Восьмое октября 1940 года. Парижский Свято-Сергиевский институт. Александр Шмеман только что поступил на первый курс. Ульяна Осоргина пришла навестить своего дядю, преподавателя института. Служился молебен по случаю начала учебного года, потом все отправились на совместное чаепитие. Во время него молодые люди разговорились. Мы не знаем, о чём велась беседа, но в тот же вечер Александр признался одному из друзей, что встретил свою будущую жену. Ему было девятнадцать лет, ей — семнадцать.
Александр жил и учился в Париже, Ульяна — в Кламаре, столичном пригороде. Видеться они могли только по воскресеньям. Чтобы встречаться чаще, молодые люди вместе записались на курс по искусству, который читал в Свято-Сергиевском институте знаменитый профессор Владимир Вейдле. «Мы оба были бедными студентами, — вспоминала Ульяна Шмеман, — без работы, всегда немного голодными, но беззаботными и весёлыми». После двух лет ухаживаний Александр сделал Ульяне предложение. Молодые люди обвенчались 31 января 1943 года в парижском храме Александра Невского.
Подошла к концу Вторая мировая война. Александр получил диплом Свято-Сергиевского института, и вскоре после этого стал его преподавателем. Он занимался историей православного богослужения. И уже работал над своей первой книгой «Церковь и церковное устройство». В 1946 году Александра рукоположили в священники. Ульяна окончила филологический факультет Сорбонны, иногда подрабатывала переводчиком, но большую часть времени посвящала детям. Их у Шмеманов родилось трое.
Лето отец Александр и Ульяна проводили на атлантическом побережье. Ежедневно супруги старались гулять вдвоём. Любая прогулка становилась для них приключением: они придумывали сказочные названия для каждого маршрута, набирались впечатлений и делились друг с другом своими чувствами. Годы, проведённые во Франции, супруги вспоминали как время абсолютного счастья и свободы.
В 1951 году Шмеманы переехали в США по приглашению протоиерея Георгия Флоровского. Матушка не хотела оставлять Францию, друзей и родных, но понимала, что в Соединённых Штатах преподавательский и научный таланты отца Александра востребованы куда больше, ведь в американском обществе был тогда высокий запрос на серьёзное богословие. Кроме того, при поддержке государства развивалась византинистика. «Решение о переезде в Америку стало нашим общим решением», — говорила она. Священник получил должность доцента Нью-Йоркской Свято-Владимирской духовной семинарии. Спустя несколько лет он стал её профессором, а затем и деканом. В США отец Александр написал свой главный труд «Евхаристия: Таинство Царства». Матушка Ульяна нашла себя в педагогике: она возглавляла одну из частных школ.
Летний отпуск Шмеманы проводили в канадской горной деревушке Лак Ла Бель. Они купили небольшой дом, в обустройстве которого участвовала вся семья. Шмеманы, родители и дети, укладывали линолеум, клеили обои, шили занавески, делали полки. Рядом с домом поставили маленькую часовню, в которой отец Александр каждую неделю служил Литургию. Ежедневно священник устраивал уроки «Закона Божьего», на которых помимо его детей собирались дети из окрестных домов.
Своё последнее лето он тоже провёл в Лак Ла Бель. В 1983 году у отца Александра диагностировали рак. Он отошёл мирно и тихо. Матушка в эти дни хранила его покой, молчаливо поддерживая супруга. Ульяна Шмеман вспоминала: «Мы с ним всегда были — одно целое! Это ощущение нашего единства было самым ярким, самым ощутимым чувством во время болезни отца Александра и его последнего пути, пути в Царство Божие».
14 мая. О Суде Божием и суде человеческом

В 7-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не судите по наружности, но судите судом праведным».
О Суде Божием и суде человеческом — протоиерей Михаил Самохин.
В Новом Завете Сам Господь и Апостолы уделяют много времени теме суда. Мы легко можем вспомнить слова Спасителя, его призыв к тому, чтобы не судить и не оказаться осужденным, слова у святого апостола Павла «В чем, кто судит другого, себя самого осуждает». Понятно, что произносить суд над ближним нужно очень осторожно. В сегодняшнем же Евангелии Господь призывает к праведному суду. Из контекста его спора с фарисеями становится понятно, о чем идет речь. Спасителя осуждают за исцеление в субботу, а он привел в пример Моисея, который в субботу разрешил обрезание. Оправдывая Моисея и осуждая Христа, фарисеи согрешают лицеприятием. Поэтому праведный суд, к которому призывает Господь, это суд, не смотрящий на лица. Думаю, что человеку в принципе такой суд практически не под силу. Мы всегда смотрим на лица, легко осуждая других, и в этом же поступке оправдывая себя самих. Поэтому человеческий суд несовершенен всегда. И лишь Господь, знающий начало и концы, причины и следствия, может быть праведным или нелицеприятным судьей. Давайте почаще оставлять суд над ближним Господу и Спасителю Христу помня, что Он же будет судить и нас самих.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О пророчествах Пророка Иеремии

Сегодня 14 мая. День памяти ветхозаветного Пророка Иеремии, жившего в седьмом-шестом веках до Рождества Христова.
О его пророчествах — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем одного из четырех великих пророков, Иеремию, который был таким трагическим, конечно, персонажем, поскольку ему от Бога было открыто, что такая развращенная жизнь людей, отпадение от религиозных норм и несоблюдение закона Божия приведет к разрушению великого города Иерусалима. Это центр был религиозных чаяний иудеев, это был святой город, где находился храм Бога Всевышнего. И тем не менее, из-за того, что состояние народа было плачевным, было открыто пророку о скорбной участи Святого Града. И он всеми силами пытался образумить людей. Он приходил и говорил им — будет трагедия. Если мы продолжим вести образ жизни такой, как сейчас, этот город не устоит. И ему пришлось спорить с царями, с вельможами, со священниками храмовыми. И пытаться убедить людей, и у него не получилось. Его свидетельство было истинным, слова его были горячими, но люди не откликнулись на это, потому что их все устраивало. И только когда пришла беда, и действительно случилось падение города Иерусалима, и вавилонский плен, сам Иеремия остался в этом городе и написал то произведение, во всяком случае, которое приписывают его авторству, это «Плач Иеремии», плач посланника Божия о сбывшемся пророчестве. То есть многие пророки не хотели бы, чтобы их пророчества сбывались, потому что они были трагическими. И тут он увидел исполнение своего собственного пророчества, что правдивы слава Божии.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О важности учреждения Вифанской духовной семинарии для Церкви

Сегодня 14 мая. В 1797 году основана Вифанская духовная семинария.
О важности её учреждения для Церкви — священник Стахий Колотвин.
Сложно представить, что когда-то рядом с главной Московской духовной семинарией, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре, была еще одна — Вифанская семинария, которая находится в скиту, который совсем неподалеку. Буквально пешком за несколько минут можно дойти. И вот в этом тихом уголке, сейчас уже восстановленном, благообразном, тоже учились студенты. Кажется, какая в этом необходимость? Неужели всех нельзя было собрать в стенах одного монастыря? Но как раз мы посмотрим на ее основателя, митрополита московского Платона, который сам учился в провинции. Почему? Потому что как раз не хватало мест в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы вместить всех обучающихся и еще дать возможность монахам вести спокойную жизнь. Ведь как появился Вифанский скит? Как раз потому, что монахи хотели где-то укрыться от множества паломников, чтобы спокойно помолиться. И точно так же и для спокойного обучения порой важно быть не в эпицентре всеобщего внимания, а чуть-чуть в стороне. Поэтому Вифанская духовная семинария существовала успешно вплоть до самой революции и никого не смущало, что два учебных заведения находятся на таком близком расстоянии друг от друга. И она помогала обеспечить священниками каждый из пятидесяти тысяч русских дореволюционных храмов. Поэтому и мы, если видим, что где-то чего-то не хватает, надо не уменьшить усилия, и так сойдет. А трудится больше, и Господь наши усилия вознаградит.
Все выпуски программы Актуальная тема