
Прокопий Подаруев – тюменский градоначальник и неутомимый благотворитель был очень богатым человеком и значительную часть своего состояния отдал на благоустройство Тюмени. Местные жители называли его «отцом города», а приезжие – «редким сибиряком».
Подаруев родился в селе Перевалово и свою общественную деятельность начал на родине со служения в церкви Святого Николая. 25 лет Прокопий Иванович был старостой храма. Построил в селе церковно-приходское училище, часовню, избу-читальню. Создал комитет общества Красного Креста. И несказанно удивив земляков, возвёл в селе… фонтан.
В 1872-ом году Прокопий Иванович стал городским головой Тюмени. И выбирался на эту должность три раза. Он на свои деньги содержал богадельню, выстроил мост через огромный овраг, входил во множество благотворительных обществ, 18 лет опекал женскую гимназию и детские приюты. А во время русско-турецкой войны 1877-ого года за свой счёт снабжал действующую армию продовольствием и деньгами.
Благодаря градоначальнику в Тюмени появился Дом Трудолюбия для тех, у кого не было ни жилья, ни работы. Подаруевское «Общество попечения о бедных» поддерживало неимущих тюменцев в самые тяжёлые минуты их жизни. Когда генерал-губернатор Западной Сибири заявил, что городу пора иметь мужскую гимназию, местные купцы решили организовать сбор денег. Пока они обсуждали проблему, Прокопий Иванович изъявил желание за свой счёт построить гимназию. Что и было сделано. А 1895-ый год стал для Сибири революционным в техническом отношении. Подаруев построил в крае первую телефонную станцию.
Но самым щедрым даром от благотворителя стало возведение в Тюмени в 1878-году Александровского реального училища с домовой церковью. Вот, что писала об этом газета «Ирбитский ярмарочный листок»: «Здание выстроено роскошное, каменное, двухэтажное, оно потребовало денежной затраты около 200 тысяч рублей и было пожертвовано городу».
В превосходно оснащённом училище было отделение механики с паровой машиной, токарными станками и прочими инструментами; отделение физики с телефонами Эдисона и даже фонографом; химическая лаборатория, которой мог позавидовать любой университет, превосходная библиотека и музей. Об этом училище, уровень преподавания в котором был не хуже, чем в столицах, упоминал словарь Брокгауза и Ефрона. Немногие учебные заведения России удостаивались такой чести. За столь царский подарок Подаруева пожаловали званием почётного гражданина Тюмени.
Увы, 90-ые годы стали для него трагическими. Прокопий Иванович разорился, и протягивать ему руку помощи, как всю жизнь делал он сам, никто не собирался. Всеми забытый, благотворитель умер в декабре 1900-ого года. Похоронили его в родном селе. Позже, вспомнив всё-таки о заслугах Прокопия Ивановича, улице, на которой он жил в Тюмени, дали его имя. История не сохранила ни одного портрета Подаруева. Но осталась добрая народная память об этом человеке. И уже в 21-ом столетии на родине благотворителя поставили памятник. На его пьедестале написано: «Промышленнику, градоначальнику, меценату от благодарных потомков».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема