
Как-то осенью спустились трое пастухов-басков с гор на зелёное низкое пастбище. А вечером спохватились, что забыли в горной хижине железную решётку для того, чтобы испечь лепёшки. Но к хижине в темноте возвращаться не хотелось, так как по ночам в горах хозяйничает лесной человек: Жан-великан, хозяин Пиренейских гор.
Сидят пастухи ночью возле костра, от голода заснуть не могут, а решётки-то нет, хлеб испечь не на чем.
— Слышите, камень с обрыва упал? — прислушался один пастух. — Это его Жан-великан сбросил. Он и гору может с места сдвинуть.
— Видел я его однажды издалека: роста он огромного, будто это и не человек вовсе, а столетний дуб, — сказал второй. — Это лесное чудище людей на дух не переносит.
— Кто такое сказал, если вы даже к нему не приближались? — возразил третий пастух по имени Орци. — Вот я не боюсь лесного великана. Если наша решётка у него в руках, надо пойти и её забрать.
— Вот ты и забери, если такой умный и храбрый, — сказали пастухи.
Орци так и сделал: отправился в горы, добрался до хижины, внутрь заглянул. А там возле очага сидит Жан-великан, хлеб на решётке поджаривает. Оглянулся он на пастуха и спрашивает, зачем, мол, пожаловал.
— Пришёл свою решётку забрать, нам ведь тоже надо лепёшки испечь, — ответил Орци. — Ты, как я погляжу, уже управился.
Раздул Жан-великан сильнее огонь в очаге, светло в хижине стало, как днём. Посмотрел великан на пастуха: стоит перед ним усталый человек, морщины лицо избороздили, и не поймёшь, сколько ему лет.
— Скучно мне тут одному вечерять, — вздохнул Жан-великан. — Вот что я придумал: если ты ответишь на мой вопрос так, что мне возразить тебе будет нечего — я тебя отпущу и решётку верну. А не ответишь — пеняй на себя. Я тебя к себе в гости не звал, сам пришёл.
— Что ж, задавай свой вопрос, — согласился Орци.
— Скажи-ка, сколько же тебе лет, пастух? — спросил, усмехаясь, великан.
А про себя думает: какую бы цифру он не назвал, я могу в ней усомниться и сказать, что не верю, ведь по лицу пастуха его возраста не поймёшь.
— Вот что тебе отвечу, Жан-великан, — сказал Орци. — Овец своих я считаю, потому что боюсь потерять. Деньги тоже считаю — их всегда у меня не хватает. А вот годы свои я никогда не считал: как ни старайся, всё равно ни один год не потеряешь.
Понравился Жану-великану такой ответ.
— Тут мне нечего возразить, — засмеялся он. — С умным человеком и лесному чудищу приятно вечерком поговорить. Забирай свою решётку.
Недаром говорят: где храбрость — там рядом и находчивость.
(по мотивам баскской народной сказки)
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема