Пригород Сиднея, уютный городок Кентлин, утопает в зелени. Здесь, в глуши австралийских лесов, укрылся маленький русский монастырь во имя Казанского образа Пресвятой Богородицы. Эту обитель называют еще Новое Шамордино.
Монастырь в Кентлине появился не так давно – всего лишь в середине прошлого века, и поначалу он был мужским. Протодьякон сиднейского кафедрального собора Петр Гришаев на свои деньги купил небольшой участок дикого поля с тем, чтобы устроить на нем обитель. Но легко сказать – «устроить», да трудно сделать. Прежде чем возводить стены, пришлось как следует потрудиться, расчищая землю. Не доводилось вам, к примеру, выкорчевывать низкорослые австралийские эвкалипты? Говорят, нелегкое это занятие.
Три послушника и один иеромонах трудились с утра до ночи в любую погоду. По субботам к ним присоединялся архиепископ Савва – владыка не чурался самой тяжелой работы. Первую литургию служили в специально приспособленном гараже. Не прошло и года, как на негодном прежде участке вырос первый храм и братский корпус. Преобразилась и территория вокруг – братия сажала виноградники, чтобы использовать на литургии свое вино.
В эти же годы в Китае произошла культурная революция. Многие сотни русских эмигрантов первой волны были вынуждены уехать из Поднебесной и снова скитаться по миру, ища пристанища. Небольшая группа русских монахинь, беженцев из Китая, нашли приют в Сиднее, в старом доме, который принадлежал русскому благотворительному обществу. Приют этот был временным, и сестрам оставалось только молиться, чтобы Господь послал им свой, настоящий дом.
Между тем мужской монастырь в Кентлине испытывал трудности – кто-то из трудников уехал, кто-то умер, тяжело заболел настоятель – единственный иеромонах обители. Оказалось, что в новеньком здании, построенном с большим трудом, просто некому жить. И тогда владыка Савва принимает единственно правильное решение – обитель отдают монахиням, которым пришлось бежать из Китая.
Одна из этих сестер, мать Михаила, приняла постриг еще в России, в Шамордино, от Оптинских старцев. Благодаря ей и Кентлинская обитель получила свое славное имя – Новое Шамордино.
Здесь, в Австралии, монахини ревностно хранят русские иноческие традиции. Точно так же, как в старинной обители под Калугой, сестры в Кентлине усердно молятся и трудятся не покладая рук. Забот не счесть – в монастыре своя пасека, свечная и швейная мастерские, большой фруктовый сад.
Паломники, которым удалось пожить в Новом Шамордино, говорят – там забываешь, что ты не в России. Разве что в окрестных лесах водятся не зайцы и лисы, а коалы и кенгуру.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема