
Фото: engin akyurt / Unsplash
Рождество мы с женой встречали на работе, что поделаешь — гастроли. Жаль было оставлять дочку Светланку на бабушку, в праздник хочется быть в сборе всей семьёй. Но с самолёта, конечно, мы сразу поспешили к ней — в небольшой подмосковный городок, где деревья выше домов. Ранним утром постучали в знакомую дверь...
Дочка встретила нас с котёнком на руках. Рыжим, как и она сама. «Мама, папа, знакомьтесь — это Пряник!» Мы только руками развели. А потом они с бабушкой наперебой рассказывали нам за завтраком, как полюбились Светлане колядки, соседские девочки научили, и как пошли они накануне Рождества по дворам... Песенки короткие, запоминаются легко. И в каждой — прославление Христа, радость от Его рождения — и непременно пожелания добра и благоденствия хозяевам дома!
Карманы у подружек наполнялись конфетами, ведь по традиции за колядки люди детям дарят сладости.
А в одном доме девочкам говорят: «Нет у нас сластей никаких, но у нас Мурка окотилась — вот такие пироги! Держи, артистка, пряничек румяный — тебе под цвет!» И протягивает хозяйка Светлане котёнка — подросшего уже, резвого. Замурлыкал он на руках у дочки, а она засмеялась: «Пряник!..»
С тех пор и живёт у нас Пряник — рождественский кот. Огромный вырос, свернётся — так целый Каравай! А колядкам Света уже и своих детей научила — очень нравятся.
Текст Натальи Разувакиной читает Николай Новгородцев.
Все выпуски программы Утро в прозе
«Семейные ценности». Священник Александр Сатомский

Гостем программы «Семейный час» был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Мы говорили о том, какие традиции и ценности важно сохранять и передавать в семье.
Разговор начинается с непростой темы — как дети воспринимают смерть, и почему для них важно не столько объяснение, сколько уверенность: смерть — не конец. Отец Александр делится личным: как сам в детстве пришёл к вере, как впервые исповедовался, как его бабушка молилась дома. И — почему Пасха, даже в советское время, оставалась торжеством.
Звучит мысль: не страшно ошибаться в воспитании, страшно — не быть настоящим. Даже в одной семье дети очень разные, и передать им веру можно только тогда, когда она жива в нас самих.
Говорим о библейской истории Каина и Авеля — о воспитании, ответственности и том, почему каждый человек отвечает на призыв Бога сам. Затрагиваются вопросы педагогики, доверия, примера.
И — о традициях: походы на кладбище, просфоры у бабушки, молчание дедов-фронтовиков о войне. Как это всё влияет на восприятие праздников и памяти. Почему вера — это не теория, а путь в настоящей жизни. И как из поколения в поколение передаётся главное — тихо, с любовью и верой.
Ведущая: Анна Леонтьева
«Воспитание через театр». Юрий Макеев

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был актер, режиссер, художественный руководитель «Театра вкуса», создатель Первого деревенского театра в Смоленской области Юрий Макеев.
Разговор пойдет о том, как через театральные постановки можно говорить о вере, семейных и духовных ценностях, и как искусство, в том числе театральное, может влиять на воспитание детей и становление личности.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Как судья осла допрашивал

Фото: PxHere
Жил в старину один бедняк по имени Ван У-цзы — Ван Пятый. И был у него осёл, на котором он хворост и уголь возил. Берёг бедняк своего осла ну, прямо, как сокровище драгоценное: каждый день свежей травкой кормил, холил и лелеял. От хорошей жизни шкура у осла была гладкой, щетина блестящей, характер покладистый.
Однажды навьючил бедняк на своего ослика мешок с углём, повёз в город продавать. Животное у ворот привязал, а мешок с углём в лавку понёс. Вернулся — нет нигде его сокровища!
То есть, осёл-то к дереву привязан, да только другой: тощий, облезлый, старый. Пока Ван Пятый отлучался, кто-то потихоньку его любимца подменил.
Всполошился бедняк, заметался, не знает, что делать. Обидно ему стало до слёз. Отвязал он старого осла и пошёл с ним в суд жалобу на пропажу подавать.
Спрашивает секретарь в суде: а кто в тяжбе будет ответчиком выступать? Показал Ван Пятый на старого худого осла и говорит в сердцах: пусть он за всё отвечает, раз другого нет.
Начал судья в зале дела разбирать. Дошла очередь до жалобы Вана Пятого, и приказал он стражникам ответчика привести. Привели в зал на верёвке старого осла. Народ потешаться стал, а судья даже бровью не повёл, и начал допрашивать осла со всей строгостью:
— Ты откуда такой взялся? Как посмел себя за другого выдавать?
Осёл голову свесил, молчит, а все в зале, даже стражники не могут смех сдержать.
Стукнул судья колотушкой по столу и приказал:
— Стража, ведите пока что ответчика в тюрьму. Не кормите его, не поите, крепко-накрепко заприте. Через три дня я его снова допрашивать буду.
Новость о том, что судья допрашивал и арестовал осла, с быстротой ветра разлетелась по городу. Дивятся люди — над глупым судьёй смеются.
В день, когда было назначено заседание, сотни людей заполнили зал суда, желая увидеть забавное представление.
Три раза в барабан ударили, в зал вошёл судья и сел на своё место. Стражники тотчас осла притащили, и было заметно, как животное за три дня отощало.
Стукнул судья колотушкой по столу и вынес приговор:
— Отпустите ответчика, пусть идёт на все четыре стороны.
Вылетел осёл из зала и по-молодецки побежал по улице. А вы что думаете? Три дня просидел он взаперти, три дня не ел, не пил, страху натерпелся. И, конечно, понёсся он к своему дому.
Судья велел Вану Пятому и стражникам идти за ним следом, и ответчик привёл их к своему хозяину — тому самому вору, который его подменил. Нашёлся во дворе вора и любимый ослик Вана Пятого, которого с другим не перепутаешь.
Поняли люди, что напрасно смеялись они над судьёй, который осла допрашивал. Человеком он оказался не только учёным, а ещё и смышлёным, что немаловажно для его работы.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки