Пророками называют людей, наделённых даром слышать голос Бога и передавать людям волю Господа.
Одним из таких глашатаев и посланников Бога был ветхозаветный пророк Иона.
Сегодня мы говорим о пророке Ионе и стихотворении Олега Чухонцева «Вот Иона-пророк, заключённый во чреве кита...»
В «Книге пророка Ионы» из Ветхого Завета говорится, что однажды Господь велел Ионе идти с проповедью в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства. Но пророк не хотел нести слово Божие врагам народа израильского. Иона сел на корабль, который отправлялся совсем в другую страну. Вдруг на море поднялась сильная буря, угрожая кораблю гибелью. Люди на судне стали бросать жребий, чтобы узнать, из-за кого их постиг гнев Божий. Жребий пал на Иону, который признался в своем грехе, сказав: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Пророка бросили в море, и буря утихла.
Но Иона пророк не погиб в морской пучине — его проглотила огромная рыба, которая в Библии названа китом. Три дня и три ночи Иона пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании.
Вот как говорится об этом в стихотворении современного поэта Олега Чухонцева.
Вот Иона-пророк, заключённый во чреве кита,
там увериться мог, что не всё темнота-теснота.
В сердце моря, в худой субмарине, где терпел он, как зек,
был с ним Тот, Кто и ветер воздвиг, и на сушу изверг.
И когда изнеможил, когда в скорби отчаялся он,
к Богу Сил возопил он и был по молитве спасён.
По молитве даётся строптивость ума обороть:
Встань, иди в Ниневию и делай, что скажет Господь.
Через три дня кит отпустил Иону на сушу, и пророк отправился с проповедью в Ниневию. Он говорил о том, что если ассирийцы не покаются в своих грехах, через сорок дней город будет разрушен.
Жители НиневИи вместе с царём наложили на себя строгий пост, стали молиться, приносить покаяние в грехах, и Господь их помиловал. Ионе пришлось не по душе такое милосердие Бога к врагам израильтян. Он в скорби удалился за город, где получил от Господа ещё один урок. Возле палатки Ионы чудесным образом за одну ночь выросло большое растение, которое защищало его от зноя. На другой день растение засохло, Иона об этом очень горевал, и Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек?»
В стихотворении Олега Чухонцева, центральной темой которого является сцена бури и спасения пророка Ионы из морских глубин, упоминается и об этом чудесном растении.
Вырывающаяся из рук корабельная снасть
не даёт кой-то век уже судну в порт приписки попасть.
На кого и пенять косолапым волкам, как не на
пассажира уснувшего, под которым трещит глубина.
Растолкать? Бросить за борт? Покаяться? Буря крепка,
берег твёрд, и за кормчим Невидимая Рука.
Не пугайся, Иона, у нас впереди ещё Спас,
ещё встанет растеньице за ночь и скукожится враз.
Трёхдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное его спасение было прообразом смерти и воскресения Христа Спасителя. Иисус Христос говорит в Евангелии от Матфея: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».
И в стихотворении Олега Чухонцева звучит эта тема. Лирический герой стихотворения обращается к библейскому герою с такими словами: «Не пугайся, Иона, у нас впереди ещё Спас».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер