Путь в высокогорное селение Зруг был уничтожен: камнепады и непогода сделали своё дело. Но протоиерея Алексия Гатуева, отвечавшего в Осетии за Дигорское благочиние, это не могло остановить: ведь его ждали там неокрепшие в вере люди, не вполне ещё отказавшиеся от языческих обычаев, некрещёные дети, невенчанные пары... В 1888 году он добился, чтобы в Зруг был проложен новый путь — прямо через скалы. И сам участвовал в создании тропы. Нехотя поддавалась горная порода, сбрасывались в пропасть мешавшие проходу камни. Это и было делом жизни отца Алексия: несмотря ни на что найти путь к тем, кто далеко, проповедовать им Христа, убирать «камни» грехов и языческих обычаев.
Гатуев относился ко второму поколению великих просветителей Осетии, продолжая дело, начатое в середине девятнадцатого века епископом Иосифом (Чепиговским), священниками Алексием Колиевым и Михаилом Сухиевым. Их трудами Православие в Осетии, теснимое исламом и смешанное в народном сознании с язычеством, не только выстояло, но и распространилось.
В 1869 году 23-летний Алексий Гатуев, с отличием окончивший Тифлисскую семинарию, стал священником и настоятелем церкви святого пророка Илии в селе Салугардан. Там же двумя годами ранее он открыл церковно-приходскую школу для девочек. Впоследствии отец Алексий основал ещё две церковно-приходские школы: во Владикавказе и станице Слепцовской.
В своём приходе ревностный пастырь ввёл богослужение на осетинском языке. Он много общался с прихожанами, люди массово шли в храм, так что в праздники порой нельзя было протиснуться в церковь.
Став в 1879 году дигорским благочинным, отец Алексий построил в разных селениях четыре церкви и одну часовню.
В течение лета, когда горные тропы становились доступными, Гатуев совершал миссионерские поездки в Дигорское ущелье. Они были очень напряжёнными, порой приходилось каждый день оказываться в новом селении. Но это приносило обильный плод: осетины-христиане укреплялись в вере, приступали к таинствам, отказывались от языческих обычаев, таких как похищение невест и разорительные поминки, на которые порой уходило почти всё семейное состояние. А их соседи-мусульмане обращались ко Христу. Отец Алексий крестил более трёхсот мусульман, за что был удостоен ордена святой Анны.
В своём уникальном труде «Христианство в Осетии» Гатуев писал: «в древности апостолы сеяли слово Божие и не торопились без достаточной веры крестить язычников». В полной мере это относится к самому отцу Алексию, который заботился о том, чтобы приходящие ко крещению люди хорошо знали вероучение.
Отец Алексий был мужественным человеком. Так, когда в 1892 году в Осетии была эпидемия холеры, он посещал тяжело больных, утешал их, причащал и соборовал.
С 1894 года до своей кончины в 1909 году протоиерей Алексий Гатуев был настоятелем старейшего владикавказского храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Когда отец Алексий отошёл ко Господу, проститься с ним прибыло почти всё духовенство Осетии и множество мирян. А похоронен он был рядом со своимипредшественниками-миссионерами Алексием Колиевым и Михаилом Сухиевым.
Как сказал священник Харлампий Цомаев в надгробной речи, протоиерей Алексий Гатуев «оставил по себе неизгладимую память в истории христианства в Осетии».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема