Святыни Иерусалимского храма Воскресения Христова рассказывают о событиях, которые повернули ход истории человечества. В соборе несколько приделов – отдельных церквей, устроенных возле драгоценных реликвий.
Прямо у входа в храм в свете лампад лежит желто-розовый Камень миропомазания. Здесь тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский помазал благовониями и обвил Плащаницей бездыханное Тело Спасителя. Направо от камня – мраморная лестница. 28 ступеней ведут на Голгофу, к месту Распятия. В алтаре, в полу – небольшое круглое отверстие, оправленное в серебро. Сюда две тысячи с лишним лет назад был водружен Крест Господень.
Прямо под Голгофой - придел Адама. За стеклом видно глубокую трещину, которая рассекает скалу сверху донизу, от Креста до того места, где, по преданию, был погребен первый человек. Считается, что именно по этой расселине Кровь Спасителя просочилась до черепа прародителя и омыла первородный грех.
Справа от придела Адама – алтарь поругания и возложения тернового венца. Отсюда можно спуститься в подземную церковь святой Елены. Дополнительные двадцать ступенек приведут в еще более глубокое подземелье – здесь равноапостольная царица обрела Крест Господень.
На противоположной стороне от Голгофы - вход в маленькую пещеру, где Господь был заключен перед казнью. Во время Распятия возле этой темницы в скорбном молчании стояла Богородица.
Буквально в десяти шагах от скорби – радость. Мраморный круг и неугасимые лампады над ним обозначают место, где Мария Магдалина встретила Воскресшего Христа.
Сердце храма Воскресения Христова – это, без сомнения, Гроб Господень. Под высоким куполом Ротонды стоит часовенка, именуемая Кувуклией. Внутри нее - скала, в которой высечена Гробница. Парадоксально звучит, но здесь был похоронен Бог.
Пещера настолько мала, что перед Гробом могут одновременно стоять не больше трех человек. Входят сюда с особым благоговением и выходят пятясь назад, чтобы не поворачиваться к святыне спиной.
Центральный величественный придел храма Воскресения называется Кафоликон. Если от него прочертить прямую линию к Кувуклии, то точно посередине мы увидим мраморную вазу. В ней лежит шар, на нем начерчен крест. Это центр мира, центр времени и пространства – пуп Земли.
Под крышей храма Гроба Господня сошлись Распятие и Воскресение, смерть и бесконечность, бездонная скорбь и всепоглощающая радость. Оказавшись здесь, ты словно лично проживаешь великие дни, описанные в евангельских повествованиях. И заново переосмысливаешь свою собственную жизнь!
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема