Склоны Овчарско-Калбарского ущелья высятся над причудливой излучиной Западной Моравы. По берегам реки разбросаны древние монастыри – вместе их называют «сербским Афоном».
Название это – не просто образ, а исторический факт. В четырнадцатом веке, когда на Афоне греческом настало трудное время притеснений, большая часть монахов Хиладарского монастыря вынуждены были искать себе новое пристанище. Сербское Овчарско-Кабларское ущелье, прекрасное и укромное, не просто стало приютом для беженцев – греческие монахи образовали здесь новую монашескую республику. Во время своего расцвета она включала в себя триста обителей, которые объединяла не общая ограда, а единый устав.
С тех пор многое изменилось, всего десять монастырей осталось нынче на берегах Западной Моравы. Но здесь все те же живописные холмы, лента реки по-прежнему изгибается роскошным синим бантом, а уцелевшие обители свято хранят дух старого Афона. Так что если вам доведется побывать в Сербии, непременно посетите Овчарско-Кабларское ущелье.
В здешних монастырях нет больших приусадебных хозяйств, обходятся монахи без собственных производств и мастерских. В каждой обители проживает два-три человека, и это верность древней традиции максимального уединения.
Монастыри внешне похожи друг на друга – маленький братский корпус, да храм в греческом стиле с притвором, который больше напоминает крытую терраску. Самым красивым в ущелье считается монастырь Святой Троицы - его белокаменная церквушка под красной черепицей издалека радует глаз. Эту обитель очень любил и много сделал для ее украшения святитель Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский, прославленный святым в 2003 году.
В то время, когда нет богослужения, храмы во всех монастырях закрыты на замок. Но пусть вас это не смущает – нужно просто найти ключаря и попросить его открыть для вас двери. Сербские монахи приветливы и гостеприимны, путникам здесь всегда предложат отдохнуть в уютном дворике, угостят ароматным черным кофе, а то и рюмочкой ракии. Гостю из России могут оказать особое расположение – например, снять со стены и подарить икону.
Язык богослужения в Овчарских монастырях – церковнославянский, адаптированный для современного сербского, у гостей из России он, как правило, не вызывает трудностей восприятия. Практически в каждой обители есть священник, который может принять исповедь на русском языке. Так что при желании поездка на Сербский Афон может стать для вас не просто путешествием, а настоящим паломничеством.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема