
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри мы найдём отражение всего спектра эмоций человека. Это и радость, и ликование, и благодарность, и страх, и отчаяние, и скорбь, и непонимание происходящего, и так далее, в перечислении мы ограничены лишь временем и словарным запасом. Некоторые псалмы заставляют нас глубоко задуматься, некоторые требует что-то изменить в нашей жизни, некоторые сложно понять, но есть и те, которые просто радуют и призывают от нашей обыденности вознестись умом и сердцем туда, куда мы все надеемся вернуться — к Богу. 95-й псалом — это один из таких псалмов, и сегодня он звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его полностью.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Бога. Это далеко не единственный подобный отрывок Священного Писания Ветхого Завета, и в качестве ещё одного примера можно привести слова пророка Исайи: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:2–3). У Исайи слова хваления вложены в уста ангелов, благодаря чему мы знаем, что ангелы не только со всей тщательностью исполняют повеления Божии, они ещё и пребывает в прославлении Бога.
Такое прославление не имеет ничего общего со всем известным печальным проявлением человеческой гордыни и тщеславия — с чрезмерным восхвалением начальствующих, ведь Бог действительно «небеса сотворил», Он действительно дивен, славен, велик и великолепен. Однако рассуждения о превосходстве Бога над всем творением — это лишь слова, а потому важнее иное: тот отклик души, который мы не можем не чувствовать в момент прославления Бога, и который мы несомненно почувствовали только что, тогда, когда звучали слова 95-го псалма. Именно на этом чувстве нам и стоит сосредоточить своё внимание.
Если кому-то случится впасть в тот или иной грех, то неизбежным следствием этого греха станет ощущение липкой грязи, налипшей на душу. Её хочется как можно быстрее смыть, и постараться забыть о той ситуации, которая послужила причиной впадения во грех.
Совершенно иначе обстоит дело с восхвалением Бога. Это то восхваление, которое душу не омрачает, а просветляет, не калечит, а лечит, не губит, а спасает, не загрязняет, а очищает. Произнесённая умом, сердцем и языком хвала Богу — вот то орудие, которое способно избавить нас от множества грехов, которое омывает душу наряду с покаянием, ведь восхваление Бога и есть истинное покаяние, суть которого состоит в переходе от хулы на Бога через наши грехи к восхвалению Его всей своей жизнью.
Псалом 95. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 95. (Церковно-славянский перевод)
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема