В девятом веке до Рождества Христова на трон Израиля взошел царь Ахав, прозванный Нечестивым. Такую нелестную характеристику он получил за то, что установил в государстве языческий культ Ваала и отвратил большинство своих подданных от веры в Единого Бога. Возразить монарху-язычнику решился пророк Илия. Он предложил царю устроить своеобразное состязание – сложить на горе Кармил два жертвенника: один Ваалу, другой Саваофу. Принести на них жертвы, но не поджигать их. Чью жертву опалит огонь с неба – тот и есть Истинный Бог.
Четыреста пятьдесят жрецов полдня взывали к Ваалу. Они кричали, скакали вокруг жертвенника, кололи себя ножами, но все было тщетно. Тогда пророк Илия, возложив тельца на жертвенник, приказал обильно поливать его - так, чтобы и ров вокруг наполнился водой. Этим он хотел подчеркнуть невероятность грядущего чуда. Пророк произнес молитву: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Иакова! Пошли с неба огонь на жертву, чтобы люди познали, что Ты единый Бог Израилев, и чтобы их сердца обратились к Тебе!». И мокрые дрова вспыхнули!
Далее в Третьей книге Царств сказано, что израильтяне схватили жрецов Ваала, и пророк Илья заколол каждого из них. Читая этот отрывок Священного писания, многие смущаются – а не слишком ли жестоко было казнить служителей Ваала? В чем заключалась тлетворность их религии?
В начале двадцатого столетия в ходе археологической экспедиции в Палестину ирландский ученый Роберт Макалистер нашел материальное подтверждение того, что культ Ваала не только отвращал человека от Создавшего его Творца, но и заставлял совершать чудовищные преступления.
Комментарий эксперта:
Во время раскопок древнего города Тель-Гезера было открыто несколько пещер, которые использовались как погребальные. В глиняных кувшинах здесь хранились останки новорожденных младенцев. Исследования показали, что детей живыми помещали в сосуды вниз головой, а затем хоронили в особом святилище. Служение Ваалу включало в себя принесение в жертву детей!
Позднее останки детей, принесенных в жертву Ваалу, были обнаружены археологами и на других территориях Палестины, где был распространен этот жестокий культ. Замурованные в стены кости младенцев нашли и на раскопках древнего города Мегиддо, в окрестностях которого произошло противостояние пророка Илии и четырехсот пятидесяти языческих жрецов. Эти открытия принадлежат группе американских археологов из Чикагского института Востоковедения под руководством Гордона Лауда, предпринявших экспедицию в Палестину в тридцатых годах двадцатого века.
Комментарий эксперта:
В древнейшей части Мегиддо было обнаружено языческое святилище с жертвенником, вокруг него были разбросаны многочисленные кости. Стена, окружавшая храмовый комплекс, содержала человеческие останки, в том числе и детские. В центре святилища уцелели остатки прямоугольного здания с двумя постаментами, на которых, по мнению исследователей, когда-то стояли изваяния языческих божеств Ваала и Астарты. Они были обращены в сторону горы Кармил, где, по всей видимости, также находились капища. На этом месте и состоялось описанное в Третьей книге царств состязание библейского праведника со жрецами. Чудо пророка Илии показало несостоятельность культа Ваала. Однако влияние жрецов Ваала было столь сильным, что Илия принимает решение расправиться с ними, как с источником растления.
Израильтяне, поселившиеся в Палестине после освобождения из египетского плена, оказались в тлетворной атмосфере суеверий и извращений населявших ее племен. Идолопоклонство на протяжении многих веков продолжало противостоять вере пришельцев. Информацию об этом противостоянии теперь можно почерпнуть не только в Библии, но и в отчетах археологических экспедиций.
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема