«Помню тебя и здесь в заключении, приношу Богу мою молитву о тебе. Да почиет на мне твоё родительское благословение, которого усердно прошу у тебя» — писал своей матери преподобный Никон (Беляев), последний оптинский старец, которому пришлось пережить закрытие и разорение монастыря после Октябрьского переворота 1917 года, и пострадать за веру в тюрьме и ссылках.
Будущий монах и святой родился в Москве, в большой и дружной купеческой семье Беляевых. С его появлением на свет связана удивительная история. В мае 1888 года дом супругов Митрофана Николаевича и Веры Лаврентьевны Беляевых посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Уезжая, он подарил беременной Вере Лаврентьевне свою фотографию с подписью: «1888-й. В год рождения сына Николая». Через шесть месяцев, 8 октября, у супругов действительно родился мальчик! В крещении его так и нарекли — Николаем.
Коля рос подвижным, бойким, энергичным ребёнком. Среди братьев и сестёр он был заводилой и первым затейником в играх. Но когда мальчику исполнилось пять лет, он тяжело заболел дифтерией. Лечащий врач констатировал, что случай безнадёжный. Родители молились у постели больного. Вера Лаврентьевна изо всех сил растирала холодное тельце сына и со слезами взывала о помощи к святителю Николаю Чудотворцу. Неожиданно мальчик глубоко вздохнул и открыл глаза. Впоследствии, уже будучи монастырским послушником, Николай поведает об этом случае своему духовному наставнику, старцу Варсонофию Оптинскому. И тот скажет: «Ваша мама молилась, и вам была дарована жизнь. Благодарите Бога за то, что у вас такая мать».
И Вера Лаврентьевна, и Митрофан Николаевич с детства воспитывались в христианском благочестии. Такое же воспитание они старались дать и своим чадам. С малых лет родители приучали детей к утренней и вечерней молитве. И даже составили для них специальное молитвенное правило, которое состояло из молитвы Святому Духу, «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Часто в семейном кругу читалось вслух Евангелие и жития святых. На праздник Рождества Христова родители устраивали домашнюю ёлку. Под руководством матери дети мастерили ёлочные украшения — клеили из золочёной и цветной бумаги бусы, звёзды, хлопушки.
Очень любили в семье музыкальные вечера. Коля обладал приятным, чистым голосом и хорошим слухом. Он любил петь, а старшая сестра Люба аккомпанировала ему на рояле. Мальчику особенно нравилась песня на стихи поэта Василия Плещеева «Легенда» — «Был у Христа-младенца сад...» Коля исполнял её задушевно и искренне. Однажды его пение услышал священник Симеон Ляпидевский, настоятель московской церкви «Всех скорбящих Радость». Он уговорил Веру Лаврентьевну, чтобы она разрешила Коле петь и читать на клиросе. Коля очень обрадовался приглашению, и с этого времени храм стал для него вторым домом.
Часто Николай беседовал на духовные темы со своим младшим братом Иваном. Вместе они с упоением читали труд епископа Феофана Затворника «Путь ко спасению». В конце концов у них возникло желание полностью изменить свою жизнь, посвятить её Богу. Братья решили стать монахами. Однажды среди отцовских книг они нашли справочник «Вся Россия». В нём были перечислены русские монастыри. Молодые люди решили открыть страницу наугад. «Какой монастырь выпадет, туда мы и пойдём», — сказали они. Помолившись Богу, раскрыли справочник и прочитали: «Козельская Введенская Оптина Пустынь».
11 февраля 1907 года Николай и Иван пришли к родителям и объявили им о своем решении поступить в монастырь. Для Веры Лаврентьевны и Митрофана Николаевича это была неожиданность. Но препятствовать детям они не собирались. И со слезами на глазах благословили сыновей на монашескую жизнь. Несколько лет братья несли в монастыре послушание. Иван понял, что иноческая жизнь не для него и покинул Оптину. А Николай остался, и в апреле 1910 года принял монашеский постриг с именем Никон. Он всегда будет делиться с родными тем, что происходит в его жизни. В каждом своём письме домой будет благословлять близких и, в свою очередь, просить у них благословения и молитв.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение