
Фото: Samer Khodeir / Unsplash
В IV-V-м веках в Римской империи большой популярностью пользовались книги о египетских отцах-пустынниках. Они открывали удивительный и прежде неведомый мир подвигов ради Христа.
Сегодня мы говорим о преподобном Макарии Александрийском и книге римского церковного писателя Руфина «Жизнь пустынных отцов».
Место действия — Египет.
Время действия — конец IV века по Рождестве Христовом.
В 70-х годах IV века монах Руфин из итальянского города Аквилеи отправился в пустыни Египта, чтобы своими глазами увидеть и описать жизнь египетских монахов-отшельников.
Неутомимый паломник добрался даже до отдалённой Скитской пустыни в северо-западной части Египта, с особо тяжёлым климатом. В Скиту, как называли в просторечии эту местность, находился монастырь под названием «Келлии», где монахи-пустынники в молчаливом уединении жили каждый в своей келлии, собираясь вместе по праздникам на богослужения.
И вот что особенно поразило Руфина: иноки, которые неделями не встречались и почти друг с другом не разговаривали, оказались неразрывно соединены духом братской любви.
В Скитской пустыне Руфин записал такую историю из жизни монастыря Келлии, настоятелем которого был преподобный Макарий Александрийский.
Однажды некто принёс святому Макарию гроздь винограда. По чувству братской любви, он отнёс её другому брату, на ту пору захворавшему. Тот воздал благодарность Богу за услугу брата, но сам ей воспользовался — отнёс, по тому же побуждению, к другому брату, тот — к третьему, и так она обошла по всем келлиям, рассеянным по пустыням. Наконец, виноградная гроздь снова пришла к Макарию. И возрадовался Макарий, увидев такое воздержание, такую любовь между братией — и возгорелся духом к ещё большим подвигам.
Преподобный Макарий родился в городе Александрия. Поэтому в житиях, чтобы избежать путаницы с Макарием Египетским, этого святого именуют Макарием Александрийским.
Примерно в сорокалетнем возрасте Макарий Александрийский принял святое крещение, а потом удалился от мира в пустыню и стал монахом-отшельником. Его наставником в пустынножительстве был святой Антоний Великий.
Спустя годы Макарий и сам начал передавать опыт тем, кто поселился в пустыне, чтобы во всей полноте осуществить евангельские заветы.
До наших дней дошли сочинения, подписанные именем Макария Александрийского: «Монашеские правила», «Письмо к инокам», «Слово об исходе души из тела». Все они обращены к братии уединённого монастыря «Келлии» в Скитской пустыне.
Очевидцам подвигов преподобного Макария — в том числе и Руфину Аквилейскому — удалось записать и некоторые устные высказывания мудрого отца-пустынника.
Шесть лет провёл писатель Руфин в путешествии по пустыням Египта. Ради встречи с христианскими подвижниками он и сам терпел палящий зной и холод, пережил нападения разбойников, преодолевал болота, кишащие крокодилами, ходил по острым шипам из соли в долинах с высохшими соляными источниками.
Современники зачитывались его книгой «Жизнь пустынных отцов», а кто-то из читателей наверняка примерял на себя слова преподобного Макария Александрийского, сказанные одному богатому римлянину:
— Кто последует Богу, те не привязываются к миру. Мне жаль тебя, что ты так предан миру и являешься рабом своих вещей.
Тронутый этими словами римлянин, возвратившись домой, немедленно раздал нищим всё, что имел, и стал служить Богу.
В одном из посланий ученикам преподобный Макарий Александрийский пишет: «Молитва друг о друге есть лучшее из общений». Постараемся и мы об этом помнить.
Все выпуски программы Прообразы
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.