
Фото: Wren Meinberg / Unsplash
Человек удивительной духовной судьбы и феноменального трудолюбия, проповедник и молитвенник, протоиерей Валентин Свенцицкий прожил на белом свете без малого полвека. Казалось бы, не так уж и много. Объём написанных им богословских и художественных трудов — весьма велик и на сегодняшний день до конца не освоен. И всё же одна его книга давно стала легендарной и, скорее всего, останется классикой христианской апологетики. Она построена по древней модели бесед скептика-новичка и опытного наставника и называется «Диалоги». Отец Валентин Свенцицкий написал её незадолго до своей кончины, в конце 1920-х — начале 1930-х годов, в сибирской ссылке.
В книге беседующие названы как «неизвестный» и «духовник».
Послушаем отрывок из второго диалога, который называется «О Боге» в исполнении замечательного белорусского актёра Олега Сидорчика:
«Неизвестный: ... В конце концов, что же, кроме отвлечённых построений, даёт и твоя вера?..
Духовник. Вера в Бога даёт не „отвлечённое построение“. Она перерождает жизнь.
У нас есть особое, неведомое вам чувство, что нас соблюдает Господь, и это даёт нам уверенность и твёрдость. Мы никогда не бываем одиноки. Мы всегда с Ним. Всё согрето для нас любовию Божией. И чувство радости — самое основное, самое неизменное наше чувство. Ум наш, как и у всякого человека, не в силах представить себе бесконечность, не может постигнуть того, что такое свобода, не знает цели мироздания. Но в чувствовании Бога есть нечто подобное тому, как если бы ты на один миг узнал всё это и не мог удержать в памяти, но сердце в своей памяти сохранило бы тебе это навсегда...»
Из книги «Диалоги» протоиерея Валентина Свенцицкого нам читал белорусский актёр Олег Сидорчик.
Если бы вы знали, как я по-детски завидую тем, кто ещё не читал книги отца Валентина! Пользуясь случаем, обмолвлюсь, что «Диалоги» были переписаны и сложены духовными чадами великого проповедника по рукописным фрагментам. Некоторое время рукопись книги ходила «по рукам» не совсем в точном виде.
Сейчас, слава Богу, благородными и трудоёмкими усилиями публикатора и исследователя творчества и биографии Свенцицкого — Сергея Черткова, главный труд священника выходит в максимально близком авторскому замыслу варианте.
...Значение и воздействие книги, я уверен, будет только расти. Тот притягательный и манящий путь, который проходит внутри «Диалогов» собеседник, названный Неизвестным, — я, например, готов, признаюсь вам, проходить снова и снова, вспоминая и ожидая финал, с которого у Неизвестного начинается новая жизнь!..
Теперь попрощаюсь и оставлю вас с чтением из второй беседы (а всего их десять) — главной книги протоиерея Валентина Свенцицкого «Диалоги».
С вами был Павел Крючков. Читает белорусский актёр Олег Сидорчик:
«Духовник: ...Вера в Бога перерождает нас потому, что открывает нам источник совершенно новых, для нас неведомых душевных состояний. Видим ли мы Бога? Нет, больше, чем видим. Осязаем ли Его? Нет, больше, чем осязаем. Слышим ли Его? Нет, больше, чем слышим. Бог — это самое достоверное, самое несомненное, самое совершенное моё знание. Всё может оказаться ошибкой, сном, мечтой. А Бог — есть. Так не нам ли торжествовать?..
Неизвестный: Рассуждения твои всё же не могут убедить меня вполне.
Духовник: Я тебе показываю истину. Смотри и решай, где правда и где ложь.
Неизвестный: Да, так. Но я, пожалуй, сразу теперь выбрать не смогу. ...Ты меня, отчасти, уже приучил допускать непостижимое... ...После этих разговоров мне начинает казаться, что, может быть, не всё принял в расчёт, утверждаясь в своём неверии.
Духовник: Это очень хорошо. Не гони этого чувства от себя. Я уверен, что дальше оно будет в тебе ещё сильнее.
Неизвестный: Посмотрим. Я готов сказать: дай Бог!..»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Псалом 108. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда люди спрашивают: что христианство принесло в мир? Разве он как-то, по существу, изменился за эти две тысячи лет? Ответить на этот вопрос помогает 108-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 108.
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец всё, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, — оно и придёт на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;
18 да облечётся проклятием, как ризою, и да войдёт оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце моё уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
Как-то недавно на исповеди один молодой человек сказал мне, что ненавидит себя за то, что порой чувствует злобу и раздражается. По большому счёту и с остальными грехами было то же самое. Они вгоняли его в тоску, потому что он очень хотел быть идеальным, но у него не получалось. Со своей стороны, я попробовал обратить его внимание на то, что сами по себе возникающие чувства не так греховны, как последующие мысли и уж тем более дела. Вопрос не столько в том, что он злится, сколько в том, что он делает со своей злобой? В конце концов злоба — это ведь всегда реакция на что-то неприятное и недолжное, на внешние обстоятельства, на состояние или поведение своё или окружающих... И бывает достаточно изменить угол зрения, и злоба, например, превратится в молитву о вразумлении, если другой заблуждается, или исцелении, если он болен. Так или иначе, с христианской точки зрения, злоба и ненависть возможны только ко греху и никогда ко грешнику. Поэтому, молодой человек, с которым я говорил, был неправ в том, что ненавидел себя, но прав в том, что христианин призван бороться со злобой в себе, она попросту не может быть легальна в его сердце.
Псалом, который мы сейчас услышали, очень яркий и искренний. Давид стремился к правде Божией, он старался любить тех, кто враждовал против него и даже молился за них. Однако за добро ему воздавали злом и за любовь — ненавистью. И в итоге поведение грешников привело к тому, что он стал желать им зла и даже начал молиться об этом. Кто из нас не возгорался похожими мыслями в минуту горькой обиды, предательства или чего-то подобного. Вряд ли найдётся христианин, чьё сознание хотя бы на мгновенье никогда не посещали мысли об отмщении обидчикам. Однако мы просим за них прощения и не выстраиваем череду подобных мыслей в череду молитвенных прошений. И даже почувствовав в своём сердце подобные вещи, мы стремимся перенести их с грешника на грех, не давая места злобе. Более того, задумываясь о бедах, которые так или иначе происходят в жизни наших обидчиков, мы говорим, что Бог любит всех, но грешники своими поступками закрываются от Его милости. И даже попуская в их жизни страдания, Господь позволяет им произойти ради их вразумления и спасения. О том, что Бог любит праведников, люди в Ветхом Завете знали очень хорошо, но о том, что Он готов прийти и умереть ради спасения грешников, они узнали только в Новом.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 238 зач., I, 20-27.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В 90-е годы, читая аскетическую литературу, некоторые верующие решили, что помощь ближним и деятельная любовь к ним — слишком простой, если не сказать примитивный уровень, в отличие от сердечной молитвы и стремления к личному спасению. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую
Случается, что известные цитаты люди искажают в угоду своим интересам. Впрочем, нередко они делают это неосознанно, без злого умысла, не задумываясь над тем, насколько меняется первоначальный смысл сказанного. Причём, очевидно, есть разница в том, какие слова оказываются искажены. Ведь одно дело — использовать историческое описание или цитату из литературного произведения и другое — духовный совет, на который люди будут ориентироваться. Искажение последнего значительно хуже. Одним из самых ярких и печальных примеров искажений подобного рода, я думаю, можно считать фразу, которую приписывают преподобному Серафиму Саровскому: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Этой фразы преподобный никогда не говорил. Он сказал: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Может показаться, что разница несущественна, но на самом деле она огромна. Ведь в первом случае человеку предлагается стремиться в первую очередь к своему спасению, а остальные пусть спасаются по остаточному принципу. В свою очередь стяжать мирный дух можно именно в общении с Богом и людьми, по-евангельски. Примечательно, что, когда сторонники индивидуального спасения и заботы в первую очередь о себе приводят цитаты древних отцов, в защиту уединения, сами они живут в городах, среди людей и ни в какие пещеры не уходят. Да и внимательное чтение собственно аскетической отшельнической литературы показывает, что и для анахоретов деятельная любовь была важнейшей частью пути спасения.
В отрывке из послания к Филиппийцам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о том, что для него лучше: умереть и отправиться ко Христу или ещё пожить и быть полезным братии. Жизнь для него — Христос, и смерть — приобретение. И эти слова тоже часто цитируют, будто бы подтверждая, что христиане должны стремиться переходить от этой жизни к грядущей. Однако для самого Павла это было вопросом, ведь уходя, он оставил бы людей, которым помогал на пути спасения, без поддержки. Конечно, апостолу хочется быть со своим Господом и для него, как он уверен, это лучший путь... Но Павел христианин и не мыслит себя отдельно от ближних, которым он нужен. И апостол внутренне чувствует, что будет жить, для него важен не только его собственный успех, но и успех учеников, их радость в вере. Он надеется на их духовный рост и достойную жизнь во Христе и на их единодушие в подвиге за веру.
Имел ли апостол Павел опыт сердечной молитвы и личного, внутреннего предстояния Богу? Несомненно. Мы знаем об этом из самых разных текстов, которые сохранились под его именем. Но он, со всей очевидностью, не считал, что христианин в духовной жизни может быть индивидуалистом, думающим только о себе. Думать о себе для нас и так естественно! Но раз мы, как христиане, призваны возвышаться над естеством, будем думать о ближних и стремиться к общему спасению, к единству во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать талантливых ребят из детских домов, участников программы ПАЗЛ

Фонд поддержки талантливой молодёжи «Будущие лидеры» в рамках программы «ПАЗЛ» помогает подросткам из детских домов освоить профессию в области информационных технологий. В течение 3-х лет ребята изучают основы программирования и дизайна, получают практический опыт, учатся работать в команде и создавать собственные проекты.
Тимур Бикбаев из города Тольятти тоже стал участником программы «ПАЗЛ». Благодаря этому он не только открыл для себя мир информационных технологий, но даже обрёл семью. В рамках обучения Тимур выбрал сразу два направления для развития. Серьёзная нагрузка его не смутила, настолько он был увлечён получением новых знаний и опыта. В мае этого года Тимура, как одного из лучших учеников, пригласили в Санкт-Петербург, где он посетил IТ-компании и принял участие в стажировке.

С самого начала обучения в программе «ПАЗЛ» Тимура поддерживала Юлия Бакулина, педагог-психолог детского дома. «Когда я впервые увидела, с каким энтузиазмом он взялся за программирование, поняла — перед ним открыты все двери. Он не просто учился — он буквально «горел» каждым проектом. Я очень горжусь его успехами. Можно сказать, что эта программа нас с ним объединила, — делится Юлия. Со временем она совместно с супругом приняла решение взять Тимура в свою семью. Сегодня молодой человек учится в колледже и продолжает развиваться по выбранным направлениям. И на этом пути ему очень помогает поддержка приёмных родителей.
Программа «ПАЗЛ» фонда «Будущие лидеры» меняет жизни подростков из детских домов. Даёт им возможность освоить программирование и дизайн, получить профессию и реализовать свои таланты. Поддержать программу и ребят из детских домов можно на странице проекта «ПАЗЛ».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов