
Фото: PxHere
В IV веке, во времена царствования Феодосия Великого, в Византии был построен храм в честь пророка Михея. Христиане почтили память того, кто в ветхозаветные времена призывал людей к покаянию.
Сегодня мы говорим о пророке Михее и стихотворении Александра Красницкого «Из пророка Михея».
Место действия — древняя Иудея (территория современного Израиля).
Время действия — VIII-й век до Рождества Христова.
Святой пророк Михей, современник пророка Исайи, жил в Иудее за семь столетий до Рождества Христова. Это были времена, когда древние евреи отступили от веры в Единого Бога и не соблюдали заповедей, которые Господь через пророка Моисея дал еврейскому народу.
«Грех и нечестие распространились повсюду», — с горечью возвещал пророк Михей и говорил о том, что Господь будет судить свой народ за отступление от веры.
Вот как звучат его предостережения в стихотворении Александра Красницкого «Из пророка Михея».
Очнитесь, скитальцы безумные,
Дела вы оставьте безбожные,
Не тешьте вы бренную плоть!
Забудьте пиры многошумные,
Язычества прелести ложные —
Зане так желает Господь!
Пророк Михей говорил современникам о нарушении главного нравственного закона — любви к ближнему. «Не стало милосердных на земле», «все хотят проливать кровь», «каждый ставит брату своему сеть», «князья гнушаются правосудием и искривляют всё прямое», «судьи судят за подношения» — это слова приведены из книги пророка Михея в Ветхом Завете.
Пророк Михей один из первых предсказал, что из-за неверия и греховного поведения народа Иудея будет наказана нашествием чужеземцев. «Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» — возвещал пророк, показывая на цветущий, многолюдный город. Никто не хотел в это верить. Пророка гнали, избивали камнями, но он продолжал твердить своё.
Скитаясь среди бесконечности,
Вы — лучшие перлы творения —
Забыли завета слова!
Вы полны греховной беспечности,
И нет в вас пред небом смирения,
И гневен на вас Егова!
Пророк Михей говорил, что войны и опустошительного разорения можно избежать, если народ вместе с правителями раскается в своих грехах и вспомнит об истинном Боге. Тогда Господь явится и отомстит любым врагам своего народа. В книге пророка Михея об этом говорится вдохновенно и образно: «Господь низойдёт и наступит на высоты земли — и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны».
Но Бог ждёт от людей искреннего, искупительного покаяния, как пишет поэт Александр Красницкий — до кровавых слёз.
Рыдайте ж слезами кровавыми,
Рыдайте вы — близко отмщение!
За вами содеянный грех,
Пока вы не станете правыми
И вам ниспошлёт всепрощение
Господь мой — Отмститель за всех!
О предостережениях пророка Михея вспомнили, когда в 586 году до Рождества Христова Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором. Уведённые в вавилонский плен евреи вымолили на чужбине у Бога прощения и смогли через семьдесят лет вернуться на родину.
Стихотворение русского писателя и журналиста XIX века Александра Ивановича Красницкого «Из пророка Михея» является вольным поэтическим переводом отрывков из одноимённой книги Ветхого Завета.
Автору оказались созвучны мысли ветхозаветного пророка Михея о социальной несправедливости и необходимости нравственного преображения общества, его обличительный пафос, бесстрашие перед лицом царей. А нам — ещё и предостережения пророка Михея о губительности неверия.
Все выпуски программы Прообразы
Все выпуски программы Прообразы
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День рождения А.С. Пушкина;
— Влияние произведений Пушкина на читателей;
— Пушкин в культуре: кино, театре и др.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 06.06.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Призывание помощи святых в сложных обстоятельствах;
— Жизнь в вере и богообщение;
— Пожертвования и роль прихожан в содержании храмов;
— Влияние А.С. Пушкина на русскую культуру и язык.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!