Елисею нравилось помогать отцу, землепашцу Сафату. Юноша твёрдо держал плуг и широко шагал по свежей пашне вслед за упряжкой из двенадцати пар волов. В душе царили покой и веселье. Рождение землёй нового хлеба всегда представлялось Елисею чудом, и так радостно было ощущать свою причастность к нему. Юный земледелец знал, что без Божией помощи хорошего урожая не получишь, и призывал эту помощь, вновь и вновь повторяя слова молитвы.
Краем глаза Елисей заметил, что по дороге, тянущейся вдоль поля, к нему приближается человек, одетый в милоть — грубый плащ из овечьей шкуры. Такую одежду носили аскеты, посвятившие свою жизнь Богу. Это был пророк Илия, прославившийся тем, что истребил жрецов Ваала и очистил Израиль от язычества. Чтобы выразить приближающемуся праведнику своё почтение, Елисей опустился на колени, поклонился лицом до земли и замер. И вдруг почувствовал, что на плечи ему упал пророческий плащ! Согласно иудейскому обычаю, брошенная пророком милоть означала призыв разделить его служение. Елисей поднялся с колен и благоговением посмотрел на Илию.
ЕЛИСЕЙ:
Я лишь поцелую на прощание отца и мать, и пойду за тобой!
Получив родительское благословение, Елисей отправился вслед за пророком. И как прежде он с восторгом наблюдал за произрастанием хлеба, так теперь его внимание было сосредоточено на том, какие плоды приносит человек, осенённый Божией благодатью. Елисей был предан Илии, потому что знал — служа пророку, он служит Единому Богу.
Когда Господь открыл Илии, что ему скоро предстоит перейти от земной жизни в Небесное царство, он спросил ученика, какой дар тот хотел бы получить от Творца.
ИЛИЯ:
Представ пред Богом, я помолюсь о тебе, и ты получишь желаемое.
Елисей не стал просить земных благ. Он не искал ни достатка, ни здоровья, ни долголетия.
ЕЛИСЕЙ:
Я хотел бы получить от Создателя те же дары Святого Духа, что имеешь ты, но вдвое большие! Тогда я смогу наставлять уклонившихся от Бога и подтверждать свои слова чудотворениями!
ИЛИЯ:
Ты обретешь желаемое, если это будет угодно Господу. Увидишь, как я буду взят от земли — значит, исполнилось твое прошение.
Ученик с учителем шли по дороге и тихо беседовали, когда их внезапно настигла огненная колесница. Словно вихрь, она подхватила Илию и стремительно взвилась на небо. Оставшись один,Елисей горько заплакал. Он почувствовал себя осиротевшим, и в своем горе не понял сразу, что получил желанные дары Святого Духа. Елисей поднял с земли милоть, упавшую с плеч пророка в момент вознесения.
ЕЛИСЕЙ:
Господь послал мне утешение! Стану носить плащ учителя, как святыню.
Когда же Елисей вышел к Иордану, он вспомнил, как Илия совершил здесь одно из своих многочисленных чудес. Пророк ударил тогда милотью по воде, и волны расступились. Елисей снял плащ учителя, сложил его, как прежде делал Илия, и потревожил свертком речную гладь, восклицая при этом.
ЕЛИСЕЙ:
Где ты, Господи, Бог Илии, Истинный и Всемогущий? Помоги мне перейти реку, как помог когда-то учителю!
И Творец откликнулся на молитву — струи реки послушно разделились, образуя коридор и пропуская нового израильского пророка.
Елисей обратил свой дар на служение Богу и людям. По свидетельству Священного писания, он очистил воды в источнике, сделал бесплодную землю плодородной, увеличил запасы масла у бедной вдовы, накормил более ста тысяч человек, умножив двадцать ячменных хлебов, воскресил сына благочестивой женщины. Елисей бесстрашно обличал в идолопоклонстве как простолюдинов, так и царей, обращал к Богу не только иудеев, но и язычников. По слову пророка сирийский военачальник Нееман исцелился от проказы, окунувшись в воды Иордана.
Многие благодеяния, совершенные Елисеем в девятом веке до Рождества Христова, оказались прообразом евангельских чудес Спасителя. Сама жизнь древнего праведника, в её всецелой преданности Богу, стала красноречивым пророчеством — в ней отобразилось грядущее земное служение Иисуса Христа.
Белые платочки. Анна Леонтьева
Рассказывали друг другу о «белых платочках» — женщинах, которые через годы безбожия пронесли христианскую веру. О том, как это было нелегко и порою опасно. Моя подруга, теперь матушка, то есть жена священника, рассказала удивительную историю о своей сестре, Галине.
Матушка с сестрой родились в семье неверующей, с суровым отцом — офицером военно-морского флота. Галина, старшая сестра, восприняла веру от своей прабабушки и бабушки. Прабабушка была раскулаченная, обедневшая дворянка, и вера ее была — как выразилась очень точно матушка — обоснованной. То есть, подкрепленной знанием Священного Писания и истории.
Мне понравилось это слово! Галина тоже обрела именно такую, «обоснованную», веру, глубоко изучала историю, богословие. Поэтому могла говорить с людьми неверующими убедительно, многих обращала, иных вытаскивала из сект. Когда домой к ней приходили комсомольцы из института — с заданием вернуть девушку на путь истинный — то, посидев и поговорив с ней в коридоре, уходили обескураженные. Не находили аргументов.
Однажды Галя пошла выручать подругу из секты кришнаитов, и главный кришнаит долго разговаривал с ней, а после сказал так: «К нам в гости пришло православие!». Большое уважение чувствуется в этой фразе. Жертву секты отпустили.
А вот отец не принимал ничего православного, наказывал Галю за походы в церковь, поэтому будущая матушка и ее старшая сестра ходили в церковь тайно. После каждого причастия сестра старалась устроить младшей маленький праздник: погулять по парку в Москве, купить мороженое или воздушный шарик. Все это очень запомнилось будущей матушке, навсегда легло в душу, проросло живой горячей верой.
Отец говорил старшей дочери: «Покажи мне своего Бога — тогда и поверю!». Галя взяла очень мудрую тактику: рассказывала семье об истории монастырей, об их святых. Рассказы были такими захватывающими, что отец начал иногда ездить в монастыри, проверять информацию. Однажды он отправился — на экскурсию разумеется — в Киево-Печерскую Лавру. И впоследствии рассказывал вот что.
Шел он в темноте по пещерам Лавры, под темными сводами, а впереди него шла верующая женщина со свечой и прикладывалась к святыням. Отца же очень заинтересовали мощи одного святого монаха, которому было уже триста лет. Руки монаха были открыты, и видно было, что они нетленны. Отец именно этими руками заинтересовался, внимательно начал их рассматривать. И тут — по его словам — ему вдруг пришла яркая, ослепляющая мысль: «А может Бог и правда есть?». И следом за ней — другая: «Да просто наверное тут особый климат в этих пещерах, вот и сохраняется все!». С этими мыслями он догнал идущую впереди верующую женщину и начал ее расспрашивать. Много проговорили они о чудесах и подвигах подвизавшихся тут монахов, и уехал в Москву отец-офицер очень крепко задумавшись. И чудо постепенно подействовало: отец осознанно принял православие, и ушел из жизни уже твердо верующим человеком.
Еще очень запомнился рассказ матушки о том, как совсем маленькой ей и ее сестре разрешили ночевать в Троице Сергиевой Лавре, прямо на ковре, недалеко от раки с мощами преподобного Сергия Радонежского. Галина накрыла ее большим цветастым платком, и девочка заснула, а проснулась очень рано: монах тянулся над ней к лампаде, чтобы ее зажечь. «Этот монах в свете свечей показался мне огромным, под самый купол храма!» — улыбается матушка.
Сколько мужества, мудрости, терпения и любви в этих непридуманных, тонких рассказах! Обоснованная вера — спасибо за прекрасное слово, матушка! Нам всем есть к чему стремиться, ведь эти наши «белые платочки» донесли и передали свою веру нам. Живую, живую веру!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
12 октября. О служении ближнему
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
О служении ближнему, — протоиерей Андрей Ефанов.
12 октября. О свободе во Христе
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
О свободе во Христе, — священник Павел Гумеров.