Полтава так и осталась бы незамеченной среди прочих уездных городков, если бы 300 с лишним лет назад не произошла здесь одна из величайших баталий русской истории — Полтавская битва. Сегодня на месте сражения основан музей-заповедник, а в самом городе сохранились монастыри и храмы, хранящие историю великих событий.
Начать прогулку по Полтаве стоит с центральной площади. Именно здесь Петр I встретился с жителями города после битвы. Посреди площади стоит монумент Славы. Это тосканская колонна, увенчанная орлом с лавровым венком в клюве и стрелами в когтях. Голова птицы повернута в сторону поля битвы. Основание монумента выполнено в форме четырёхгранного бастиона, в который вмонтированы 18 трофейных пушек.
Во время Великой Отечественной войны монумент, как и весь ансамбль Круглой площади, сильно пострадал, но все было восстановлено в 50-х. Единственное здание, которое сохранилось с довоенной поры — здание Петровского кадетского корпуса, где в свое время учился прославленный генерал Николай Ватутин, погибший в 1944 году.
Среди особнячков по левой стороне Октябрьской улицы - настоящая жемчужина Полтавы — Спасская церковь, которой довелось стать свидетелем героической баталии. Говорят, что около нее комендант крепости полковник Келин читал полтавчанам письмо Петра, в котором царь благодарил защитников за мужество. Здесь же после битвы самодержец молился за ниспосланную Господом победу. На площади возле церкви похоронили погибших защитников крепости. Чтобы сохранить ценный памятник - а храм был деревянным - Александр II приказал построить над ним каменный саркофаг, автором которого выступил известный харьковский архитектор Андрей Тон.
Излюбленное место гуляния полтавчан - городская смотровая площадка, а ранее — Подольский бастион Полтавской крепости. Отсюда во время Северной войны защитники и жители города отражали атаки шведов.
Рядом находится мемориальный камень с высеченными на нем словами из Ипатьевской летописи, в которой в начале 12-го века впервые встречается упоминание о Полтаве. Отсюда открывается вид на Подол, на реку Ворскла и Крестовоздвиженский монастырь.
Архитектурный ансамбль этой обители для Полтавы - все равно что лавра для Киева. Монастырь (сначала мужской) был основан местными казаками в 1650 году и долгое время считался культурным и духовным центром региона. После Великой Отечественной войны Крестовоздвиженский монастырь стал одной из крупнейших монашеских общин СССР.
Побывав в монастыре можно отправиться посмотреть главную достопримечательность Полтавы — поле битвы. Историческое место находится на севере города и называется на карте очень символично - «Шведская могила». Именно в этом месте 27 июня (8 июля) 1709 года решился исход продолжительной Северной войны. Русские войска наголову разбили образцовую швелскую армию. Одна из хитростей, на которую пошел Петр I до сих пор упоминается в военных учебниках — он переодел опытных солдат в форму новичков. Поэтому когда наступающие шведы решили внести панику в ряды молодняка, то попали в ловушку.
В результате сражения армия Карла XII была полностью обескровлена и вскоре Швеция перестала быть крупной европейской державой. Она навсегда отошла от мировой политики, за что сами шведы до сих пор благодарны России.
Первый монумент на пути к мемориалу — прямой равноконечный крест, поставленный российскими властями. Надпись на нем гласит: «Вечная память храбрым шведским воинам, павшим в бою под Полтавой 27 июня 1709 года». А рядом с Самсониевским храмом возвышается курган с православным гранитным крестом на верхней площадке — это братская могила русских воинов, павших в битве.
В фондах музея хранится около 8 тысяч экспонатов. В девяти залах можно увидеть произведения искусства, образцы оружия и старинной униформы. В центральном зале выставлены макет поля сражения и диорама с началом решающего этапа баталии. Если есть желание, можно дойти до еще одного монумента — места, где был командный пункт Петра I. И на этом прогулку по Полтаве можно считать завершенной.
Уравнение. Наталия Лангаммер
«Ну, почему нужно перестраиваться из ряда в ряд так медленно? Чего ты плетешься?» — возмущалась я за рулем в адрес попутной машины, которая мне мешала.
И тут в голове всплыло слово «уравнение». Недавно мои очередные размышления, почему судить людей нельзя, нашли ответ в одном слове: «уравнение»
Причем, оно не решаемое. Состоит практически полностью из неизвестных. Каких?
Смотрите. На примере того же нерасторопного водителя.
Что я знаю? Что он едет медленно. А почему?
1. Он может не считать, что едет медленно. Полагать, что двигается осторожно.
2. У человека может болеть или кружиться голова. Может быть высокое или низкое давление.
3. В машине может ехать пассажир, которому страшно или которого укачивает.
4. Водитель может быть расстроен, убит горем.
5. Он может не спешить, так как сильно заранее выехал. А может не хотеть ехать туда, где ждут проблемы, неприятный разговор, трудное решение.
6. Машина может быть неисправна.
7. А может он вспоминает и проживает снова недавнее свидание с любимой и в хорошем расположении слушает медленную романтическую музыку.
8. Или говорит по телефону со старенькой мамой. Нельзя за рулем по телефону, но как маме отказать?
Стоит дальше продолжать этот список предположений. Он бесконечен! Ведь каждый из пунктов можно расширить до огромной истории. Истории человеческой души, которую нам не дано знать.
«Уравнение» — слово, которое теперь помогает мне не только удержаться от осуждения, оно помогает перестать хотеть судить. Все, что я знаю про этого водителя в соседней машине — это то, что мне лично он мешает в данной полосе. Ну, перестроюсь в другую. Помоги и ему, и мне Господь!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.