Старая Ладога – маленький поселок в Ленинградской области, за час его можно обойти пешком. Впрочем, торопиться не стоит, прогуливаясь по этому селению, не перестаешь удивляться – столько достопримечательностей сконцентрировалось здесь, на высоком берегу Волхова.
Считается, что в двенадцатом веке Старая Ладога была столицей Северной Руси. Южная окраина поселка, там, где речка Ладожка впадает в Волхов, некогда была центром древнего города. Здесь сохранились остатки старинной каменной крепости – с ее высоких стен открываются неповторимые панорамы.
С крепости прекрасно видна древнейшая Варяжская улица, что тянется вдоль берега Ладожки - она ведет прямо ко входу в Успенский монастырь. Основанный в начале двенадцатого века, он неоднократно претерпевал набеги и пожары, так что почти все постройки, которые сейчас находятся на его территории, относятся к девятнадцатому столетию. Кроме главного, Успенского собора – этот белокаменный красавец, увенчанный куполом- шлемом, был построен еще в домонгольский период.
В пятистах метрах от крепости, у самого берега Волхова, расположен еще один монастырь – Свято-Никольский. Существует предание, что его основал Александр Невский после победного сражения со шведами в устье реки Ижоры. С тех времен сохранился храм, посвященный святителю Николаю – это равноконечный четверик из красного кирпича, над которым возвышается мощная луковичная глава на широком барабане. Ценителей церковной архитектуры порадует и храм Иоанна Златоуста, построенный в середине девятнадцатого столетия по проекту академика Горностаева в стиле древней базилики.
Внимания путешественников заслуживают и курганы-сопки, что выстроились в ряд вдоль Волхова – высота этих холмов достигает десяти метров. Одну из этих сопок называют могилой вещего Олега – существует предание, что князь Олег похоронен именно здесь.
Рядом с курганами стоит церковь Иоанна Предтечи, отражаются в реке пять ее куполов и восьмигранная колокольня с высоким шпилем. Этот храм также овеян легендами – прямо под ним расположены рукотворные пещеры. Есть версия, что подземные ходы отсюда тянутся до самой крепости.
Самый простой способ добраться до Старой Ладоги – сесть на Московском вокзале Санкт-Петербурга на электричку, доехать до станции Волховстрой – это займет два с половиной часа, а там пересесть на автобус – прибавьте еще минут двадцать пути. Если вы не успеете обойти весь поселок за день, нет причин огорчаться – недавно здесь появилась гостиница, номера которой занимают один подъезд обычного жилого дома. Может быть, это не самый комфортабельный отель, но весьма колоритный. А главное – находится он в непосредственной близости от старинных памятников, в самом сердце древней северной столицы.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема