Образы святых встречаются во многих произведениях мировой литературы. Не житие – а именно отражение, художественный образ, который помогает нам глубже понять личность человека, достигшего святости.
Сегодня мы говорим об апостоле Петре и романе «Камо грядеши» Генрика Сенкевича.
В 1905 году польский писатель Генрик Сенкевич стал обладателем Нобелевской премии в области литературы с формулировкой «за выдающиеся заслуги в области эпоса».
Всемирное признание автору принес исторический роман «Камо грядеши», со старославянского – «Куда идешь?»
По сюжету молодой римский патриций Марк Виниций полюбил девушку Лигию, которая оказалась христианкой. К финалу он и сам становится христианИном. Но обретение Виницием истины происходит мучительно трудно. А начинается оно с того момента, когда молодой человек, желая выкрасть Лигию, тайно пробирается ночью на собрание христиан и видит апостола Петра…
СЕНКЕВИЧ:
«Вокруг Виниция раздался шепот: «Петр! Петр!» Некоторые опустились на колени, другие простирали к нему руки...
Оборотясь к Виницию, Хилон прошептал:
– Это он! Первый ученик Христа, рыбак!
Старик поднял руку и осенил присутствующих крестным знамением, и тут все пали на колени…
…Молодой человек еще не вполне мог отдать себе отчет в своих впечатлениях, но ему показалось, что в фигуре старика, стоявшего перед ним, есть что-то и очень простое, и вместе необычное – удивительным образом необычность как бы и состояла в простоте».
Апостол Петр – один из двенадцати ближайших учеников Христа — сопутствовал Спасителю во всех путях Его земной жизни. По характеру — живой, горячий, ошибавшийся, каявшийся...
Именно ему Христос сказал: Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»…
Поэтому он теперь в Риме, в христианской общине – свидетельствует о Вознесении и Воскресении Иисуса, рассказывает о том, что слышал и видел сам...
СЕНКЕВИЧ:
«...На глазах у старца проступили слезы, и при свете костра было видно, как текли они по щекам и седой его бороде. Лысая старческая голова затряслась, голос пресекся. Виниций сказал себе: «Этот человек говорит правду и плачет над нею!» – а у простодушных слушателей перехватило от горя дыхание. Они уже не раз слышали о гибели Христа и знали, что после печали придет радость, но тут об этом рассказывал апостол, который сам все видел, и, потрясенные его словами, они, стеная, заламывали руки, ударяли себя в грудь.
На страницах романа Генриха Сенкевича «Камо грядеши» есть вымышленные персонажи и реальные исторические лица: император Нерон, римский поэт Гай Петроний, Поппея Сабина – вторая жена Нерона, известный римский военачальник Авл Плавтий... И, конечно же, апостол Петр является главным действующим лицом в романе Генриха Сенкевича.
Для того, чтобы с исторической достоверностью воссоздать картину Рима 60-х годов 1 века, Сенкевич с книгой «Анналы» Тацита в руках обошел все римские достопримечательности.
Но замысел окончательно сложился, когда писатель попал в часовню на дороге Виа Аппиа в Риме. По преданию, она стоит на том самом месте, где апостол Петр встретил Самого Христа.
В период гонений римские христиане умолили своего наставника на время покинуть Рим, чтобы нести слово Божие в других городах. И апостол Петр вместе со своим учеником Назарием отправился в путь...
СЕНКЕВИЧ:
«Наконец над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге.
– Видишь это сияние – вон оно, приближается к нам? – молвил Петр, остановясь.
– Я ничего не вижу, – отвечал Назарий.
Минуту спустя Петр, приставив к глазам ладонь, сказал:
– К нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии.
Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет.
Он с удивлением поглядел на апостола.
– Рабби, что с тобою? – тревожно спросил юноша.
Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг.
Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:
– Христос! Христос!»
И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги».
«Камо грядеши, Господи? (Куда Ты идёшь, Господи?) – спросил потрясенный Петр Учителя.
«За то, что ты оставил Мой народ, Я иду в Рим на второе распятие», - услышал он в ответ и понял, что Господь велит ему вернуться в Рим.
Апостол Петр принял мученическую смерть в Риме во время гонений императора Нерона на христиан. Его приговорили к распятию на кресте — и Петр попросил палачей, чтобы его распяли вниз головой, считая себя недостойным быть распятым как Христос.
Сцена, когда апостола Петра ведут на казнь — апофеоз романа «Камо грядеши»...
СЕНКЕВИЧ:
«... Ради преклонных лет Петру разрешили не нести крест, понимая, что ему креста не поднять, и не надели на шею рогатку, чтобы не затруднять при ходьбе. Он шел свободно, и верующие хорошо его видели. В тот миг, когда среди железных солдатских шлемов забелела его седая голова, в толпе раздался плач, но почти сразу же стих, ибо лицо старца было таким светлым, сияло такою радостью, что все поняли: то не жертва идет на казнь, то совершает триумфальное шествие победитель.
Так оно и было. Этот рыбак, обычно смиренный и согбенный, шел теперь прямой, возвышаясь над солдатами. Никогда еще не видели столько величия в его осанке. Мнилось, то выступает монарх, окруженный народом и воинами. Вокруг слышались возгласы: «Глядите, Петр идет к Господу!»
В часовне, построенной на дороге, где апостол Петр встретил Христа, стоит теперь и бюст писателя Генриха Сенкевича, чей роман «Камо грядеши» переведен на 50 языков мира.
СЕНКЕВИЧ:
«Окруженный солдатами Петр смотрел на Рим, как царственный властелин смотрел бы на свою вотчину, и говорил ему: «Ты искуплен, ты мой!» И никто – не только среди копавших яму солдат, но даже среди верующих – не догадывался, что средь них стоит истинный владыка этого города и что императоры уйдут, что волны варваров схлынут, что минуют века, а этот старец будет здесь царить постоянно».
Своим романом «Камо грядеши» Генрих Сенкевич воздвиг памятник апостолу Петру — не в мраморе, а в словах. И такой образ тоже оказался запоминающимся и долговечным.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема