
Фото: Md Robin Ahmed / Unsplash
24 января 1831 года у крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых родился сын. Семья жила в селе Прудищи Тульской губернии, принадлежавшем дворянам Юшковым. Бедная избушка с маленьким окошком, деревянными лавками и старой печкой — в такой скромной обстановке появился на свет ребёнок, которому суждено будет стать монахом Троице-Сергиевой Лавры и святым старцем Варнавой Гефисманским. Церковь прославит его в чине преподобного. А пока малютка лежал, укутанный одеялом, и внимательно смотрел на родителей, склонившихся над колыбелью. Илья и Дарья благодарили Бога — сынок родился здоровым и крепким. Мальчика окрестили и нарекли Василием.
С самого детства Вася видел, как тяжело приходилось трудиться его родителям. Меркуловы жили бедно, но никогда не роптали на судьбу. Наоборот, старались помогать ближним — могли отдать последний кусок хлеба нищему богомольцу. Преподобный Варнава говорил, что добрым воспитанием всецело обязан своим родителям, в особенности — дорогой матушке. Отец, как хозяин и единственный работник в семье, редко бывал дома. Все заботы по воспитанию сына взяла на себя мать. Укладывая мальчика, Дарья читала ему жития святых, пела молитвы. Благодаря ей уже в самом раннем возрасте Василий знал наизусть многие псалмы. А воскресные походы в Церковь становились для мальчика настоящим праздником. Ещё накануне, в субботу вечером, Вася с радостным трепетом представлял, как завтра утром они с матушкой будут стоять в ярко освещённом храме, и как священник распевно и величественно произнесёт: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...».
Об особенном предназначении Василия его мать стала задумываться после одного удивительного случая. Однажды, когда Дарья отвлеклась на домашние дела, Вася выскочил на улицу и попал под проезжавший мимо экипаж. Услышав шум под окнами, женщина выбежала из дома и похолодела от ужаса, когда увидела сына, лежащего под колёсами. Она бросилась к ребёнку... и с изумлением поняла, что он остался цел и невредим! Счастливая мать со слезами возблагодарила Бога. «Видно, на доброе дело сохранил тебя Господь», — сказала она Василию и оказалась права.
В 1840 году хозяин продал Меркуловых новому владельцу в село Малая Нара Московской губернии — ныне город Наро-Фоминск. Неподалёку от села располагался монастырь — Троице-Одигитриева Зосимова пустынь. Василий почти всё время стал проводить в обители. В 1850-м году, когда ему исполнилось 20 лет, молодой человек испросил у родителей благословение уйти в монастырь и поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. В 1866 году Василий принял монашеский постриг с именем Варнава и поселился в Гефсиманском скиту монастыря.
Мать, хотя и радовалась за Василия, трудно переживала его уход. И однажды отправилась навестить любимого сына. Обрадованный её приезду, старец поспешил представить родительницу монастырской братии. Женщина была смущена таким вниманием. «Сынок, зачем ты всем говоришь, что я твоя мать, — удивлялась она. — Ведь платье на мне бедное. Боюсь, как бы, глядя на мое убожество, другие не стали тобой пренебрегать». Василий обнял маму и с улыбкой ответил, что она достойна всяческого уважения и благодарности за то, что в бедности сумела воспитать сына.
Со временем, после смерти мужа, Дарья Меркулова стала монахиней. Она часто навещала сына и, глядя на тех, кто приехал к нему за духовным утешением, благодарила Господа за то, что Он избрал её любимое дитя на путь служения Богу и людям.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема