
«Десантный батюшка» — так называли военного священника, протоиерея Михаила Васильева. Отец Михаил прошёл едва ли не все «горячие точки» — Чечню, Абхазию, Сирию, Боснию, Косово, Киргизию. В первые же дни специальной военной операции на Украине приехал и на Донбасс. «Идти туда, куда, выполняя приказ, идёт моя паства» — так однажды сформулировал он принцип своего служения.
«Есть такая профессия — Родину защищать». Эту знаменитую аксиому протоиерей Михаил Васильев твёрдо усвоил с самого детства. Перед глазами был пример отца — офицера, который мечтал, что сын пойдёт по его стопам и станет военным. Но после окончания школы в 1988-м Михаил неожиданно выбрал философский факультет МГУ. А потом продолжил образование в аспирантуре — на кафедре научного атеизма. Звучит парадоксально, но именно там молодой человек серьёзно и осознанно пришёл к вере. И решил посвятить свою жизнь служению Богу. Впрочем, военное образование Михаил тоже получил. Одновременно с аспирантурой поступил в Военную академию Генерального штаба вооружённых сил России. На тот момент он уже был рукоположённым священнослужителем. Но мечту отца всё-таки исполнил. Михаил Васильев стал военным священником.
В начале нулевых отца Михаила назначили настоятелем Благовещенской церкви в Сокольниках — главного храма ВДВ. Как-то раз после Литургии у батюшки зазвонил телефон. На другом конце провода был командир десантного батальона. Он умолял священника как можно скорее приехать на военный аэродром. Ситуация, действительно, оказалась серьёзная. Десантники-срочники впервые в жизни совершали прыжки. И надо было такому случиться: у первого же из них в воздухе не раскрылся основной парашют. Раскрылся запасной, и боец благополучно приземлился. Однако остальные ребята занервничали и прыгать наотрез отказывались. Увидев на аэродроме священника, стали переглядываться: ну, мол, сейчас начнёт уговаривать и жизни учить. Но отец Михаил прочёл молитву, окропил солдат святой водой и благословил иконой Богородицы «Благодатное небо». А потом спокойно надел парашют, сел вместе со всеми в самолёт и... прыгнул первым! А за ним — и все остальные молодые бойцы. «Он умел убеждать людей. Обладал колоссальной энергией, и всю её отдавал на служение», — говорил об отце Михаиле Васильеве генерал-майор Андрей Хворостьянов.
Куда бы ни забрасывала батюшку жизнь — в чеченские ли ущелья, сирийскую пустыню или степи Донбасса — всюду он разворачивал походный храм-палатку, совершал Богослужения, исповедовал и причащал бойцов. И по-настоящему был одним из них. Отец Михаил вспоминал, как однажды на Донбассе вместе с солдатами попал под ракетный обстрел. «Земля буквально ходила ходуном, летели палки, комья земли, а мы прижались друг к другу и начали исповедовать свои грехи», — рассказывал священник.
Утром 6 ноября 2022 года отец Михаил вместе с русскими бойцами находился на боевых позициях под Херсоном. Противник вёл массированный обстрел. Реактивный снаряд разорвался в трёх метрах от батюшки. Ранение оказалось смертельным. За проявленные мужество и героизм священник Михаил Васильев посмертно был награждён высшей государственной наградой — медалью и званием Героя России.
Бойцы вспоминали: отец Михаил всегда приветствовал их словами: «Родные мои!» А если кто-то удивлялся, почему он называет так совершенно чужих людей, объяснял: «У нас одна Родина. Поэтому мы — родные. И радости у нас общие для всех, и печали».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов