Гефсимания – небольшое селение в долине реки Кедрон. Справа – рельефные холмы Елеонской горы, слева – Старый Иерусалим. А вокруг – вечнозелёный оливковый сад.
Сейчас Гефсиманский сад небольшой, а во времена Христа он был огромным и пышным. По всему западному склону взбегали в Елеонскую гору масличные деревья. Под их сенью, в тиши и тени, Господь любил бывать со своими учениками. Они часто проводили здесь время в спасительных беседах и размышлениях.
Но для христиан всего мира Гефсиманский сад – это прежде всего место Моления о Чаше. Именно здесь, припав к холодному камню, Христос молился Отцу избавить Его от страданий, если это возможно. Душа Спасителя скорбела смертельно, и кровавый пот выступал на Его лице. Это не метафора и не преувеличение – в минуты максимального нервного напряжения у человека могут рваться капилляры, и тогда кровь сочится через потовые железы.
Есть молчаливые свидетели того, как вершилась эта молитва. Сохранились восемь оливковых деревьев древнего сада – каждому из них больше двух тысяч лет. Мощные узловатые стволы заботливо обнесены решётками – люди стремятся продлить срок этих бесценных долгожителей.
На том месте, где молился Господь, в четвёртом веке, во время правления императора Феодосия Великого, христиане возвели базилику. Три столетия спустя её разрушили персы. Сейчас здесь стоит католический храм в честь Страстей Господних. Его ещё называют церковью всех наций, поскольку в постройке принимали участие сразу несколько стран.
Церковь Страстей Господних как будто взяла под крыло тот обломок скалы, на котором молился Иисус. Часть камня находится в алтаре, а часть выступает наружу, так что приложиться к нему могут все паломники. Терновая ветвь, прежде опоясывающая скалу, хранится на полу перед алтарём.
В час страшной молитвы апостолы не смогли поддержать своего любимого учителя – усталость сморила их. Они уснули, несмотря на то, что Христос просил разделить его тревогу. Маленькая пещерка, в которой спали ученики Христовы, сейчас находится на территории женского Гефсиманского монастыря Русской православной церкви за рубежом.
Главный храм этой обители построил русский царь Александр III в память своей матери, императрицы Марии Александровны. Типично русская по своей архитектуре, церковь святой равноапостольной Марии Магдалины удивительно органично вписалась в строгий окрестный пейзаж. Весёлые луковки её куполов факелами горят на солнце, тихими свечками теплятся под луной. Как будто хотят сказать о том, что и в непроглядной тьме Гефсиманской ночи сияет свет Воскресения.
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема