Когда я отдавала свою дочь в первый класс, учительница сказала на родительском собрании: «В первом классе детям уроки не задают». Я очень удивилась: «Почему»? Оказывается, в образовательной сфере провели какие-то исследования, по которым выяснили, что выполнение домашних заданий в первом классе негативно сказывается на здоровье ученика – он слишком утомляется.
Ну, ладно. С этим новшеством я как-то согласилась: может быть, и правда, утомляется (экология, программа тяжёлая). Но следующее заявление учителя заставило меня по-настоящему растеряться. По новому школьному уставу учитель не имеет право привлекать ребёнка «к не предусмотренному образовательной программой труду». Стирать с доски мел, например, помогать в уборке класса, очищать чёрные полосы от обуви с линолеума… В общем, теперь ученикам запрещается выполнять все те обязанности, которые нами раньше воспринимались как послушание.
Мне вспомнилось, как я часто мыла аквариум в классе биологии. Или как сама с одноклассниками убирала кабинет к Новому году, ну, и доска… У нас очередь выстраивалась из желающих стереть мел вымоченной в сахарном сиропе тряпкой (все знали, что мел лучше пишет по сладкой поверхности). А сейчас, получается, что это всё запрещено..?
В этом году моя дочь уже во втором классе. И домашние задания у неё тоже теперь есть. Только как-то с непривычки, процесс самоподготовки очень нелегко пошёл. Она не может правильно распланировать время. А почему? Да потому что не потрудилась в первом классе научиться его планировать. Начни она по чуть-чуть работать в этом направлении с самого начала учёбы, сейчас бы у неё автоматически каждый час вставал на своё место.
И так очень часто бывает. Не только с уроками. Взрослые сами, порой, развивают в собственном ребёнке неорганизованность, и даже лень. Жалеют его: «Он утомляется», «Ему ещё рано». А на самом деле все здоровые дети от рождения трудолюбивы: они учатся говорить, сидеть, ходить. Они трудятся. А потом, года в два-три, в рамках собственного познания мира, просятся помочь матери вымыть посуду, нарезать овощи, протереть пол. У папы из рук обязательно требуют отвёртку, дрель… Им в этом возрасте всё интересно. Они искренне хотят помогать. А какую обратную реакцию на свою инициативу они получают?
- Поди, поиграй. Мы сами.
Или: «Не пачкайся», «Не надо»… И опять – «Мы сами».
И всё нам кажется, что таким образом проявляется наша забота о безопасности ребёнка, о его здоровье. Но, чаще-то, дело не в заботе. Дело в собственном времени, которого всегда не хватает.
А когда наступает, как нам кажется, подходящий момент для фразы «Пора приучать ребёнка к труду», мы удивляемся: «Почему он отказывается?». И на поверхность всплывает наша ошибка: мы сами не дали ребёнку возможность полюбить труд, когда он этого так хотел.
Желание трудиться – это чувство. А любое чувство – это ответ на ситуацию. Пока ребёнок маленький, Господь даёт нам прекрасную возможность смоделировать в нём правильную реакцию трудолюбия в ответ на самые сложные ситуации, которые могут ему встретиться в жизни. В Китае, кажется, придумали: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, сделай со мной – и я научусь». Пусть дети учатся. А мы – поможем.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер