Почаев – маленький уездный городок на Западной Украине. Вереницы маленьких домиков, узенькие улочки, на которых запросто можно встретить лошадь, запряженную в телегу. И в этом скромном, неброском провинциальном мирке - такое масштабное, грандиозное явление, как Свято-Успенская Почаевская лавра! Контраст впечатляет!
Монастырь возвышается над Почаевом на семьдесят метров – он стоит на горе с довольно крутыми склонами, как на постаменте. К тому же главный собор обители – Успенский, своим величием не уступает храмам Киево-Печерской лавры. Его ажурная пятиярусная колокольня имеет высоту шестьдесят пять метров!
В росписи Успенского собора отражена вся история монастыря. Сюжеты на стенах расскажут вам о том, как на горе поселились первые иноки, бежавшие из Киева по время монголо-татарского нашествия, как в конце шестнадцатого века здешняя помещица Анна Гойская подарила обители обширные земельные угодья и чудотворную Богородичную икону, от которой получил исцеление ее слепорожденный брат Филипп.
На алтарной стене запечатлено одно из главных событий монастырской летописи – явление Божией Матери. Это произошло 2 августа 1675 года. Войско турецкого хана Нурредина готовилось штурмовать монастырь, обнесенный в ту пору высоким частоколом. Жители близлежащих поселков и монахи читали акафист перед Почаевской иконой – той самой, что подарила обители Анна Гойская. И во время молитвы над собором в огненном сиянии явилась Богородица. Захватчики в страхе бежали. Сейчас Почаевская икона хранится в звездчатом киоте над царскими вратами в Успенском соборе.
Кстати, явление Богородицы во время турецкой осады – не единственное в истории лавры. Предание сохранило рассказ о том, как еще в тринадцатом веке двое иноков и крестьянин видели на Почаевской горе Пресвятую деву. Сохранилось и материальное подтверждение этого события – отпечаток стопы Богородицы на камне. Позднее над этим отпечатком и был возведен Успенский собор. Камень, на котором отпечатался след Божией Матери, обнесен в храме оградой и покрыт особым ковчегом. След до сих пор источает воду, от которой многие верующие получают исцеления.
Интересен и Троицкий собор Почаевской лавры. Если Успенский своим видом свидетельствует о том, что в истории обители был период сильного влияния католичества, то Троицкий спроектирован в стиле древних русских храмов домонгольского периода. И хотя он построен в начале двадцатого века по проекту известного архитектора Щусева, весь его облик вызывает в памяти образы старинных церквей Пскова и Новгорода. Южный портал храма украшен весьма необычными фресками по эскизам Николая Рериха.
Добраться до Почаева нетрудно. Нужно доехать до станции Радивилов на любом поезде, который идет в направлении Львова или Ужгорода. А уж от Радивилова до лавры остается всего-ничего, 25 километров – маршрутка вас мигом домчит!
23 декабря. О том, как не опоздать в Царствие Небесное
В 4-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Господе: «Будем опасаться, чтобы, когда еще остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».
О том, как не опоздать в Царствие Небесное, — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 декабря. О почитании Святителя Иоасафа Белгородского

Сегодня 23 декабря. День Святителя Иоасафа Белгородского, жившего в восемнадцатом веке.
О его почитании — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 65. Богослужебные чтения
Как известно, сколько бы верёвочка ни вилась, конец у неё обязательно найдётся. Это я к тому, что человек может, конечно, поэкспериментировать с Божественным терпением. Но рано или поздно оно закончится. И тогда экспериментатор в полной мере ощутит, что явно сделал что-то не то. Об этом, в частности, речь идёт в псалме 65-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 65.
Начальнику хора. Песнь.
1 Воскликните Богу, вся земля.
2 Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему.
3 Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.
4 Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!
5 Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.
6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём.
7 Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.
8 Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему.
9 Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться.
10 Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
11 Ты ввёл нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
12 посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
13 Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои,
14 которые произнесли уста мои и изрёк язык мой в скорби моей.
15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.
16 Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.
17 Я воззвал к Нему устами моими и превознёс Его языком моим.
18 Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь.
19 Но Бог услышал, внял гласу моления моего.
20 Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.
Услышанный нами псалом был составлен не Давидом. Его написал неизвестный автор примерно в седьмом веке до Рождества Христова. Поводом для создания произведения стало неожиданное и для древней Иудеи, и для всего Ближнего Востока поражение могущественного войска ассирийского царя Сеннахирима. Тот не просто стремился захватить те или иные земли, но делал это подчеркнуто цинично, вызывающе.
Однажды ассирийский правитель, так сказать, положил глаз на Иудею. Сначала Сеннахирим обложил её данью, а потому и вовсе решил разорить. Тогдашний иудейский царь Езекия, в общем-то, был готов к тем или иным компромиссам, но, когда огромное войско ассирийцев осадило Иерусалим, приготовился дать ему отпор. Хотя понимал, что шансов, на самом деле, почти нет. Езекия был хорошим царём и благочестивым человеком. Он не только сам старался жить в соответствии с заповедями Божиими, но и подданных к тому же призывал. Царь, например, постарался искоренить все языческие культы, которые в те времена существовали среди иудеев.
Во время нападения ассирийцев Езекия молился Господу об избавлении от страшной угрозы. Молился не только о себе, но и о народе. И люди тоже стали просить Бога о помощи. Она пришла. Неожиданно в ассирийском лагере вспыхнула какая-то тяжёлая и особо заразная болезнь. В итоге, без какой-либо битвы неприятели потерпели поражение и вынуждены были бежать. И автор псалма, наблюдая за торжеством Божиим, ликует. Он, в частности, пишет: «Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, да поёт имени Твоему, Вышний!» Так псалмопевец обращается к другим народам, призывая их признать могущество истинного Господа.
Для автора псалма неожиданная победа гармонично входит в череду тех чудес, которые Бог творил, защищая ветхозаветных евреев от различных опасностей. Мы, например, слышим такие слова в псалме: «Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нём». Здесь речь идёт о переходе евреев через Красное море во время исхода из Египта. Тогда силой Божией пророк Моисей смог разделить морские воды, и иудеи прошли по дну морскому, как по суше.
Но Бог приходил на помощь древним евреям не в силу их какой-то гарантированной и объективной избранности, а потому что они стремились быть Господу верны. Об этом и пишет псалмопевец: «Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. ... Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал, внял гласу моления моего». Итак, и автор псалма, и царь Езекия, от лица которого были как бы произнесены прозвучавшие слова, и весь народ еврейский в то время жили в благочестии и верности заповедям Господним. Потому и спаслись, и стали свидетелями чуда.
Но прошло какое-то время. И всё изменилось к худшему. Преемник Ассирии, Вавилон, захватил Иудею и разрушил Иерусалим. Это случилось не потому, что Господь ослаб, а потому что ослабла вера Его народа. Древние евреи впали в идолопоклонство, стали жить в пороках и сами лишили себя защиты Божией. Что служит уроком и для нас, тех, кто в настоящее время является частью нового народа Божия — Церкви Христовой. Если хотим мы быть Господом хранимыми, будем Ему верны и словом, и делом.












