Путь в высокогорное селение Зруг был уничтожен: камнепады и непогода сделали своё дело. Но протоиерея Алексия Гатуева, отвечавшего в Осетии за Дигорское благочиние, это не могло остановить: ведь его ждали там неокрепшие в вере люди, не вполне ещё отказавшиеся от языческих обычаев, некрещёные дети, невенчанные пары... В 1888 году он добился, чтобы в Зруг был проложен новый путь — прямо через скалы. И сам участвовал в создании тропы. Нехотя поддавалась горная порода, сбрасывались в пропасть мешавшие проходу камни. Это и было делом жизни отца Алексия: несмотря ни на что найти путь к тем, кто далеко, проповедовать им Христа, убирать «камни» грехов и языческих обычаев.
Гатуев относился ко второму поколению великих просветителей Осетии, продолжая дело, начатое в середине девятнадцатого века епископом Иосифом (Чепиговским), священниками Алексием Колиевым и Михаилом Сухиевым. Их трудами Православие в Осетии, теснимое исламом и смешанное в народном сознании с язычеством, не только выстояло, но и распространилось.
В 1869 году 23-летний Алексий Гатуев, с отличием окончивший Тифлисскую семинарию, стал священником и настоятелем церкви святого пророка Илии в селе Салугардан. Там же двумя годами ранее он открыл церковно-приходскую школу для девочек. Впоследствии отец Алексий основал ещё две церковно-приходские школы: во Владикавказе и станице Слепцовской.
В своём приходе ревностный пастырь ввёл богослужение на осетинском языке. Он много общался с прихожанами, люди массово шли в храм, так что в праздники порой нельзя было протиснуться в церковь.
Став в 1879 году дигорским благочинным, отец Алексий построил в разных селениях четыре церкви и одну часовню.
В течение лета, когда горные тропы становились доступными, Гатуев совершал миссионерские поездки в Дигорское ущелье. Они были очень напряжёнными, порой приходилось каждый день оказываться в новом селении. Но это приносило обильный плод: осетины-христиане укреплялись в вере, приступали к таинствам, отказывались от языческих обычаев, таких как похищение невест и разорительные поминки, на которые порой уходило почти всё семейное состояние. А их соседи-мусульмане обращались ко Христу. Отец Алексий крестил более трёхсот мусульман, за что был удостоен ордена святой Анны.
В своём уникальном труде «Христианство в Осетии» Гатуев писал: «в древности апостолы сеяли слово Божие и не торопились без достаточной веры крестить язычников». В полной мере это относится к самому отцу Алексию, который заботился о том, чтобы приходящие ко крещению люди хорошо знали вероучение.
Отец Алексий был мужественным человеком. Так, когда в 1892 году в Осетии была эпидемия холеры, он посещал тяжело больных, утешал их, причащал и соборовал.
С 1894 года до своей кончины в 1909 году протоиерей Алексий Гатуев был настоятелем старейшего владикавказского храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Когда отец Алексий отошёл ко Господу, проститься с ним прибыло почти всё духовенство Осетии и множество мирян. А похоронен он был рядом со своимипредшественниками-миссионерами Алексием Колиевым и Михаилом Сухиевым.
Как сказал священник Харлампий Цомаев в надгробной речи, протоиерей Алексий Гатуев «оставил по себе неизгладимую память в истории христианства в Осетии».
21 декабря. О пророчествах о Христе в Ветхом завете
В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вот то, о чём Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».
О пророчествах о Христе в Ветхом завете — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











