
Я только недавно узнала, что есть такой грех — мшелоимство. А вот болела им уже довольно давно.
Вроде бы безобидный поступок — приберечь какую-то вещь, а на деле получается, что уже не вещи мне служат, а я — вещам. Ведь их надо перебирать, стирать, от пыли прятать, да ещё место за ними в квартире резервировать!
Может быть, кто-то меня поймёт. Ну, как же не оставить хорошую одежду от одного ребёнка другому, даже если ждать этой одежде на полке шкафа-купе лет пять-семь?!
Это ещё что! Можно ведь оставить одежду и обувь уже подросших детей будущему ребёнку. Его ещё нет, но может же случится, что появится. А так как пол его ещё совершенно неясен, то лучше припрятать и платьица на девочку, и костюмчики на мальчика.
А потерянные варежки и перчатки? Осталась, например, одна перчатка. Но ведь из неё можно сшить прекрасного зайца, если немного перекроить пальцы. Или осьминога, если пальцы добавить. Да мало ли ещё что можно из неё сшить! Была бы только фантазия!
И, конечно, я всё это во век не сошью. Руки не дойдут. Да и к чему нам столько зайцев?! Но отложить её на ветошь или выкинуть жалко: качественная, да и красивая!
Или один носок из пары! Ну, зачем он, право? Лежат в коробочке носки по одному, разные, цветные, из стирки так в одиночку и вынырнули. Вечная загадка это для меня: каким образом стиральная машина поглощает носки? А лежат они по одному в коробочке потому, что, может, найдётся им где-то за шкафом или за кроватью однажды пара и будут они жить долго и счастливо!
Но иногда на меня находит: сколько же можно всё это хранить?! Всё! От половины надо избавиться. И начинается большая уборка.
Конечно, всё я не выброшу. Рука не поднимется. Есть для меня вещи, которые связаны с самыми тёплыми воспоминаниями, и расстаться с ними трудно. Даже когда понимаешь, что тянут тебя переполненные полки куда-то вниз, в топкое болото.
Не скажу, что осознав свою привязанность к вещам, особенно тем, что носили дети, я сразу излечилась от этой болезни. Только ведь любая страсть не сразу проходит. Тут много потрудиться надо. Поэтому прямо вот на днях соберу снова увесистую сумку дочке наших друзей с любимыми платьями нашей подросшей малышки. Путь вещи послужат кому-то, а не лежат грузом в доме и тяжестью в моей душе!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
6 сентября. О духовных дарованиях преподобного Аристоклия (Амвросиева)

Сегодня 6 сентября. День памяти преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского, отошедшего ко Господу в 1918 году.
О его духовных дарованиях — священник Августин Соколовски.
Родившись в Оренбурге, святой Аристоклий провёл бо́льшую часть своей подвижнической жизни на Афоне. Но именно Москва стала тем местом, где по неисповедимому замыслу Божьему ему было суждено принести людям величайшее благо в служении.
Воспоминания современников свидетельствуют о даре духовного совета и старчества, которыми обладал святой, о силе его молитвы, которая однажды вернула зрение слепому. Старец словно разминулся во времени и пространстве с другими праведниками той эпохи. Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштадтский были старше его, а Патриарх Тихон и даже Силуан Афонский — моложе.
Господь очевидно хранил святого Аристоклия на протяжении всей его жизни. В конце XIX века он был настоятелем русского афонского подворья в Москве, но затем был отозван. Таким образом, первая русская революция 1905 года не коснулась его, он оставался на Афоне.
Затем, буквально накануне споров о почитании имени Иисуса на Святой горе, Аристоклий был возвращён в Москву. Так он избежал драматических событий, разразившихся накануне Первой мировой войны, которые привели к массовому изгнанию русских монахов с Афона.
Наконец, вскоре после захвата власти в России большевиками, Господь призвал Аристоклия к себе. Буквально накануне разорения афонского подворья верующие настояли на погребении старца на Даниловском кладбище. Так промыслительно мощи его словно специально сохранялись для будущего прославления.
Господь сохранял Своего угодника, чтобы тот мог хранить и оберегать других. Святой Аристоклий — икона благотворного дара Духовного Совета и делания добра в смиренной тишине вопреки бурям всяческих перемен.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. Об образе русской армии в трудах Александра Михайловского-Данилевского

Сегодня 6 сентября. В этот день в 1790 году родился русский военный историк Александр Михайловский-Данилевский.
Об образе русской армии в его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Иванович Михайловский-Данилевский — блестящий писатель с собственным литературным стилем, военный историк. Он оставил нам одно из самых выразительных, красочных и искренних описаний вступления русской армии-победительницы в Париж. Армии, возглавляемой монархом Александром Благословенным.
До сих пор ходят легенды о том, как русская армия, чинная в победоносном блеске, без малейших посигновений на мародерство, варварство, вошла в Париж, город своей мечты, произведя неотразимое впечатление на тамошних жителей. Не было разбито ни одной витрины. Государь-император призвал армию забыть все зверства, чинимые жестоким неприятелем в России, и явить то великодушие, благородство, которое к лицу воинам-христианам.
Александр Михайловский-Данилевский описывает общий восторг жителей, толпившихся на дорогах, на балконах, теснящих друг друга, лишь бы увидеть монарха России.
Мы благодарны Александру Михайловскому-Данилевскому за эти удивительные страницы, прикоснуться к которым может каждый из наших слушателей, если раскроет для себя этот живописный отчёт о кампании 1812–1814 годов.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. О пользе и объединяющем факторе чтения

Сегодня 6 сентября. Международный день чтения книг.
О пользе и объединяющем факторе чтения — священник Захарий Савельев.
Книга объединяет разные поколения. Книга объединяет людей с одинаковыми взглядами на жизнь и с одинаковыми предпочтениями в каком-то интеллектуальном пространстве. Но книга объединяет также людей разных взглядов, людей разных культур.
Наверное, самая важная книга, безусловно, для православного человека — это Евангелие, это благая весть. Книга — это тоже собрание разных смыслов, разных историй. В содержании находится дробление по главам, перечень разных отрывков произведения или какой-то исторической книги.
И всё это книга, даже своим внешним образом, объединяет переплетом, который не даёт страницам вырваться из общего контекста, из общего материала. Поэтому даже сам внешний вид книги напоминает нам о единстве разных мнений, о единстве суждений.
Но и самое главное, если мы возьмём самую главную книгу человечества, то есть Святое Евангелие, ведь разные взгляды, разные культуры апостолов. В Новом Завете мы видим, как разные люди с разным характером, с разным образом жизни, с разными привычками, по-своему описывают одного Господа Иисуса Христа, и их объединяет Господь.
Также и добрая книга, которая обязательно будет нести в себе образ Евангелия, христианские корни либо самого произведения, либо автора, который написал это произведение, объединяет разных людей, разные поколения и разные взгляды.
Все выпуски программы Актуальная тема