
Фото: Samer Khodeir / Unsplash
В IV-V-м веках в Римской империи большой популярностью пользовались книги о египетских отцах-пустынниках. Они открывали удивительный и прежде неведомый мир подвигов ради Христа.
Сегодня мы говорим о преподобном Макарии Александрийском и книге римского церковного писателя Руфина «Жизнь пустынных отцов».
Место действия — Египет.
Время действия — конец IV века по Рождестве Христовом.
В 70-х годах IV века монах Руфин из итальянского города Аквилеи отправился в пустыни Египта, чтобы своими глазами увидеть и описать жизнь египетских монахов-отшельников.
Неутомимый паломник добрался даже до отдалённой Скитской пустыни в северо-западной части Египта, с особо тяжёлым климатом. В Скиту, как называли в просторечии эту местность, находился монастырь под названием «Келлии», где монахи-пустынники в молчаливом уединении жили каждый в своей келлии, собираясь вместе по праздникам на богослужения.
И вот что особенно поразило Руфина: иноки, которые неделями не встречались и почти друг с другом не разговаривали, оказались неразрывно соединены духом братской любви.
В Скитской пустыне Руфин записал такую историю из жизни монастыря Келлии, настоятелем которого был преподобный Макарий Александрийский.
Однажды некто принёс святому Макарию гроздь винограда. По чувству братской любви, он отнёс её другому брату, на ту пору захворавшему. Тот воздал благодарность Богу за услугу брата, но сам ей воспользовался — отнёс, по тому же побуждению, к другому брату, тот — к третьему, и так она обошла по всем келлиям, рассеянным по пустыням. Наконец, виноградная гроздь снова пришла к Макарию. И возрадовался Макарий, увидев такое воздержание, такую любовь между братией — и возгорелся духом к ещё большим подвигам.
Преподобный Макарий родился в городе Александрия. Поэтому в житиях, чтобы избежать путаницы с Макарием Египетским, этого святого именуют Макарием Александрийским.
Примерно в сорокалетнем возрасте Макарий Александрийский принял святое крещение, а потом удалился от мира в пустыню и стал монахом-отшельником. Его наставником в пустынножительстве был святой Антоний Великий.
Спустя годы Макарий и сам начал передавать опыт тем, кто поселился в пустыне, чтобы во всей полноте осуществить евангельские заветы.
До наших дней дошли сочинения, подписанные именем Макария Александрийского: «Монашеские правила», «Письмо к инокам», «Слово об исходе души из тела». Все они обращены к братии уединённого монастыря «Келлии» в Скитской пустыне.
Очевидцам подвигов преподобного Макария — в том числе и Руфину Аквилейскому — удалось записать и некоторые устные высказывания мудрого отца-пустынника.
Шесть лет провёл писатель Руфин в путешествии по пустыням Египта. Ради встречи с христианскими подвижниками он и сам терпел палящий зной и холод, пережил нападения разбойников, преодолевал болота, кишащие крокодилами, ходил по острым шипам из соли в долинах с высохшими соляными источниками.
Современники зачитывались его книгой «Жизнь пустынных отцов», а кто-то из читателей наверняка примерял на себя слова преподобного Макария Александрийского, сказанные одному богатому римлянину:
— Кто последует Богу, те не привязываются к миру. Мне жаль тебя, что ты так предан миру и являешься рабом своих вещей.
Тронутый этими словами римлянин, возвратившись домой, немедленно раздал нищим всё, что имел, и стал служить Богу.
В одном из посланий ученикам преподобный Макарий Александрийский пишет: «Молитва друг о друге есть лучшее из общений». Постараемся и мы об этом помнить.
Все выпуски программы Прообразы
Поможем отремонтировать кровлю в сельском храме Архангела Михаила

В ХХ веке храм Архангела Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области был местом, где творилась история: тихо, незаметно, с молитвой. В годы гонений на Церковь здесь располагалась тайная монашеская община. К местному священнику, протоиерею Василию Золотухину, приезжали сёстры из закрытых советской властью монастырей, возвратившиеся из заключения монахини и те, кто избрал иноческий путь уже в годы безбожия. Отца Василия и самого тайно постригли в монахи с именем Тихон.
Храм в селе Малые Ясырки в советские годы не закрывали. Прихожанам чудом удалось его отстоять. Для этого они ездили в столицу. К удивлению местных властей из Москвы пришло распоряжение: храм не трогать. Но колокольню безбожники всё же повредили.
Храм Архангела Михаила чем-то напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри есть росписи, которые чаще можно встретить в северных храмах. Также до наших дней сохранились две старинные иконы Пресвятой Богородицы: Почаевская и «Скоропослушница». Известно, что по молитвам перед ними происходили чудеса исцелений.
Сегодня в храме Архангела Михаила по-прежнему теплится лампада веры и любви. Храм стоит практически в лесу, далеко от дороги, однако число прихожан здесь растёт. Многие приезжают издалека. Местный настоятель, священник Антоний, вместе с верующими старается сберечь святыню. Что возможно — ремонтируют сами, а в чём-то прибегают к помощи профессионалов. Недавно удалось спасти покосившуюся колокольню. А сейчас важно отремонтировать кровлю храма. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле. Сбор на все необходимые работы открыт на сайте фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«19-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Богородицы». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.11:31-12:9) и Евангельского (Лк.7:11-16) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Фомы, апостола Иакова Алфеева, мучеников Сергия и Вакха, преподобной Пелагии Антиохийской, преподобного Амвросия Оптинского, Собора Оптинских святых.
Все выпуски программы Седмица
«Подросткам о семье». Протоиерей Илья Кочуров

Илья Кочуров
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях протоиерей Илья Кочуров.
Разговор был посвящён теме семейных ценностей и тому, как говорить о них с молодёжью. Отец Илья объясняет, что семья — это не просто совместное проживание, а союз мужчины и женщины, благословлённый Богом. Такой союз имеет не только личное, но и общественное значение: он влияет на жизнь детей, родителей, друзей и всего общества, ведь именно семья становится основанием человеческих отношений и школой любви.
В эфире поднимались темы ответственности и зрелости, целомудрия, важности благословения родителей и правильного понимания иерархии в семье. Муж, по словам священника, должен быть источником заботы и жертвенной любви, жена — хранительницей мира и тепла, а дети — воспитываться в почтении к родителям. Только такая семья, построенная на доверии и уважении, может стать живым образом Церкви и домом, где каждый находит поддержку и радость.
Все выпуски программы Семейный час