Пророками называют людей, наделённых даром слышать голос Бога и передавать людям волю Господа.
Одним из таких глашатаев и посланников Бога был ветхозаветный пророк Иона.
Сегодня мы говорим о пророке Ионе и стихотворении Олега Чухонцева «Вот Иона-пророк, заключённый во чреве кита...»
В «Книге пророка Ионы» из Ветхого Завета говорится, что однажды Господь велел Ионе идти с проповедью в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства. Но пророк не хотел нести слово Божие врагам народа израильского. Иона сел на корабль, который отправлялся совсем в другую страну. Вдруг на море поднялась сильная буря, угрожая кораблю гибелью. Люди на судне стали бросать жребий, чтобы узнать, из-за кого их постиг гнев Божий. Жребий пал на Иону, который признался в своем грехе, сказав: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Пророка бросили в море, и буря утихла.
Но Иона пророк не погиб в морской пучине — его проглотила огромная рыба, которая в Библии названа китом. Три дня и три ночи Иона пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании.
Вот как говорится об этом в стихотворении современного поэта Олега Чухонцева.
Вот Иона-пророк, заключённый во чреве кита,
там увериться мог, что не всё темнота-теснота.
В сердце моря, в худой субмарине, где терпел он, как зек,
был с ним Тот, Кто и ветер воздвиг, и на сушу изверг.
И когда изнеможил, когда в скорби отчаялся он,
к Богу Сил возопил он и был по молитве спасён.
По молитве даётся строптивость ума обороть:
Встань, иди в Ниневию и делай, что скажет Господь.
Через три дня кит отпустил Иону на сушу, и пророк отправился с проповедью в Ниневию. Он говорил о том, что если ассирийцы не покаются в своих грехах, через сорок дней город будет разрушен.
Жители НиневИи вместе с царём наложили на себя строгий пост, стали молиться, приносить покаяние в грехах, и Господь их помиловал. Ионе пришлось не по душе такое милосердие Бога к врагам израильтян. Он в скорби удалился за город, где получил от Господа ещё один урок. Возле палатки Ионы чудесным образом за одну ночь выросло большое растение, которое защищало его от зноя. На другой день растение засохло, Иона об этом очень горевал, и Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек?»
В стихотворении Олега Чухонцева, центральной темой которого является сцена бури и спасения пророка Ионы из морских глубин, упоминается и об этом чудесном растении.
Вырывающаяся из рук корабельная снасть
не даёт кой-то век уже судну в порт приписки попасть.
На кого и пенять косолапым волкам, как не на
пассажира уснувшего, под которым трещит глубина.
Растолкать? Бросить за борт? Покаяться? Буря крепка,
берег твёрд, и за кормчим Невидимая Рука.
Не пугайся, Иона, у нас впереди ещё Спас,
ещё встанет растеньице за ночь и скукожится враз.
Трёхдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное его спасение было прообразом смерти и воскресения Христа Спасителя. Иисус Христос говорит в Евангелии от Матфея: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».
И в стихотворении Олега Чухонцева звучит эта тема. Лирический герой стихотворения обращается к библейскому герою с такими словами: «Не пугайся, Иона, у нас впереди ещё Спас».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов