Козьмодемьянск – центр Горномарийского района республики Марий Эл, культурная столица горных марийцев. Город очень живописен – он стоит на высоком берегу и с трех сторон окружен водами Чебоксарского водохранилища.
Из самоего названия – Козьмодемьянск – уже можно понять, что этот городок, основанный в 1583 году, связан с именами святых Козьмы и Дамиана. Согласно легенде город основан царем Иваном Грозным. После победы над Казанским ханством он возвращался в Москву и остановился на высоком холме как раз в день памяти святых Козьмы и Дамиана. Здесь по указу царя и был основан город.
В 1696 году козьмодемьянские стрельцы участвовали в Азовских походах Петра I. По возвращении на родину они поставили часовню, которая ныне носит название Стрелецкой и является одной из достопримечательностей города.
Среди остальных достопримечательностей стоит упомянуть музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера – здесь считается, что именно Козьмодемьянск стал прототипом города Васюки в знаменитом романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Поэтому тут проходят фестивали сатиры и юмора под названием «Бендериада» и множество интересных выставок.
Здесь же находится «Малая Третьяковка на Волге» - так называют местный художественно-исторический музей. Это одна из старейших картинных галерей в Поволжье, основанная в 1919 г. Ее собрание включает работы знаменитых живописцев с начала XIX века.
Отсюда, из Козьмодемьянска, родом и советский композитор Андрей Эшпай – среди прочего, автор музыки более чем к полусотне советских фильмов. Все их перечислить не получится. Но упомянем хотя бы один – «Адъютант его превосходительства».
Стоя на излучине Волги - «главной улицы России», - Козьмодемьянск находился на пересечении главных дорог государства, что способствовало развитию торговли и ремесел. А главным украшением города были храмы.
Семь церквей, одна краше другой, устремляли к небу свои золоченые маковки: Богоявленская, Тихвинская, Успенская, Свято-Троицкая, Смоленский собор, Свято-Троицкий женский монастырь и Старообрядческая церковь.
Козьмодемьянские храмы стояли тесно – в пяти-десяти минутах ходьбы один от друго. В 1898 году посетивший город Архиепископ Казанский и Свияжский преосвященнейший Арсений отметил, что Козьмодемьянск находится под особым покровом Богоматери: «Этот соборный храм - во имя Смоленской иконы Божией Матери, там – во имя Тихвинской иконы Божией Матери, там - во имя Успения Божией Матери».
Увы! В начале двадцатых годов закрыли Свято-Троицкий женский монастырь. В тридцатые годы уничтожили Богоявленскую и Успенскую церкви. В Тихвинской церкви разместился пивоваренный завод. Свято-Троицкий храм закрыли в 1938 году. Смоленский собор был закрыт для верующих, но в начале тридцатых в нем разместился краеведческий музей – это его и спасло.
В конце восьмидесятых стали возрождать Свято-Троицкую церковь. Затем началась реставрация Смоленского собора. В 2000-м была восстановлена Старообрядческая церковь. В 2011 году началось возрождение храма Тихвинской иконы Божией Матери.
Так что, хоть и не в прежнем виде и количестве, но все-таки – туристов в Козьмодемьянске уже сейчас вновь встречают святые храмы.
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема







