Елисею нравилось помогать отцу, землепашцу Сафату. Юноша твёрдо держал плуг и широко шагал по свежей пашне вслед за упряжкой из двенадцати пар волов. В душе царили покой и веселье. Рождение землёй нового хлеба всегда представлялось Елисею чудом, и так радостно было ощущать свою причастность к нему. Юный земледелец знал, что без Божией помощи хорошего урожая не получишь, и призывал эту помощь, вновь и вновь повторяя слова молитвы.
Краем глаза Елисей заметил, что по дороге, тянущейся вдоль поля, к нему приближается человек, одетый в милоть — грубый плащ из овечьей шкуры. Такую одежду носили аскеты, посвятившие свою жизнь Богу. Это был пророк Илия, прославившийся тем, что истребил жрецов Ваала и очистил Израиль от язычества. Чтобы выразить приближающемуся праведнику своё почтение, Елисей опустился на колени, поклонился лицом до земли и замер. И вдруг почувствовал, что на плечи ему упал пророческий плащ! Согласно иудейскому обычаю, брошенная пророком милоть означала призыв разделить его служение. Елисей поднялся с колен и благоговением посмотрел на Илию.
ЕЛИСЕЙ:
Я лишь поцелую на прощание отца и мать, и пойду за тобой!
Получив родительское благословение, Елисей отправился вслед за пророком. И как прежде он с восторгом наблюдал за произрастанием хлеба, так теперь его внимание было сосредоточено на том, какие плоды приносит человек, осенённый Божией благодатью. Елисей был предан Илии, потому что знал — служа пророку, он служит Единому Богу.
Когда Господь открыл Илии, что ему скоро предстоит перейти от земной жизни в Небесное царство, он спросил ученика, какой дар тот хотел бы получить от Творца.
ИЛИЯ:
Представ пред Богом, я помолюсь о тебе, и ты получишь желаемое.
Елисей не стал просить земных благ. Он не искал ни достатка, ни здоровья, ни долголетия.
ЕЛИСЕЙ:
Я хотел бы получить от Создателя те же дары Святого Духа, что имеешь ты, но вдвое большие! Тогда я смогу наставлять уклонившихся от Бога и подтверждать свои слова чудотворениями!
ИЛИЯ:
Ты обретешь желаемое, если это будет угодно Господу. Увидишь, как я буду взят от земли — значит, исполнилось твое прошение.
Ученик с учителем шли по дороге и тихо беседовали, когда их внезапно настигла огненная колесница. Словно вихрь, она подхватила Илию и стремительно взвилась на небо. Оставшись один,Елисей горько заплакал. Он почувствовал себя осиротевшим, и в своем горе не понял сразу, что получил желанные дары Святого Духа. Елисей поднял с земли милоть, упавшую с плеч пророка в момент вознесения.
ЕЛИСЕЙ:
Господь послал мне утешение! Стану носить плащ учителя, как святыню.
Когда же Елисей вышел к Иордану, он вспомнил, как Илия совершил здесь одно из своих многочисленных чудес. Пророк ударил тогда милотью по воде, и волны расступились. Елисей снял плащ учителя, сложил его, как прежде делал Илия, и потревожил свертком речную гладь, восклицая при этом.
ЕЛИСЕЙ:
Где ты, Господи, Бог Илии, Истинный и Всемогущий? Помоги мне перейти реку, как помог когда-то учителю!
И Творец откликнулся на молитву — струи реки послушно разделились, образуя коридор и пропуская нового израильского пророка.
Елисей обратил свой дар на служение Богу и людям. По свидетельству Священного писания, он очистил воды в источнике, сделал бесплодную землю плодородной, увеличил запасы масла у бедной вдовы, накормил более ста тысяч человек, умножив двадцать ячменных хлебов, воскресил сына благочестивой женщины. Елисей бесстрашно обличал в идолопоклонстве как простолюдинов, так и царей, обращал к Богу не только иудеев, но и язычников. По слову пророка сирийский военачальник Нееман исцелился от проказы, окунувшись в воды Иордана.
Многие благодеяния, совершенные Елисеем в девятом веке до Рождества Христова, оказались прообразом евангельских чудес Спасителя. Сама жизнь древнего праведника, в её всецелой преданности Богу, стала красноречивым пророчеством — в ней отобразилось грядущее земное служение Иисуса Христа.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема