К востоку от Бахчисарая, в живописном ущелье Мариам-Дере укрылся между двух отвесных скал пещерный Свято-Успенский монастырь. Эту обитель называют в народе Крымской лаврой.
Ученые до сих пор спорят о том, когда в окрестностях Бахчисарая поселились первые монахи. Большинство историков склоняются к версии, что это произошло в эпоху иконоборчества. Почитатели святых икон, скрываясь от преследователей, бежали из Византии, многие из них нашли приют в крымских горах. Стали прибежищем для христиан и скалы долины Мариам-Дере. Собственно, это название - Мариам-Дере, «долина Марии», или, по-гречески Мариамполь, и подарили ущелью монахи, которые вырубили в скале храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы.
Волны испытаний периодически накрывали обитель, но не могли ее потопить. Монастырь пережил нашествие Золотой орды, выстоял во времена турецкого вторжения, веками оставаясь оплотом православия в Крыму.
Он опустел после массового исхода греков из Крыма в Приазовье, Успенский храм умалился тогда до статуса кладбищенской церквушки, кельи остались заброшенными. Но благодаря стараниям архиепископа Иноккентия в восемнадцатом веке в обители вновь стали обживаться иноки. Нелегко давалось восстановление монастыря после многолетнего запустения, но труд с молитвой сделали свое дело - вокруг обители стали шириться сады, на пасеках зажужжали пчелы, в долине пасся монастырский скот.
Во время Крымской войны Свято-Успенский стал на время госпиталем. Многие русские офицеры, умершие от ран в лазарете, нашли последний приют на монастырском кладбище под Бахчисараем. Позднее монастырским стенам еще раз выпадет участь стать прибежищем для раненых – это произойдет через девяносто лет, во время Великой отечественной войны.
В девяностолетний отрезок между войнами уложился бурный расцвет Успенской обители и ее разорение. За это время в скалах и в долине монахи построили две гостиницы, трапезную с пекарней, настоятельский корпус с кельями. От долины к скальным монастырским помещениям вырубили лестницу в восемьдесят четыре ступени. К началу двадцатого столетия здесь было уже пять церквей, которые гнездились на горе в три яруса.
Двадцатый век принес немало лишений христианам, и Успенский монастырь не стал исключением. Восстановление обители началось в девяностых годах и давалось очень нелегко. И тогда настоятель, архимандрит Силуан, дал обет, который может кому-то показаться парадоксальным – он пообещал Богу не брать с прихожан ни копейки за крещение, отпевание и другие священнодействия.
И факт остается фактом – дела пошли в гору! Нынче восстановлено три храма из пяти, обихожен источник, обустроена колокольня. Паломники непрестанным потоком текут в Крымскую лавру, и всякий, кто здесь побывал, говорит, что это одно из самых прекрасных мест на земле.
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.