
Стоять на коленях. Для современного человека это выражение ассоциируется с чем-то унизительным. Ведь напоминает рабское, беспомощное состояние. Что же по этому поводу думает Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в 94-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 94
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Псалом, который только что прозвучал, состоит из двух частей. В первой содержится призыв прийти к Богу. Псалмопевец использует выражения, которые указывают на совершение конкретных ритуальных действий. «Приди́те, преклони́м коле́ни пред лицо́м Го́спода». Образ, который возникает в уме, — это образ молящегося человека. В особые моменты во время богослужения в храме молящиеся встают на колени. Это знак почтения к Творцу, а также, вероятно, один из древнейших символов покорности, смирения и готовности слышать и исполнять волю Всевышнего. Не случайно и в православной традиции вечернее богослужение, с которого начинается суточный круг молитвы, начинается словами именно этого псалма: «Придите, припадем Христу Цареви нашему Богу».
В нашем сознании коленопреклонение нередко ассоциируется с общественным религиозным ритуалом или с каким-то торжественным событием. Например, воинская присяга, предложение руки и сердца, во время придворных церемониалов. Не так часто мы используем его для домашней молитвы. И очень зря. Это дополнительный, пусть и не основной, инструмент разговора с Творцом. Нередко именно это действие помогает глубже сконцентрироваться на происходящем. Само тело помогает все свои чувства, всё своё внимание сосредоточить на Боге. И это закономерно. Мы существа не только духовные, но и телесные. И наше физическое положение, как и духовное состояние, или способствует общению с Богом или нет.
Наконец, ещё один момент. Коленопреклонение, о котором говорит псалмопевец, — это ещё и сердечное состояние, в котором находится человек. Речь идёт о состоянии, которое в православной традиции называется «сердечное сокрушение». Это глубокое осознание того, что вся моя жизнь находится в руках Творца и всё, что от меня требуется, — на ежедневной основе искать и исполнять Его волю, которая очень чётко и лаконично сформулирована в заповедях Евангелия. Это состояние доверия. Когда во мне живёт глубокая уверенность, что Бог не оставит меня, Он не подведёт. Опыт жизни подсказывает мне, что если я все свои силы и внимание концентрирую на исполнении воли Творца, Господь Сам чудесным образом начинает решать мои проблемы.
А потому не случайно во второй части прозвучавшего псалма вспоминается эпизод, когда евреи во время своего исхода из Египта, поднимают бунт против Моисея и против Бога. Говорится, что они ожесточили сердца. Они потеряли доверие, начали сомневаться, роптать, начали сопротивляться той миссии, которая была на них возложена. Говоря иначе, они стояли перед Творцом с вызовом, дерзко, горделиво. И поплатились. Практически никто из тех, кто вышел из египетского рабства, не вошёл в Землю Обетованную.
А потому и нам следует избегать подобного внутреннего сопротивления. Ни Бог, ни люди нам не враги. Наша задача противиться корысти, лжи, страху и другим страстям, которые живут в нашем собственном сердце и заставляют быть жёсткими и несговорчивыми. Если сосредоточимся на этом сражении, если во всех своих делах будем понуждать себя исполнять заповеди Евангелия, то есть вставать на колени перед Творцом, тогда Его благодать наполнит нас, и радость и покой прочно укоренятся в наших сердцах.
Псалом 94. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 94. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 100. Богослужебные чтения

Тот, кто оставался в храме до самого окончания вечернего богослужения, сразу же узнает слова из 100-го псалма — который включён в последование 1-го часа — который читается в конце службы. Давайте послушаем — и затем поразмышляем над его смыслами.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Перед нами — не просто «хвалебный псалом», но скорее... манифест правителя, царя. Обратим внимание на его основные положения.
Первое — Давид заявляет о своей решимости воспевать Бога одновременно и за милость (חֶסֶד, хесед) и за суд (מִשְׁפָּט, мишпáт). Эти два аспекта божественного правления — милосердие и справедливость — служат основанием благочестия и государственного управления.
Второе — он декларирует приоритет «духовного» над «материальным»: его заботит прежде всего вопрос, когда же Бог его посетит Своей Милостью — а только уже потом вопросы финансового, политического и любого иного благополучия.
Третье — он обещает Богу быть праведным и благочестивым не только «на публике», но и дома, в кругу семьи — тем самым не допуская никакого лицемерия и «двойственности» в поведении: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего».
Четвёртое — каким бы соблазнительным, манящим ни было переступание закона, то есть «беззаконие» — Давид обещает Богу даже не пытаться посмотреть в эту сторону.
Пятое — «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». Другими словами, Давид отказывается обращаться к «шептунам», «наушникам», «сплетникам» и любым другим «грязным» источникам информации — к которым чаще всего и прибегают государственные деятели.
Шестое — для него, как царя, в приоритете не те, кто говорят «ласковые» и «льстивые» слова, приятные для слуха, а — «верные», те, которые «не лживы» по сути своей — и именно поэтому способны говорить прямо и правдиво, даже если для царя это и неприятно слышать.
И подытоживается этот манифест главной целью, к которой и устремлён Давид: превратить Иерусалим в «град Господень», святое место, где не было бы типичных для любых царских мест пороков и страстей.
Не знаю, как вам — но по мне — очень вдохновляющая декларация намерений, более чем актуальная и для современных руководителей, и вообще для всех нас, не правда ли?..
Псалом 100. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 100. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 100. На струнах Псалтири
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придешь ко мне?" Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
«Первая седина»

Фото: Tom Van Dyck / Pexels
Сегодня утром я умылся и, как обычно, бросил быстрый взгляд в зеркало. И впервые заметил у себя седину. Надо же, а ведь мне ещё и сорока нет! А спустя какой-то час я шёл на работу и обратил внимание на первые жёлтые пряди в зелёных кронах берёз. Что ж! — подумал я, — это нормально, это течёт наше земное время. Желтеют к осени деревья, а у меня появилась седина... Но нет в том никакой печали, ведь всё в Божьем мире устроено премудро. Снова зазеленеют будущей весной берёзки, а человек, пройдя свой земной путь, воскреснет для жизни вечной. Ведь именно к этому мы и готовимся, именно для жизни со Христом в вечности стараемся мы жить по заповедям Божьим...
А есть ли у меня седина или нет — не имеет никакого значения...
Я шёл, размышляя таким образом, и на душе было спокойно и светло.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе