
Январским утром тысяча девятьсот пятнадцатого года у дверей Петропавловского собора Петербурга стояла скромно одетая женщина. Она явно стеснялась обратиться к выходящим после окончания богослужения со своей просьбой, поэтому лишь робко переступала с ноги на ногу и молчала. Последним из храма вышел настоятель храма — протоиерей Александр Александрович Дернов. Он заметил робкую незнакомку и ласково спросил, что ей нужно. Оказалось, что женщина приехала просить у священника помощи: тяжело больна её дочь, не хватает денег на лекарства. Батюшка достал из кармана конверт с пожертвованием и передал, не вскрывая, просительнице: «Возьми, милая, сколько тут — не знаю, но думаю, на лекарства тебе хватит». Женщина заплакала: «Батюшка, век буду за тебя молиться! Назови имя доброго человека, который спас мою девочку!» Отец Александр тихо ответил: «Благотворитель пожелал остаться неизвестным».
Саша Дернов родился в семье священника села Никольское Яранского уезда Вятской губернии в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. Его отец, протоиерей Александр Афанасьевич, рано остался вдовцом с одиннадцатью детьми на руках. Однако он смог дать своим сыновьям и дочерям по-настоящему христианское воспитание, уделить каждому из них достаточно внимания и любви. Такую же неизменную любовь батюшка проявлял к своим прихожанам. В любую погоду протоиерей Александр ехал на требы в дальние и ближние деревни, ещё до открытия земских школ организовал в своём доме школу для крестьянских детей. Старший сын, Саша, первым покинул отцовский дом: отправился в город учиться. С отличием закончил Вятское духовное училище и Вятскую семинарию, и как сильнейший в учёбе поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. После окончания академии со степенью кандидата богословия Александр начал служить диаконом в церкви больницы святой Марии Магдалины на первой линии Васильевского Острова. Почти сразу же он стал активно участвовать в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви: вёл просветительские беседы, читал лекции. Каждое воскресенье послушать талантливого оратора приходили до двухсот человек. В тысяча восемьсот девяносто девятом году Александр Дернов стал настоятелем Петропавловского собора Петербурга.
Отец Александр отличался кротостью и человеколюбием. Многочисленные пожертвования своих духовных чад он раздавал нуждающимся, передавал храмам, библиотекам, учебным заведениям, православным обществам и братствам трезвости.
Очень много внимания и сил уделял Дернов людям, страдающим недугом пьянства. Он проводил просветительские беседы о трезвости, материально помогал алкоголикам, желающим избавиться от пагубной болезни и встать на верный путь.
Отец Александр был сподвижником праведного Иоанна Кронштадтского. В тысяча девятьсот девятом году, после кончины «всероссийского батюшки», как того называли, протоиерей Александр Дернов возглавил Общество в память отца Иоанна Кронштадтского. Общество оказывало нуждающимся духовную и материальную помощь. Под руководством протоиерея Александра при Обществе открыли дом для паломников, приют для девочек-сирот, народную библиотеку и столовую, где беднякам выдавали бесплатные обеды.
Протоиерей Александр Дернов всей жизнью засвидетельствовал правдивость своих слов: «Ничем иным, как только истинной христианской любовью, не завидующей, не превозносящейся, не ищущей своего, всё терпящей, можно явить плодотворную работу».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема