В режиссерском дебюте Алексея Германа, советском военном фильме 1971 года «Проверка на дорогах» есть примечательный вставной эпизод, как бы выпадающий из сюжета. Это — воспоминание командира партизанского отряда Ивана Локоткова, которого играет Ролан Быков. Воспоминание, посетившее его после горячего разговора с политруком отряда о судьбе добровольно сдавшегося партизанам бывшего красноармейца Лазарева. Этот солдат когда-то перешёл к немцам, но, к счастью, не успел стать карателем.
Локотков устроил перебежчику военную проверку, во время которой от руки одного из недобитых фашистов нелепо погиб боец Соломин, накануне ударивший Лазарева у полевой кухни. Заметим, что, умирая, этот Соломин — короткая роль Олега Борисова — успел попросить у Лазарева прощенья.
Прямых свидетелей гибели Соломина не оказалось, и политрук уже готов обвинить жаждущего искупить свое предательство Лазарева в банальной и подлой мести, но командир отряда Локотков заступается за вчерашнего предателя. Разговор перерастает в жестокий конфликт, и политрук (его играет Анатолий Солоницын) с гневом убегает из землянки, хлопнув дверью.
Вот тут-то командир отряда и вспоминает одну историю. На мой взгляд, этот эпизод — из самых ярких во всём мировом кино.
Партизаны готовятся взорвать железнодорожный мост через реку, как вдруг выполнение приказа удваивается возможной удачей: на мост въезжает, двигаясь на оккупированную территорию, немецкий эшелон. Но в это же самое время под мостом медленно проплывает баржа с множеством военных красноармейцев. Они сидят неподвижно, плечо к плечу, а немецкая охрана крутит на патефоне русские песни. И попеременно: то — глаза этих пленных, то — лица ошеломлённых партизан.
И Локотков даёт барже, которую тащит пароходик под названием «Александр Пушкин» — пройти. Разъярённый политрук бежит к командиру.
— Что случилось? Почему не взорвали?!
— Там же люди, Игорь Леонидович, там тыщи людей...
— Пленных!
— Русских пленных.
— Ты мне дурочку не валяй, это же военный эшелон!
— Эшелоны еще будут.
— Думаешь, от твоего слюнтяйства фронту легче? Смертей меньше?!
— Это же наши люди! К нам в лес, вот, бегут пленные, — ты их знаешь — как они воюют...
— Мой сын был сбит под Смоленском, самолёт горел, он мог выпрыгнуть и сейчас находился бы среди этих! Но он выбрал другой путь — он врезался в колонну танков, — ты это понимаешь?!!
— … ну, может, у них не было таких возможностей.
— ...ну, знаешь!!
— А у меня был приказ — взорвать мост. Давай, Соломин.
Я думаю теперь, что эта история совсем не о гуманизме, но о том, как один человек — у коммуниста Локоткова это выходит, конечно же, бессознательно — интуитивно ищет в другом человеке отсвет Божьего образа.
Ищущего искупления своей вины Александра Лазарева, фамилия которого, как было кем-то тонко замечено, отсылает нас к евангельскому Лазарю из Вифаании, в «Проверке на дорогах» гениально играет актер и фронтовик Владимир Заманский.
Многие знают, что он давно и глубоко верующий человек. «Меня неоднократно спрашивали: «Владимир Петрович, да как же вы играли этого полицая?» — говорил Заманский в одном из интервью и тут же отвечал так: «Люди, не попавшие даже в луч христианства, не понимают главного: человек упав, поднимается и возвращается к Богу. Несомненно, Господь примет его в селения Свои, коль он так закончил жизнь...»
Скорее всего, христианский смысл, продолжим мы от себя, проявился в кинокартине — через талант её создателей, в том числе и отца режиссёра — прозаика Юрия Германа по мотивам военной прозы которого Эдуард Володарский писал свой сценарий.
Фильм «Проверка на дорогах» и сегодня заставляет подумать о многом и о многих. Кстати, рецензенты очень точно сравнивали героя Ролана Быкова с толстовским капитаном Тушиным... Именно на таких мудрых русских людях, олицетворяющих собою то, что иногда называют народной душой, и покоится, наверное, основание нашей Победы.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение