О жизни пророка Ионы рассказывает одноимённая книга Ветхого Завета. Она начинается с повеления Господа Ионе идти проповедовать в Ниневию, столицу Ассирии. Уже это удивительно, поскольку такую миссию, сравнимую лишь с апостольской, Господь не возлагал ни на какого другого пророка. Необычно и то, что Иона не послушался Бога, и не просто не послушался, но попытался убежать! Он направился к морю, в порт, купил место на корабле и поплыл на крайний запад, по одной из гипотез, в сторону восточного побережья Испании. Такого противления Богу в лице пророка мы не видим больше нигде во всём Ветхом Завете. Почему Иона так отреагировал на призыв Божий? Он, зная о милосердии Божием, не желал, чтобы оно коснулось ассири́йцев — злейших врагов Израиля.
Во время плавания на море разразилась буря, корабль был на краю гибели. Моряки решили по обычаю бросить жребий, чтобы узнать, на кого прогневался Господь, из-за кого они подвергаются опасности? И жребий пал на пассажира, которого они взяли на борт. Сам Иона в это время беззаботно спал в трюме, и можно только удивляться, что его сну не помешала ни буря, ни сознание вины перед Богом. Матросы разбудили его и стали допытываться: кто он? Поняв, что буря — из-за него, Иона ничего не скрыл, сказав, что он бежит от Бога, и просил бросить его за борт. Корабельщики ещё пытались выгрести к берегу, но, видя, что все их усилия напрасны, поступили по просьбе пророка, и буря тотчас утихла.
Иона не погиб в морской пучине — по велению Божию большая рыба проглотила его. Три дня и три ночи провел Иона во чреве рыбы, после чего Господь повелел ей извергнуть пророка, и тот оказался на морском берегу. Господь вновь повелел ему идти в Ниневи́ю, и вразумлённый Иона послушался.
Придя в Ниневию, он три дня ходил по её улицам, проповедуя жителям: через сорок дней Господь погубит город за их беззаконие. И проповедь возымела действие, все горожане начали усердно молить Бога о помиловании и каяться, отчего Господь сжалился и не стал губить их. История Ионы раскрывает милосердие Бога, показывая, что Он не желает смерти грешника. Согласно церковной традиции, трехднёвное пребывание Ионы во чреве рыбы является указанием на пребывание Господа Иисуса Христа во аде и воскресение в третий день.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 16 зач., VI, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковной жизни немало странного и непонятного. Однако у абсолютно всего, что мы видим в Церкви, есть своё объяснение, и иногда таковое объяснение бывает весьма нетривиальным, дело здесь в том, что наша Церковь очень древняя, и многие её традиции появились ещё во времена Ветхого Завета, а потому для их осмысления необходимо погружение в историю древнего мира. Одна из традиций нашей Церкви — это её иерархическое устройство, о появлении церковной иерархии повествует 6-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой книги, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Как мы только что услышали, прежде чем начать рассказ об избрании первых диаконов, автор книги Деяний апостол Лука сообщил о том, что «умножились ученики», то есть апостольская миссия была успешной, и количество христиан возросло настолько, что в первохристианской общине стали появляться неизбежные для любого достаточно крупного человеческого сообщества социальные проблемы. В случае первохристианской общины проблема состояла в несправедливо оказываемой помощи: кто-то получал больше, кто-то меньше, и эту несправедливость необходимо было устранить.
Информация, которую нам даёт книга Деяний, весьма любопытна и показательна: во-первых, даже имеющая чрезвычайные дары Святого Духа первохристианская община не была свободна от проявлений несправедливости, а во-вторых, проблема пришла с очень неожиданной стороны — со стороны социального служения Церкви. Собственно, нечто подобное мы видим во все времена: да, Церковь свята и непорочна, но зачастую составляющие её люди отнюдь не таковы, и они вносят в деятельность Церкви элемент несовершенства, а социальное церковное служение — это та сфера, в которой по-прежнему слишком много соблазнов, и заниматься централизованной помощью другим людям способны далеко не все христиане.
Отрывок книги Деяний святых апостолов повествует о решении этой проблемы: апостолы, понимая, что они сами призваны Богом совсем к другим занятиям, избирают для социального служения тех людей, которые имеют безукоризненный нравственный облик и при этом «исполнены Святого Духа и мудрости». Здесь интересно вот что: апостолы своими действиями показали, что в Церкви у каждого человека своё место и своё служение, одно служение от другого отличается функционально, а потому служения не должны смешиваться, и тот, кто призван, скажем, совершать богослужения, не может посвятить себя служению больным. Дело здесь не в том, что одни служения почётнее других, а в том, что, оставляя своё служение в пользу другого, есть немалый риск нарушить волю Божию о себе. Можно попытаться представить, что было бы, если бы апостолы поступили по-другому, если бы они сами начали заниматься проблемами распределения помощи вдовам: в таком случае апостолы не смогли бы исполнять то, к чему они были призваны Самим Христом — они не смогли бы проповедовать Его Воскресение, они попросту «увязли» бы в помощи обездоленным. Если бы так случилось, то бы перестала через какое-то время существовать. Апостолы это прекрасно понимали, а потому они избрали самый совершенный из всех возможных путей — они нашли себе достойных помощников.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов