Для многих людей духовная литература служит как бы дверью в мир Православной веры — важно найти нужную книгу.
Сегодня мы говорим о преподобном Паисии Святогорце и повести Наталии Сухининой «Белая ворона».
Место действия — Греция. Время действия — 20 век по Рождестве Христовом.
Жизнь Натальи Ворониной, главной героини повести «Белая ворона», до поры до времени была обыкновенной и вполне счастливой: семья, работа, радости материнства... Но по трагическому стечению обстоятельств молодая женщина потеряла любимого мужа и детей и утратила смысл в жизни.
Наталья была в отчаянии, когда ей в руки попала книга греческого старца Паисия Святогорца. Со страниц этого издания старец Паисий обращался будто бы лично к ней, а его глубокие глаза на фотографии, размещённой в книге, словно смотрели на неё.
Простое лицо, каких много. Стоит и смотрит, чуть склонив голову, будто журит Наташу: «Что же ты, голубушка, так себя измучила? Что же простых вещей не понимаешь?»
Хоть и журил старец, а смотрел с любовью. «За что меня можно любить? — думала Наташа. — За мысли непотребные?». Оказывается, он и мысли её знает.
Старец Паисий, в миру Арсений Езнепидис, родился 25 июля 1924 года в Фарасах Каппадокийских, бывшем греческом селении на территории Турции. Вскоре после его рождения фарасийские греки бежали из Турции и семья Арсения поселилась в Греции.
Арсений с детства очень хотел стать монахом и после службы в армии наконец-то осуществил это желание, уйдя в 1950 году на Святую Гору Афон. Через четыре года он принял монашество в одном из афонских монастырей.
В разные годы старец Паисий жил в монастыре Рождества Богородицы в греческом городке Стомио и в обители на горе Синай, а всенародная слава старца Паисия Святогорца связана именно с Афоном. Весной 1978 года он поселился в келье Панагуда в афонском монастыре Кутлумуш, где ежедневно от восхода до заката принимал приходящий к нему народ. Старец советовал, утешал, наполняя души верою, надеждою и любовью к Богу.
Многие его беседы о духовной жизни были записаны на магнитофон и изданы в книжном варианте.
Незадолго до кончины старец Паисий помог устроить женский монастырь святого Иоанна Богослова в греческом городке Суроти. В этом монастыре он 12 июля 1994 года скончался и был похоронен.
Могила старца в Суроти стала местом паломничества для тысяч людей из разных стран мира. Побывала там, осуществив свою заветную мечту, и Наташа — героиня повести «Белая ворона». Женщина увидела небольшое мраморное надгробие, похожее на белый лист бумаги, знакомую по книге фотографию старца Паисия, и...
Умилилось сердце, даже слезинка навернулась. Потом ещё, ещё одна. И потекли слёзы..
А старец-грек, склонив голову, смотрел на ревущую русскую женщину, будто ждал: вот отплачется и всё расскажет... И она, не зная ни слова по-гречески, стала ему, не знающему ни слова по-русски, рассказывать... Говорила не она, говорило её изболевшееся за долгие годы сердце, искавшее всё время утешения, задававшее вопросы и не находившее на них ответа.
Героиня повести Наталии Сухининой уверовала в Бога после встречи с преподобным Паисием Святогорцем. Сначала эта встреча произошла на страницах книги, а потом — в её сердце.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди