Полтава так и осталась бы незамеченной среди прочих уездных городков, если бы 300 с лишним лет назад не произошла здесь одна из величайших баталий русской истории — Полтавская битва. Сегодня на месте сражения основан музей-заповедник, а в самом городе сохранились монастыри и храмы, хранящие историю великих событий.
Начать прогулку по Полтаве стоит с центральной площади. Именно здесь Петр I встретился с жителями города после битвы. Посреди площади стоит монумент Славы. Это тосканская колонна, увенчанная орлом с лавровым венком в клюве и стрелами в когтях. Голова птицы повернута в сторону поля битвы. Основание монумента выполнено в форме четырёхгранного бастиона, в который вмонтированы 18 трофейных пушек.
Во время Великой Отечественной войны монумент, как и весь ансамбль Круглой площади, сильно пострадал, но все было восстановлено в 50-х. Единственное здание, которое сохранилось с довоенной поры — здание Петровского кадетского корпуса, где в свое время учился прославленный генерал Николай Ватутин, погибший в 1944 году.
Среди особнячков по левой стороне Октябрьской улицы - настоящая жемчужина Полтавы — Спасская церковь, которой довелось стать свидетелем героической баталии. Говорят, что около нее комендант крепости полковник Келин читал полтавчанам письмо Петра, в котором царь благодарил защитников за мужество. Здесь же после битвы самодержец молился за ниспосланную Господом победу. На площади возле церкви похоронили погибших защитников крепости. Чтобы сохранить ценный памятник - а храм был деревянным - Александр II приказал построить над ним каменный саркофаг, автором которого выступил известный харьковский архитектор Андрей Тон.
Излюбленное место гуляния полтавчан - городская смотровая площадка, а ранее — Подольский бастион Полтавской крепости. Отсюда во время Северной войны защитники и жители города отражали атаки шведов.
Рядом находится мемориальный камень с высеченными на нем словами из Ипатьевской летописи, в которой в начале 12-го века впервые встречается упоминание о Полтаве. Отсюда открывается вид на Подол, на реку Ворскла и Крестовоздвиженский монастырь.
Архитектурный ансамбль этой обители для Полтавы - все равно что лавра для Киева. Монастырь (сначала мужской) был основан местными казаками в 1650 году и долгое время считался культурным и духовным центром региона. После Великой Отечественной войны Крестовоздвиженский монастырь стал одной из крупнейших монашеских общин СССР.
Побывав в монастыре можно отправиться посмотреть главную достопримечательность Полтавы — поле битвы. Историческое место находится на севере города и называется на карте очень символично - «Шведская могила». Именно в этом месте 27 июня (8 июля) 1709 года решился исход продолжительной Северной войны. Русские войска наголову разбили образцовую швелскую армию. Одна из хитростей, на которую пошел Петр I до сих пор упоминается в военных учебниках — он переодел опытных солдат в форму новичков. Поэтому когда наступающие шведы решили внести панику в ряды молодняка, то попали в ловушку.
В результате сражения армия Карла XII была полностью обескровлена и вскоре Швеция перестала быть крупной европейской державой. Она навсегда отошла от мировой политики, за что сами шведы до сих пор благодарны России.
Первый монумент на пути к мемориалу — прямой равноконечный крест, поставленный российскими властями. Надпись на нем гласит: «Вечная память храбрым шведским воинам, павшим в бою под Полтавой 27 июня 1709 года». А рядом с Самсониевским храмом возвышается курган с православным гранитным крестом на верхней площадке — это братская могила русских воинов, павших в битве.
В фондах музея хранится около 8 тысяч экспонатов. В девяти залах можно увидеть произведения искусства, образцы оружия и старинной униформы. В центральном зале выставлены макет поля сражения и диорама с началом решающего этапа баталии. Если есть желание, можно дойти до еще одного монумента — места, где был командный пункт Петра I. И на этом прогулку по Полтаве можно считать завершенной.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 102 зач., IX, 18-33.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории исхода евреев из Египта есть очень непростой для понимания сюжет. Бог как будто бы издевается над фараоном, Бог прямо говорит, что Он собирается определённым образом воздействовать на фараона: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:3). Фараон здесь выступает лишь как некий объект, как некая кукла, которая не способна ни к какому самостоятельному действию, и это поражает, ведь мы привыкли к мысли, что у человека есть свободная воля, и Бог хранит эту свободу. Конечно, у слов книги Исход есть масса толкований, которые объясняют, что дело не в Боге, а в самом фараоне, а слова — это лишь некоторая метафора. Однако вот что любопытно: апостол Павел в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 9-й главы Послания к Римлянам ссылается на историю фараона как на некую норму, и делает этой истории весьма неожиданные выводы. Давайте послушаем этот отрывок и попытаемся понять мысль святого апостола.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Только что прозвучавший отрывок апостольского послания начался с фразы, которая по своей сути является продолжением рассказа, начатого ещё Моисеем в книге Исход: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Эта краткая фраза описывает историю становления избранного Богом народа, ведь избрание Авраама и потомков его внука Иакова не было обусловлено какими бы то ни было внешними факторами, Авраам избран по одной простой причине: так захотел Бог. Да, конечно, можно попытаться порассуждать о достоинствах Авраама, однако все его достоинства проявили себя лишь после того, как на него обратил внимание Бог. Нечто подобное переживали и многие христиане: вот человек живёт совершенно обычной жизнью, у него нет ни малейшего интереса к Церкви, но в какой-то момент что-то меняется, откуда-то появляется интерес и тяготение к духовной жизни, сопротивляться им почти невозможно, и человек приходит ко Христу. В богословии выработан особый термин, который описывает происходящее с таким человеком — на него действует призывающая благодать Божия.
Но почему же она действует не на всех? Есть два возможных ответа, первый из их оправдывает Бога, но обвиняет человека, он утверждает, что благодать действует на всех, да не все на неё откликаются по причине глубокой внутренней испорченности или же по причине банального нежелания. Второй возможный ответ предлагает апостол Павел, и здесь уже человек не виноват, всё дело в Боге, Которого Павел уподобляет гончару, решающему, какую глину для какого сосуда использовать — одна глина идёт, скажем, на сосуд для молока, а другая — на сосуд для помоев. Может ли глина заявлять о своих правах? Конечно же, нет. Но разве можно глину сопоставлять с человеком?
Вообще, конечно, нельзя. Однако в контексте размышлений апостола Павла — вполне, ведь Павел хочет донести до своих адресатов из числа римских христиан-евреев довольно незатейливую мысль: происхождение не может быть незыблемым основанием для спасения во Христе. Еврей может спастись, а может и погибнуть, язычник может погибнуть, а может и спастись. И с первым, и со вторым происходит то же самое, что произошло в своё время с фараоном: Бог смотрит на сердце человека, и если сердце переполнено гордыней, то Богу не остаётся ничего иного, как отвернуться от такого человека, вернее же будет сказать, что гордыня отворачивает человека от Бога и только искреннее покаяние способно изменить эту плачевную ситуацию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Участвовать в акции «Лето добрых дел. Время помогать!»

Тамара Фёдоровна много лет трудилась учителем русского языка в одной из московских школ. А когда вышла на пенсию, стала заниматься с ребятишками при храме, в Воскресной школе. Через некоторое время она уехала в другую страну помогать дочери и внуку, которые оказались в сложной ситуации. Но и там Тамара Фёдоровна не оставила своего призвания. Бесплатно обучала детей русскому языку на православном приходе. Но вскоре ей пришлось вернуться в Москву. Выяснилось, что дальние родственники собираются лишить её единственного жилья. Завели судебную тяжбу. Чтобы оплатить услуги юриста, пенсионерка была вынуждена влезть в кредит. Так Тамара Фёдоровна оказалась в непростой финансовой ситуации. Денег не хватало даже на еду. К счастью, она узнала о Марфо-Мариинской обители. Здесь, в службе помощи «Работа со случаем», женщине бесплатно выдают продукты, лекарства и нужные вещи.
Благодаря Обители милосердия пожилые, немощные люди, семьи с детьми и все те, кто оказался в беде получают ощутимую помощь. У них появляются силы на то, чтобы жить и не отчаиваться.
Самой Марфо-Мариинской обители тоже важна поддержка. В частности, в летний период, когда человеческого участия и финансовой помощи особенно не хватает. Именно поэтому в эти дни Обитель проводит акцию «Лето добрых дел. Время помогать!». Чтобы привлечь внимание к делам милосердия и к людям, которые прямо сейчас нуждается в заботе и внимании.
Принять участие в акции просто: нужно перейти на сайт «Лето добрых дел», сделать любой благотворительный взнос или оформить регулярную подписку. Кроме этого, вы можете передать в Марфо-Мариинскую обитель продукты или помочь делами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел об известном российском флотоводце, адмирале Андрее Августовиче Эбергарде, который в период Первой Мировой войны командовал Российским Черноморским флотом.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час