Знаменитый московский проповедник Валентин Амфитеатров и матушка Елизавета прожили вместе недолгую, но счастливую жизнь. Однажды батюшка признался: «Скажу искренне, что семейная моя жизнь даёт мне столько наслаждений, что в них исчезает вся горечь жизни».
Валентин Амфитеатров родился в семье священника. В 1858 году он окончил Московскую духовую академию и был назначен преподавателем в Калужское духовное училище. Там Валентин подружился с одним из своих учеников — Александром Чупро́вым. Саша и познакомил Валентина со своей сестрой Лизой.
Вскоре молодые люди полюбили друг друга. Когда Валентин пришёл просить у отца Елизаветы, священника Иоанна Чупрова, благословение на брак, батюшка ответил так: «Отдам тебе в жёны дочь, если примешь священный сан». Валентин без колебания согласился, он и сам давно хотел служить Богу. И в июле 1860 года в городе Калуга состоялась свадьба. А уже в сентябре Валентина рукоположили в сан иерея.
Служение отца Валентина началось в калужском храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Молодожёны жили скромно. Главным своим богатством супруги считали детей, которые стали появляться на свет один за другим. В 1862 году родился сын Александр, через пару лет дочь Александра, а затем Любовь и Вера.
В 1866 году отец Валентин был возведён в сан протоиерея и уже в начале 70-ых годов супруги вместе с двумя детьми и новорождённой дочерью Любовью переехали в Москву. Батюшка был назначен настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены. Церковь стояла в неудачном месте, жилые дома располагались слишком далеко. Поэтому и прихожан практически не было. Но отец Валентин со смирением принял это испытание. Матушка подбадривала супруга, призывала не унывать и довериться Господу.
Много лет батюшка буквально вымаливал свой приход. И со временем церковь наполнилась людьми, которые спешили на службу к доброму и благочестивому отцу Валентину.
В 1880 году горе пришло в семью Амфитеатровых. От чахотки скончалась матушка Елизавета. Отец Валентин остался один с четырьмя детьми. Он долгое время горевал по жене. Лишь молитва и забота о ребятишках помогла батюшке прийти в себя. Вскоре после кончины матушки Елизаветы свою помощь предложила её сестра — Мария Ивановна, отец Валентин с радостью согласился.
Мария Ивановна заведовала хозяйством, но в воспитание ребят не вмешивалась. Всё свободное от службы время батюшка проводил рядом с сыном и дочерьми. Подолгу беседовал с ними на разные темы, читал им книги и, конечно, Библию. Когда дети подросли, они стали помогать отцу: принимали посетителей, отвечали на многочисленные письма духовных детей батюшки.
В начале 1900-ого года здоровье отца Валентина стало стремительно ухудшаться. Дочери ухаживали за ним, стараясь предупреждать любое желание родного человека. После кончины отца Вера, Александра и Любовь продолжили его дело. Благодаря детям в свет вышло несколько книг протоиерея Валентина Амфитеатрова, которые и сегодня духовно поддерживают многих людей.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема