
Фото: Aaron Burden/Unsplash
Как вы думаете, если бы Бог обратился напрямую к человечеству — о чём бы Он в первую очередь стал говорить?
Давайте послушаем текст 49-го псалма, который звучит сегодня в храмах во время богослужения, — и сравним с нашими ожиданиями.
49 Псалом Асафа.
1 Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,
3 грядёт Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.
4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:
5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».
6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.
7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.
8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;
9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,
10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её.
13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,
15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои,
17 а сам ненавидишь наставление Моё и слова Мои бросаешь за себя?
18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;
19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;
20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои.
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.
23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие».
Интересна сама структура прозвучавшего сейчас псалма — который представляет собой пророческий глас от лица Самого Господа Бога. Сначала перед нами разворачивается грандиозная, космическая картина масштаба Божественной власти и силы: огонь, буря, светила — всё это создаёт очень мощный фон для последующих слов. Бог здесь выступает как Хозяин и Властитель всего бытия — не только соразмерного человеческому сообществу — как зачастую воспринимали богов язычники — как «своих», местных, «племенных божков», что-то похожее на народное представление о «домовых». Напротив, здесь Бог — непостижимо огромен: Он — несоизмерим ни с чем из опыта человеческого. Более того: Он призывает в свидетели Своего Суда над народом «небо и землю» — то есть весь космос, всё мироздание как бы сфокусировано вглядывается, что же именно там натворили эти мелкие, едва различимые человеки?..
Далее мы слышим прямую речь Самого Бога — и эта речь — обличительная. Нет, Бог не унижает людей Своим величием: напротив, Он соглашается принимать те виды почитания Его, которые используют люди, — а именно жертвоприношения. Но тут же Бог с юмором, как бы походя, замечает: вообще-то мне все эти сгоревшие туши и пролитая кровь жертвенных животных не нужны — это же и так всё — Моё! Неужели вы настолько наивны, что думаете, будто бы Бог питается всем этим — а ведь именно так и думали многие соседние (соседние по отношению к кому?) языческие народы! Не сама материальная субстанция жертвы важна Богу — а то, с каким сердечным расположением и мыслями жертва приносится! Важно, не «что» именно приносится — а — «как»!
Вторая тема обличения — лицемерие людей: с одной стороны, они показывают себя послушными Богу, принося жертвы — но с другой, тут же совершают преступления, воруют, изменяют, лгут — как бы не замечая, что одно совершенно несовместимо с другим. Более того: такую двойственность они проецируют и на представление о Боге — будто бы Он подобен им, грешникам, в своем двоедушии!
И затем следует самое главное, о чём хочет сказать автор 49-го псалма: я бы дерзнул сжать этот смысл до русской поговорки — «Бог долго терпит, да больно бьёт». Другими словами, как бы ни казалось откровенным грешникам, что им всё сойдёт с рук, «пронесёт» мимо, не будет никакого наказания или хотя бы вразумления — всё равно правда Божия восторжествует, и грех будет остановлен!
Чтение этого псалма очень хорошо помогает в ситуации, когда разные помыслы — кажущиеся вполне благовидными — начинают расшатывать наши принципы и моральные установки. Поэтому будем читать его снова и снова — и тогда сможем снова стать стойкими перед лицом любого соблазна!
Псалом 49. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 49. (Церковно-славянский перевод)
«Христианин в современном мире». Марина Птицына

У нас в студии была музыкант, художник, педагог, многодетная мама Марина Птицына.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере, об удивительных свидетельствах помощи Бога и святых в сложных обстоятельствах и как сегодня для нее объединяются семья, творчество, работа и церковная жизнь.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Дружба. Что известно о ней из Священного Писания?». Священник Александр Насибулин, Павел Чухланцев, Илья Муромский
В этом выпуске «Клуба частных мнений» настоятель храма Рождества Богородицы в селе Поярково священник Александр Насибулин, руководитель молодежного миссионерского проекта «Orthodox House» Павел Чухланцев и журналист Илья Муромский размышляли о том, что такое дружба, в чем она может выражаться, что о дружбе нам известно из Священного Писания, насколько общая вера и схожее мировоззрение могут влиять на развитие дружеских взаимоотношений, а также насколько важно быть друзьями супругам.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Дружба. Что известно о ней из Священного Писания?». Священник Александр Насибулин, Павел Чухланцев, Илья Муромский
- «Как обрести спутника жизни?». Священник Стахий Колотвин, Андрей Кормухин, Елена Смаглюк
- «Как давать милостыню?» Священник Андрей Дорохин, Виталий Сурвилло, Виталий Заболотный
Проект реализуется при поддержке VK
О камушках и молитве. Яна Юревич

Оказавшись на берегу реки или моря, я люблю медленно прогуливаться, останавливаться и перебирать камни, во множестве лежащие под ногами. Они совсем простые, но мне нравятся. Однотонные или с цветными прожилками. Маленькие и побольше. В общем, разные. Но есть то, что их объединяет. Все они гладкие, округлые. Над каждым их этих камушков поработала вода. Это она сточила все углы, все неровности.
Так, в очередной раз разглядывая их, я подумала о молитве. Ведь она воздействует на сердце человеческое, как вода на камни, — стачивает все уголки, все торчащие колючки нашего сердца. И это касается не только молитвы, в которой мы благодарим Господа или просим о чем-то для себя. Сила молитвы проявляется в моменты, когда мы молимся о других людях. О разных людях. И о тех, кто нам дорог, кого мы любим, и о тех, кто по каким-то причинам может доставлять нам неудобства, расстраивать, обижать, злить. Особенно стоит молиться о таких людях.
Молитва о тех, кого мы любим не так уж и сложна, она не требует особых усилий, сердце наше уже открыто к ним. Но вот искренне помолиться за того, кто тебя обидел, намеренно причинил зло — это сродни подвигу. И такого подвига, на мой взгляд, ждет от нас Господь. Наградой же будет смягчение сердца и внутренний покой. Такой покой, которого не достигнуть ничем, кроме прощения. А прощение и приходит через молитву.
И я чувствую, что молитва воздействует на сердце молящегося человека не как долото или зубило, не откалывает неровности нашего сердца. А именно, как вода, живая вода, — мягко и, порой, неуловимо, меняет сердце человека, сглаживая его. Молитва слой за слоем снимает жесткость, черствость, давая возможность по-новому увидеть каждого человека, который встретится на жизненном пути.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение