
Movie "Enquiry on the roads" directed by Aleksey German. Lenfilm. 1971. USSR.
В режиссерском дебюте Алексея Германа, советском военном фильме 1971 года «Проверка на дорогах» есть примечательный вставной эпизод, как бы выпадающий из сюжета. Это — воспоминание командира партизанского отряда Ивана Локоткова, которого играет Ролан Быков. Воспоминание, посетившее его после горячего разговора с политруком отряда о судьбе добровольно сдавшегося партизанам бывшего красноармейца Лазарева. Этот солдат когда-то перешёл к немцам, но, к счастью, не успел стать карателем.
Локотков устроил перебежчику военную проверку, во время которой от руки одного из недобитых фашистов нелепо погиб боец Соломин, накануне ударивший Лазарева у полевой кухни. Заметим, что, умирая, этот Соломин — короткая роль Олега Борисова — успел попросить у Лазарева прощенья.
Прямых свидетелей гибели Соломина не оказалось, и политрук уже готов обвинить жаждущего искупить свое предательство Лазарева в банальной и подлой мести, но командир отряда Локотков заступается за вчерашнего предателя. Разговор перерастает в жестокий конфликт, и политрук (его играет Анатолий Солоницын) с гневом убегает из землянки, хлопнув дверью.
Вот тут-то командир отряда и вспоминает одну историю. На мой взгляд, этот эпизод — из самых ярких во всём мировом кино.
Партизаны готовятся взорвать железнодорожный мост через реку, как вдруг выполнение приказа удваивается возможной удачей: на мост въезжает, двигаясь на оккупированную территорию, немецкий эшелон. Но в это же самое время под мостом медленно проплывает баржа с множеством военных красноармейцев. Они сидят неподвижно, плечо к плечу, а немецкая охрана крутит на патефоне русские песни. И попеременно: то — глаза этих пленных, то — лица ошеломлённых партизан.
И Локотков даёт барже, которую тащит пароходик под названием «Александр Пушкин» — пройти. Разъярённый политрук бежит к командиру.
— Что случилось? Почему не взорвали?!
— Там же люди, Игорь Леонидович, там тыщи людей...
— Пленных!
— Русских пленных.
— Ты мне дурочку не валяй, это же военный эшелон!
— Эшелоны еще будут.
— Думаешь, от твоего слюнтяйства фронту легче? Смертей меньше?!
— Это же наши люди! К нам в лес, вот, бегут пленные, — ты их знаешь — как они воюют...
— Мой сын был сбит под Смоленском, самолёт горел, он мог выпрыгнуть и сейчас находился бы среди этих! Но он выбрал другой путь — он врезался в колонну танков, — ты это понимаешь?!!
— … ну, может, у них не было таких возможностей.
— ...ну, знаешь!!
— А у меня был приказ — взорвать мост. Давай, Соломин.
Я думаю теперь, что эта история совсем не о гуманизме, но о том, как один человек — у коммуниста Локоткова это выходит, конечно же, бессознательно — интуитивно ищет в другом человеке отсвет Божьего образа.
Ищущего искупления своей вины Александра Лазарева, фамилия которого, как было кем-то тонко замечено, отсылает нас к евангельскому Лазарю из Вифаании, в «Проверке на дорогах» гениально играет актер и фронтовик Владимир Заманский.
Многие знают, что он давно и глубоко верующий человек. «Меня неоднократно спрашивали: «Владимир Петрович, да как же вы играли этого полицая?» — говорил Заманский в одном из интервью и тут же отвечал так: «Люди, не попавшие даже в луч христианства, не понимают главного: человек упав, поднимается и возвращается к Богу. Несомненно, Господь примет его в селения Свои, коль он так закончил жизнь...»
Скорее всего, христианский смысл, продолжим мы от себя, проявился в кинокартине — через талант её создателей, в том числе и отца режиссёра — прозаика Юрия Германа по мотивам военной прозы которого Эдуард Володарский писал свой сценарий.
Фильм «Проверка на дорогах» и сегодня заставляет подумать о многом и о многих. Кстати, рецензенты очень точно сравнивали героя Ролана Быкова с толстовским капитаном Тушиным... Именно на таких мудрых русских людях, олицетворяющих собою то, что иногда называют народной душой, и покоится, наверное, основание нашей Победы.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











