере не решил проверить, нажать на рецензию, проверить на грамматику. Даже такие бывают ошибки. Для спортсмена то же самое. Задача наша пастырская прийти в спортзал, найти общий язык с тренером, чтобы он нам дал добро общаться, поддерживать ребят, вместе с ними даже заниматься. Я сам занимаюсь спортом и веду занятия с детьми-инвалидами. Есть священники, которые приходят в зал, с бородой, надевает курточку беленькую и встает в общий ряд с мальчишками и девчонками, тренируется. Они смотрят на него, говорят: «вот батюшка, здорово же». А потом приходят к нему на воскресную школу. Когда я занимался в школе, преподавал - благословение получил от наших старших товарищей, начальников вести в школе - у меня на тренировках было по 50-60 мальчишек и девчонок. Часть из них приходили в храм, были алтарниками. У меня был момент, когда в алтаре было пять мальчишек с черными поясами по каратэ.

Константин Мацан:

- И храм был в безопасности.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Да. Но он и сейчас в безопасности. Все знают, что батюшка тут, кто же его обидит, все село. Я захожу в школу, мальчишки, сейчас уже старшеклассники, подбегают, одни говорят сенсы, другие батюшка, отец Кирилл, по-разному. Мне без разницы, как хотят пусть называют, главное, что они любят и помнят. Они с большим уважением к священнику относятся, они не подведут. Я думаю, если я буду идти, и какой-то хулиган на меня захочет напасть, и будут идти мои ребята, они рядом встанут и скажут: он не один, он с нами, заступятся. Так что любовь, которую ты отдаешь детям, они чувствуют. Ребенок как детектор лжи. Совет для многих родителей, я сам многодетный папа, могу похвалиться, скажу: «дети наше кривое зеркало, всё, что делаем мы плохое, дети делают, помноженное на два в квадрате». Психованный – у тебя ребенок такой же. Ты нервный, ругаешься матом – ребенок повторяет. Куришь, значит, твой ребенок будет курить, еще и выпивать. Дети - наше кривое зеркало, и поэтому чтобы наши дети росли хорошими, мы должны сами соответствовать. Нельзя говорить о вреде курения с сигарой во рту и коньяком в руках, никак нельзя. Только личным примером. А дети на самом деле детектор лжи, ты ему говоришь: «пить нельзя». Он тебе: «а ты сам-то, я тебя в магазине видел, как ты бутылочку коньячка покупаешь». Всё, ты ему больше не докажешь ничего, даже если ты не пил. Поэтому надо соответствовать, если ты тренируешь детей, занимаешься с ними, ты должен показывать уровень чистоты. Тогда они идут за тобой, откликаются, становятся тебе ближе, ты становишься для них совсем-совсем родным. Как мы в 90-е годы пришли в церковь, священники, отец Кирилл (Павлов) нас встречали с улыбкой, с чистым сердцем, и они остались в наших сердцах на долгие-долгие года, мы их любим, мы их вспоминаем, пытаемся вспомнить, что они нам в каких случаях говорили. Так же и наши теперь дети, к которым мы приходим, если видят, что батюшка такой, о чем он говорит, они откликаются быстрей, они приходят к нему, они идут за ним, помогают, поддерживают, общаются. И даже если семья не совсем хорошая, у нас сейчас есть плохие семьи, мама с папой выпивают, но ребенок приходит к священнику, общается, и видит, что священник говорит правильные вещи и поступает так же правильно, он идет за ним, он тянется к нему, он открывается ему.

Константин Мацан:

- Ваши занятия с детьми-инвалидами спортом что вам дают по-человечески, именно вам как священнику и человеку?

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Они дают мне не забывать, что мир состоит не из всего хорошего, что есть такие дети, которые требуют особенного нашего внимания. У меня есть дети-аутисты. Мальчику сейчас 17 лет, кто-нибудь из здоровых может похвалиться, что он играет на пианино, гитаре, тромбоне, занимается спортом, стал лауреатом областным среди здоровых, третье место занял? Я не думаю, что много таких, кто на разных инструментах играет, постоянно где-то ездит. Он занимается конным спортом, занимается теннисом, каратэ. Настолько развит, хотя и аутизм. Да, мы понимаем ему сложно будет, но он, можно сказать, ваш коллега, когда приезжают камеры, на фестивале, все репортеры, все режиссеры, журналисты все знают, он номер один у них. Он им все рассказывает, преподносит. Говорит: я хочу быть энтэвэшником, так у него зародилось, хочу быть ведущим журналистом на телевидении, ему это нравится. И он говорит, когда его спрашивают, он четко, внятно проговаривает. Есть формула «люди с ограниченными возможностями, инвалиды». Я говорю: «наоборот, это мы с ограниченными возможностями, они - с безграничными».

Константин Мацан:

- С неограниченными возможностями.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Да. Они плавают, прыгают, летают. Попробуйте на аэроплане полететь. Да я ни в жизнь, никогда, а они, колясочник, взял и поехал. Смотришь, парень без рук, без ног переплывает залив. Я тут сто метров проплыть не могу. У меня друг Сергей Владимирович Бурлаков, он сейчас депутат Госдумы, когда он проезжал велопробег Москва-Таганрог, ему задали вопрос, вы не устаете, потому что инвалид, у вас нет ног? Он говорит: а как может устать то, чего нет, у меня нет ног, и они не устают, я кручу педали. Такая как бы шутка, но человек пробежал Нью-Йоркский марафон на протезах в 2003-м году, это о чем-то говорит. Не каждый здоровый пробежит марафон, а это в Нью-Йорке побежал за нашу страну, поднял флаг. О нем узнали, только когда он спортивные чудеса творил, намного позже стали говорить, когда попал в обзор камер, один его заметил, второй, третий. А до этого, да, Сережа, молодец, мэрия: вот тебе грамоту и иди. А то, что тебе работать надо, кушать хочется, развиваться, инвалид, что с него можно взять, пусть он среди инвалидов и занимается. Когда мы начали с Сергеем дружить, это был 2015-й год, работать вместе, двигаться куда-то, мы до сих пор с ним дружим, хотя он занятой, пытается решать проблемы, ездит в Донецк, Луганск. Но он никогда не отказывает, если я набираю, он всегда перезванивает, если занят. И это состояние, когда человек готов к общению, для инвалидов очень важно. Противно, что многие здоровые люди отталкивают, не хотят видеть инвалидность. Мы же знаем случай, когда ребенок-инвалид гулял на площадке, и вышла мамаша, говорит: уберите, здесь не для таких, мой ребенок не должен эту гадость видеть. На самом деле задать вопрос: а кто инвалид-то? Который на коляске или тот, который так сказал? Я считаю, что тот, который говорит про инвалидов плохо. Социализация наших современных детей печальна, наши дети не умеют быть добрыми, надо показывать, приходить, чтобы было общение детей-инвалидов с нормальными. Эта коммуникация должна быть, чтобы наши дети росли нормальными людьми, чтобы не прятать инвалидов от окружающего мира, а наоборот, что они есть, есть такие люди, которые нуждаются в нашей поддержке. Эти люди такие же, как и мы, но с какими-то своими физическими недостатками, но они такие же. У кого-то четыре протеза, две ноги, две руки на протезах. У кого-то нет рук, у кого-то нет ног. У кого-то сломанный позвоночник, у него есть всё, но он не может ходить, потому что позвоночник, но он такой же. Он так же хочет жить, он так же хочет радоваться, он хочет иметь друзей, он хочет общения. У меня есть друг, мой прихожанин, ко мне приезжает, у него детский церебральный паралич с детства. Ему 30 лет, но он скрюченный, не может ходить без помощи, только может в планшете нажимать пальцем. Но он мне говорит: а я жениться собрался. Я говорю: Антон, ты что? Он говорит: а я нашел, мы будем жить вместе, помогать. Мы понимаем, что свадьба для них это другое, они просто будут жить вместе друг с другом, общаться. Кто им помогает, будут рядом, но у них есть попытка, они так же хотят обычного человеческого счастья. И эти занятия с детьми-инвалидами, мы должны не прятать их, мы должны показывать, что они есть, что они такие же члены нашего общества, как и обычные дети. Чтобы не говорили: уберите его, моему ребенку это противно. И очень важно, что сейчас есть такая возможность показать, потому что инвалидов после СВО увеличится в десятки раз, не все смогут вернуться оттуда к нормальной жизни. Кто-то подорвался на мине, кому-то оторвало руку, какие-то ранения. И мы должны воспринимать их нормально, не чураться, не отталкивать их от себя. Наоборот, жить с ними.

Константин Мацан:

- Вот и хорошо, что мы об этом сейчас сказали. Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Протоиерей Кирилл Соколов, член патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта сегодня с нами в программе «Светлый вечер» провел этот час. Спасибо огромное. У микрофона был Константин Мацан. До свиданья. До новых встреч на Радио ВЕРА.

Протоиерей Кирилл Соколов:

- Спасибо.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем