Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как верующие люди мы согласны с тем, что Бог существует. Но мало признать чьё-то существование реальным, не менее важно понять, что его существование значит для нас и как нам к этому относиться? Ответ на этот вопрос звучит в 96-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Как-то один атеист заявил мне, что для него бог — это закон всемирного тяготения, потому что благодаря физическим взаимодействиям существует всё многообразие материального мира. Однако на вопрос: как ты к этому закону относишься, он сказал: «Да никак. Воспринимаю как должное, а иногда даже расстраиваюсь, что не могу просто взять и полетать, как люди летают во сне. Без этого закона невозможно, но в этом конкретном случае его ограничения раздражают. Слушая собеседника, я вспомнил монолог из пьесы Островского, который многие из нас учили в школе: «Почему люди не летают, как птицы»? Действительно, в нашей жизни есть много вещей, которые мы признаём важными и значимыми, но которые не идеализируем. Понимая внутренне, что, если бы мы сами всё устраивали, кое-что сделали бы по-другому. Это как с другом, который стал твоим начальником. Можно быть единомысленными практически во всём, но всё равно то там, то здесь будет возникать мысль — жалко, что решаю не я, я бы сделал по-другому. А уж если он стал царём, абсолютным монархом, решения которого не обсуждаются, будешь не только строить планы, но и бояться того, что ваши взгляды разойдутся, а отношения испортятся.
В мире Библии Бог воспринимается не только как Творец. Он Царь, потому что не только сотворил мир, не только дал законы, по которым тот живёт. Господь вмешивается в историю и сегодня, по Своему усмотрению устраивая те или иные вещи. Впрочем, как известно, некоторые не устраивая самостоятельно, но позволяя устраивать нам как существам мысленным и свободным. Имеет ли Он Своё Мнение о наших решениях и поступках? Конечно! Чтобы обозначить Свою позицию Он открылся нам и дал заповеди. Соблюдая их, или, напротив, не соблюдая, мы выражаем Своё отношение к Нему. Сказать: «Для меня Бог — Царь», это значит сказать: «Я Его подданый и Божия воля для меня закон». Произнести это не сложно, но вот реально так думать и особенно чувствовать — важнейшая задача всей аскетической и нравственной жизни. Грешный человек радуется, когда Божья воля совпадает с его собственной, праведник же учится радоваться торжеству Божьей воли, а не своей собственной, потому что именно Божья воля лежит в основе мироздания и только её исполнение приносит по-настоящему добрые плоды.
96-й псалом начинается и заканчивается словами радости о том, что Господь царствует. Для многих из нас, читающих эти строки, произнести такие слова искренне бывает очень трудно и, обращаясь к ним, мы воспитываем свою душу, подражая праведникам древности. Мало сказать: я верю, что Бог есть. Цель христианства не просто в этом признании. Но в том, чтобы внутренне, сердечно, настолько проникнуться Божьей волей, чтобы мысль о том, что Бог царствует не пугала ограничениями и не расстраивала, но рождала в сердце неподдельную радость.
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











