Варзугу, небольшое село на юге Кольского полуострова, велеречиво называют Поморской Венецией. Откуда такой неожиданный титул, почему он возник? Если бы вам довелось хоть одним глазком увидеть здешнюю красоту, вопросы отпали бы сами собой.
Первое, что напоминает Венецию – это транспортное сообщение. Варзуга раскинулась по двум берегам одноименной речки. Здесь нет ни моста, ни другой переправы – только лодки снуют туда-обратно, рассекая водную гладь, в которой отражаются знаменитые поморские храмы, выполненные без единого гвоздя.
История села тесно связана с историей Соловецкого монастыря. Здесь даже берега носят имена по названию храмов, которые на них стоят, левый берег – Никольский, правый – Пречистенский, или Успенский – как вам больше нравится.
Левая сторона села более древняя. Церковь Николая Чудотворца, которая подарила берегу имя, по утверждению краеведов, не только первая в Варзуге – это первый православный храм на всем Кольском полуострове. Рассказывают, что прежде Никольскую церковь венчали семь изящных главок. Горькая судьба у этого храма – после революции его обезглавили и устроили в нем магазин, вход в который прорубили через алтарь. Оставив, при этом на внешней стене с западной стороны икону святителя Николая. Совсем недавно из Варзуги пришли добрые вести – Никольский храм будет отреставрирован.
Вторая церковь на Никольской стороне – Петропавловская. Почему-то у местных жителей к ней сложилось особенно теплое отношение. Говорят – намоленная. В тридцатых годах храм Петра и Павла был закрыт, в 1999 году в нем возобновились богослужения.
Стоит перебраться на правый берег Варзуги, чтобы увидеть Успенский храм – самый красивый среди удивительных поморских церквей. Он всегда считался памятником деревянного зодчества, и это уберегло его от разорения. Здесь уцелел уникальный иконостас с резными фигурками летящих ангелов, сохранилось расписное потолочное покрытие – его еще называют «небо». В 2009 году в Мурманской области проходил конкурс «Семь чудес на краю света», и народным голосованием церковь Успения Пречистой Богородицы уверенно вошла в список победителей. Впрочем, гораздо важнее то, что она вновь стала действующей.
Ожила в девяностых годах и церковь Афанасия Великого. Поражает обилие храмов на маленьком пятачке земли, удивляет красота этих уникальных образцов церковного зодчества. Впрочем, чему удивляться? В двадцати километрах от Варзуги – Белое море, знакомое местным жителям не понаслышке. А тот, кто хаживал в море, умеет молиться. И сами храмы Варзуги – это вдохновенная молитва, воплощенная в дереве.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема