Софийский собор называют короной на главе Киева, и с этим трудно не согласиться - по красоте своей редкая церковь может состязаться с Киевской Софией, да и по исторической значимости этот храм главенствует среди прочих.
Собор святой Софии построили в одиннадцатом веке Ярославом Мудрым в самой высокой точке Киева, и сразу стал композиционным центром древнего города. Это своеобразное здание в византийском стиле увенчали тринадцать глав, выстроенных горкой – центральный купол окружали четыре меньших по размеру, ниже располагались еще восемь. Сейчас первоначальный облик Софийского собора можно представить только по сохранившимся в летописях описаниям. В конце семнадцатого века внешний вид храма обновили в стиле украинского барокко, здесь появились дополнительные купола – теперь их стало девятнадцать. Главы, что прежде имели форму полусферы, стали грушевидными – на каждую луковку сверху была насажена еще одна, поменьше, укрепленная на узком барабане.
А вот внутренние росписи собора сохранилось с одиннадцатого века в первозданном виде. Такое богатое собрание древних мозаик и фресок вы не увидите больше нигде. Эти изображения уникальны. Так, мозаика на куполе и алтарной стене имеет невероятно богатую палитру – она состоит из ста семидесяти семи оттенков! Настенная живопись Святой Софии охватывает практически всю священную историю, здесь можно увидеть образы более пятисот святых – недаром комплекс здешних росписей издревле называли «Библией для неграмотных».
В некрополе Софийского собора в течение многих веков хоронили князей и митрополитов. Здесь можно увидеть мраморный саркофаг Ярослава Мудрого, захоронения его сына Всеволода и внуков – Ростислава и Владимира, прозванного Мономахом.
История древнего храма овеяна нераскрытыми тайнами. Считается, например, что собор скрывает под собой подземные помещения, в которых спрятана легендарная библиотека князя Ярослава.
В советское время Софийский собор стал музеем, в этом статусе он пребывает до сих пор. Богослужения проводятся здесь по особому графику.
Чтобы попасть в эту старинную киевскую церковь, можно выйти на станции метро «Золотые ворота» и пройти вверх по Владимирской улице. Есть и другой маршрут – от «Майдана Незалежности» по улице Софийской. Второй путь чуть длиннее, но интересней – мимо фонтанов, через знаменитый Крещатик. Если, конечно, прогулке не помешают какие-нибудь очередные политические события, эпицентром которых всякий раз оказывается многострадальный Майдан.
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда ребёнок попадает в беду, даже если в этом есть его вина, нормальный родитель сочувствует ему и всячески старается помочь. Христианство нередко называет верующих детьми Божиими, но действует ли Бог, как любящий родитель? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Некоторое время назад я столкнулся в интернете с обсуждением вопроса: «Кто для мужчины важнее, мама или жена?» Молодой человек утверждал, что жён у него может быть сколько угодно, в то время как мама — одна, и поэтому, естественно, она важнее. И хотя многим мамам подобные рассуждения могут показаться верными, библейский взгляд на это несколько иной. Человек призван «оставить отца и мать» и «прилепиться к жене своей», которая никак не может рассматриваться как одна из многих или очередная, но лишь как единственная. Ни для кого не секрет, что родительская любовь бывает не менее эгоистичной, чем супружеская. Иногда родители разрушают браки детей, иногда вообще не дают им вступить в брак. Несколько раз мне приходилось общаться с матерями, лишёнными родительских прав, которые вообще не интересовались своими детьми. За годы размышлений я пришёл к тому, что не существует никаких объективных критериев, по которым лучше всегда были бы матери и отцы, а хуже мужья и жёны. Существуют просто разумные и рассудительные люди, которые умеют любить и выстраивать отношения. И из них выходят прекрасные жёны или мужья, а потом прекрасные матери или отцы.
В сегодняшнем чтении из послания к римлянам апостол Павел рассуждает о положении обычного человека после грехопадения. Все мы рождаемся в мире, в котором царствует смерть, и мы оказываемся рабами страха смертного, рабами бега времени, рабами собственных страстей. Однако, по мысли апостола, это рабство носит временный характер, потому что, соединившись со Христом, люди получают такую обильную благодать от Бога, что могут стать царями, то есть полноправными хозяевами собственной жизни. Но человека, порабощённого грехом, необходимо было к этому состоянию привести и на этом этапе важной вехой оказывался ветхозаветный закон. Причём, Апостол говорит, что пока не было закона людей, не за что было судить. Как например, человека, который просто слоняется без дела, невозможно обвинить в том, что он ошибся направлением, так и невозможно было обвинять тех, кто формально перед Богом ничего не нарушал. Когда же появился закон — ответственность людей усилилась и стал умножаться грех, но поразительным образом, чем больше стал умножаться грех, тем больше Бог стал посылать Свою благодать, потому что чем тяжелее человеку на пути к спасению, тем больше Бог готов его поддерживать. Естественно, как по-настоящему любящий родитель, Он знает, в чём нуждаются Его дети! Впрочем, в родительстве Господа есть один важный нюанс. Он имеет дело со взрослыми людьми. Когда мы ведём ребёнка к врачу, порой малыша приходится держать, потому что он боится и вырывается. При этом взрослого здравомыслящего человека держать уже не получится. Мы можем сколько угодно любить его и желать ему блага, но он будет отвечать за себя сам, каким бы ни был его сознательный выбор. Бог, конечно, считает нас Своими детьми, но не младенцами, а взрослыми, сознательными и свободными. Он любит нас и, чем плачевнее наше состояние, тем больше Он готов помогать, но только при условии, что и мы готовы работать над собой вместе с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов