Варзугу, небольшое село на юге Кольского полуострова, велеречиво называют Поморской Венецией. Откуда такой неожиданный титул, почему он возник? Если бы вам довелось хоть одним глазком увидеть здешнюю красоту, вопросы отпали бы сами собой.
Первое, что напоминает Венецию – это транспортное сообщение. Варзуга раскинулась по двум берегам одноименной речки. Здесь нет ни моста, ни другой переправы – только лодки снуют туда-обратно, рассекая водную гладь, в которой отражаются знаменитые поморские храмы, выполненные без единого гвоздя.
История села тесно связана с историей Соловецкого монастыря. Здесь даже берега носят имена по названию храмов, которые на них стоят, левый берег – Никольский, правый – Пречистенский, или Успенский – как вам больше нравится.
Левая сторона села более древняя. Церковь Николая Чудотворца, которая подарила берегу имя, по утверждению краеведов, не только первая в Варзуге – это первый православный храм на всем Кольском полуострове. Рассказывают, что прежде Никольскую церковь венчали семь изящных главок. Горькая судьба у этого храма – после революции его обезглавили и устроили в нем магазин, вход в который прорубили через алтарь. Оставив, при этом на внешней стене с западной стороны икону святителя Николая. Совсем недавно из Варзуги пришли добрые вести – Никольский храм будет отреставрирован.
Вторая церковь на Никольской стороне – Петропавловская. Почему-то у местных жителей к ней сложилось особенно теплое отношение. Говорят – намоленная. В тридцатых годах храм Петра и Павла был закрыт, в 1999 году в нем возобновились богослужения.
Стоит перебраться на правый берег Варзуги, чтобы увидеть Успенский храм – самый красивый среди удивительных поморских церквей. Он всегда считался памятником деревянного зодчества, и это уберегло его от разорения. Здесь уцелел уникальный иконостас с резными фигурками летящих ангелов, сохранилось расписное потолочное покрытие – его еще называют «небо». В 2009 году в Мурманской области проходил конкурс «Семь чудес на краю света», и народным голосованием церковь Успения Пречистой Богородицы уверенно вошла в список победителей. Впрочем, гораздо важнее то, что она вновь стала действующей.
Ожила в девяностых годах и церковь Афанасия Великого. Поражает обилие храмов на маленьком пятачке земли, удивляет красота этих уникальных образцов церковного зодчества. Впрочем, чему удивляться? В двадцати километрах от Варзуги – Белое море, знакомое местным жителям не понаслышке. А тот, кто хаживал в море, умеет молиться. И сами храмы Варзуги – это вдохновенная молитва, воплощенная в дереве.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема