Как вы думаете, если бы Бог обратился напрямую к человечеству — о чём бы Он в первую очередь стал говорить?
Давайте послушаем текст 49-го псалма, который звучит сегодня в храмах во время богослужения, — и сравним с нашими ожиданиями.
49 Псалом Асафа.
1 Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,
3 грядёт Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.
4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:
5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».
6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.
7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.
8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;
9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,
10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её.
13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,
15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои,
17 а сам ненавидишь наставление Моё и слова Мои бросаешь за себя?
18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;
19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;
20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои.
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.
23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие».
Интересна сама структура прозвучавшего сейчас псалма — который представляет собой пророческий глас от лица Самого Господа Бога. Сначала перед нами разворачивается грандиозная, космическая картина масштаба Божественной власти и силы: огонь, буря, светила — всё это создаёт очень мощный фон для последующих слов. Бог здесь выступает как Хозяин и Властитель всего бытия — не только соразмерного человеческому сообществу — как зачастую воспринимали богов язычники — как «своих», местных, «племенных божков», что-то похожее на народное представление о «домовых». Напротив, здесь Бог — непостижимо огромен: Он — несоизмерим ни с чем из опыта человеческого. Более того: Он призывает в свидетели Своего Суда над народом «небо и землю» — то есть весь космос, всё мироздание как бы сфокусировано вглядывается, что же именно там натворили эти мелкие, едва различимые человеки?..
Далее мы слышим прямую речь Самого Бога — и эта речь — обличительная. Нет, Бог не унижает людей Своим величием: напротив, Он соглашается принимать те виды почитания Его, которые используют люди, — а именно жертвоприношения. Но тут же Бог с юмором, как бы походя, замечает: вообще-то мне все эти сгоревшие туши и пролитая кровь жертвенных животных не нужны — это же и так всё — Моё! Неужели вы настолько наивны, что думаете, будто бы Бог питается всем этим — а ведь именно так и думали многие соседние (соседние по отношению к кому?) языческие народы! Не сама материальная субстанция жертвы важна Богу — а то, с каким сердечным расположением и мыслями жертва приносится! Важно, не «что» именно приносится — а — «как»!
Вторая тема обличения — лицемерие людей: с одной стороны, они показывают себя послушными Богу, принося жертвы — но с другой, тут же совершают преступления, воруют, изменяют, лгут — как бы не замечая, что одно совершенно несовместимо с другим. Более того: такую двойственность они проецируют и на представление о Боге — будто бы Он подобен им, грешникам, в своем двоедушии!
И затем следует самое главное, о чём хочет сказать автор 49-го псалма: я бы дерзнул сжать этот смысл до русской поговорки — «Бог долго терпит, да больно бьёт». Другими словами, как бы ни казалось откровенным грешникам, что им всё сойдёт с рук, «пронесёт» мимо, не будет никакого наказания или хотя бы вразумления — всё равно правда Божия восторжествует, и грех будет остановлен!
Чтение этого псалма очень хорошо помогает в ситуации, когда разные помыслы — кажущиеся вполне благовидными — начинают расшатывать наши принципы и моральные установки. Поэтому будем читать его снова и снова — и тогда сможем снова стать стойкими перед лицом любого соблазна!
Псалом 49. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 49. (Церковно-славянский перевод)
«Храмы и музеи». Дмитрий Остроумов, Дионисий Денисов
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и заведующий сектором научно-методической работы музея имени Андрея Рублева, искусствовед Дионисий Денисов.
Разговор шел о сохранении памятников церковного искусства и о том, как могут взаимодействовать храмы и музеи.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Доверие Богу». Надежда Космирова
У нас в гостях была многодетная мама, общественный деятель, продюсер Надежда Космирова.
Наша гостья рассказала о том, как жизненные испытания и скорби помогли ей научиться доверять Богу и почему сейчас в своей работе она старается поднимать темы, связанные с христианскими ценностями.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Храм Живоначальной Троицы на Шаболовке. Современность
В программе о храме Живоначальной Троицы на Шаболовке его настоятель Протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о том, как он стал священником, уделяет внимание вопросам подлинного воцерковления современных прихожан храма. Большую роль в этом играет их расположение к исповеди и Причастию Святых Христовых Тайн, участие в приходских делах и взаимное общение в атмосфере любви, взаимопонимания и благоговейного отношения к Богослужению.
Батюшка делится своими мыслями о современном периоде жизни в храме его постоянных прихожан и тех людей, которые впервые переступают порог Церкви.




с прихожанами





и с братом Игуменом Сергием

и тетей Анной Павловной
Фотографии предоставлены храмом Живоначальной Троицы на Шаболовке.
Все выпуски программы Места и люди







