
Образ святого зачастую способен поднять произведение искусства и литературы на высоту классики.
Сегодня в программе — преподобный Иоанн Дамаскин и поэма Алексея Константиновича Толстого «Иоанн Дамаскин».
Место действия — город Дамаск в Сирии и Святая земля, окрестности Иерусалима. Время действия — 7 век.
Поэма Алексея Константиновича Толстого «Иоанн Дамаскин» впечатляет своей исторической точностью. На первый взгляд даже может показаться, что перед нами — изложенное в стихах житие преподобного Иоанна Дамаскина, но это не так: автор выбрал из жития одну важную и вечно современную тему. Вера и творчество... Возможно ли служить Богу языком искусства или верующий человек должен смиренно отказаться от своих творческих порывов?
Поэма начинается с биографических подробностей из жизни преподобного Иоанна. Он жил в 7 веке в Сирии, когда страна уже была завоевана арабами, а его родной город Дамаск стал столицей арабского халифата.
«Любим калифом Иоанн;
Ему, что день, почет и ласка,
К делам правления призван
Лишь он один из христиан
Порабощенного Дамаска.
Его поставил властелин
И суд рядить, и править градом,
Он с ним беседует один,
Он с ним сидит в совете рядом»....
Именно так всё и было: и дед Иоанна, и его отец, и он сам (все они сирийские христиане) находились на службе у халифа в финансовом ведомстве. За честность в денежных делах и неподкупность семья пользовались у арабов большим уважением и почетом, имела достаток. А Иоанн Дамаскин был еще и знаменит по всей Сирии и Византии как защитник икон: писал богословские работы, сочинял церковные гимны.
«И раздавался уж не раз
Его красноречивый глас
Противу ереси безумной,
Что на искусство поднялась
Грозой неистовой и шумной.
Упорно с ней боролся он,
И от Дамаска до Царьграда
Был, как боец за честь икон
И как художества ограда,
Давно известен и почтен».
Но всем богатствам этого мира Иоанн Дамаскин предпочел монашество. Покинув Дамаск, он пришел в монастырь Саввы Освященного неподалеку от Иерусалима. Настоятель очень обрадовался его приходу, но по уставу этой обители всякий новоначальный должен был иметь духовного наставника, а никто из старцев не хотел принять Иоанна под свое руководство.
Как говорится в житии — «вследствие его великой славы, возвышенного положения и почитания его» в Дамаске.
Наконец, нашелся один старец, который согласился стать духовным руководителем Иоанна, но только с одним условием.
«Коль ты пришел отшельником в пустыню,
Умей мечты житейские попрать,
И на уста, смирив свою гордыню,
Ты наложи молчания печать!
Исполни дух молитвой и печалью —
Вот мой устав тебе в новоначалье».
Забыть о своем творческом даре, сочинительстве... Такого Иоанн Дамаскин никак не ожидал.
Алексей Константинович Толстой с большим сочувствием описывает внутреннее смятение Иоанна, как он побледнел и надолго замолчал, прежде чем дать свой ответ в присутствии всей монастырской братии.
«И начал он: «Мою всю бодрость сил,
И мысли все, и все мои стремленья -
Одной я только цели посвятил:
Хвалить творца и славить в песнопеньи.
Но ты велишь скорбеть мне и молчать -
Твоей, отец, я повинуюсь воле:
Весельем сердце не взыграет боле,
Уста сомкнет молчания печать.
Так вот где ты таилось отреченье,
Что я не раз в молитвах обещал!
Моей отрадой было песнопенье,
И в жертву ты, Господь, его избрал!»
С той поры Иоанн Дамаскин по указанию своего строгого наставника, который воспитывал в нём послушание и смирение, молча выполнял в монастыре самую трудную работу.
Как-то в обители умер монах, и один из братьев по этому поводу сильно печалился. Он стал упрашивать Иоанна, чтобы тот составил ему в утешение торжественные песнопения на погребение почившего инока. Иоанн Дамаскин отказывался, но монах так безутешно рыдал — и сострадание победило все запреты.
Когда песнопение услышал строгий наставник, он велел изгнать Иоанна из монастыря за непослушание, но в ту же ночь старцу явилась Сама Богородица...
«... Почто ж ты, старец, заградил
Нещадно тот источник сильный,
Который мир бы напоил
Водой целебной и обильной?
Почто ж певца живую речь
Сковал ты заповедью трудной?
Оставь его глаголу течь
Рекой певучей неоскудно!
Да оросят его мечты,
Как дождь, житейскую долину;
Оставь земле ее цветы,
Оставь созвучья Дамаскину!»
Наутро старец сам отыскал Иоанна и просил у него прощения.
В своем «Защитительном слове против порицающих святые иконы» преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Все рисуй: и словом, и красками, и в книгах, и на досках». Можно продолжить: и музыкой, и песнопениями... Главное — во славу Творца.
Поэму «Иоанн Дамаскин» Алексей Константинович Толстой написал в 1858 году, когда на литературную арену вышли Белинской, Чернышевский, Герцен, другие писатели-демократы. И, конечно, не случайно Толстой вспомнил о святом Иоанне Дамаскине.
Художник должен осознавать свою ответственность за каждое сказанное слово. Цель творчества служить не разрушению, а созиданию.
«То слышен всюду плеск народный,
То ликованье христиан,
То славит речию свободной
И хвалит в песнях Иоанн,
Кого хвалить в своем глаголе
Не перестанут никогда
Ни каждая былинка в поле,
Ни в небе каждая звезда».
Преподобный Иоанн Дамаскин написал более 90 канонов для праздничных богослужений. Праздничная пасхальная служба «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав...» — одно из его бессмертных творений.
Поэмой «Иоанн Дамаскин» Алексей Константинович Толстой еще раз напоминает: за великими произведениями искусства стоит не менее великий духовный труд их создателей.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему Бог не избавляет нас от немощей и скорбей, если Он нас так любит? Ответ на этот важный вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Только что прозвучавший отрывок начинается с воспоминаний апостола о его бегстве из города Дамаск. Апостол оказался в этом городе не случайно. Сюда его привело желание убивать христиан. Однако по дороге Павлу явился Христос. Этот удивительный духовный опыт кардинально изменил сердце апостола. Из жестокого гонителя-фанатика он превратился в ревностного проповедника Евангелия, исполненного духом Божией любви и милости.
Подобные духовные состояния апостол переживал не единожды. Вот и сегодня он рассказывает о том, как Бог восхитил его «до третьего неба». Выражение «третье небо» обозначало в иудейской традиции реальность присутствия Божия. Апостол испытал близость Творца так явственно, что даже не понял, был он в теле или нет. Духовный восторг был так велик, что Павел не смог даже подобрать слов, чтобы выразить то, что пережил.
Примечательно, что апостол говорит о себе в третьем лице. Дескать, он знает какого-то человека, с которым это произошло. И это не просто скромность. Так Павел подчёркивает в себе ситуацию глубокой раздвоенности. Он признаёт, что есть у него и своя тёмная сторона. И она периодически беспокоит его. Доставляет ему скорби. «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился», — пишет он. До конца непонятно, о чём конкретно идёт речь. Некоторые толкователи считали, что у апостола была какая-то телесная болезнь, которая доставляла ему мучения. Головные боли, эпилепсия, хроническая лихорадка, возможно, болезнь глаз. Кто-то говорил о явном физическом недостатке, который отталкивал от апостола людей, вызывая у них брезгливость. Есть предположение, что это был душевный недуг. И такое тоже можно допустить, зная, каким жёстким человеком он был до обращения в христианство. Как он сам говорит о себе, «я был неумеренным последователем отеческих преданий». Итак, «жало в плоть» было своеобразным противовесом той благодати, которую имел Павел. И он сам это прекрасно видел. Потому и писал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
Примечательно то, что апостол совершенно не унывает по этому поводу. Напротив, он говорит: «я охотно буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Павел рассказывает, как трижды просил Бога забрать его немощь. Однако все три раза Бог отказывал ему. Господь отвечал, что Его благодатная сила «совершается в немощи». И, судя по всему, Павел это понял и принял. Он увидел, что «жало в плоть» играло очень важную роль в его жизни. В одном из своих писем он прямо пишет: «горе мне, если не благовествую». Вероятно, когда Павел начинал отвлекаться от Бога, начинал расслабляться и забывать о своей высокой миссии, его болезнь обострялась. «Жало в плоть» напоминало о себе. Чтобы избавиться от этой боли, апостол был вынужден совершать духовную работу. Он шёл и говорил людям о Христе. За это Господь давал ему Свою благодатную поддержку. Боль отступала. То есть отчасти именно благодаря своим немощам Павел приучил себя быть духовно бдительным. Благодаря этому двигателю он достиг такого состояния, что в каждый момент своей жизни смотрел в сторону Творца и был открыт для Его спасительной благодати.
Блажен человек, который увидит прямую связь между своими немощами и тем, что о нём задумал Господь. Тогда та боль, от которой мы бежим, вдруг окажется той дверью, через которую мы войдём в Его Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 17. Богослужебные чтения

Какой язык наиболее подходит для того, чтобы говорить о Боге? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 17-го псалма пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 17.
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3 Господь — твердыня моя и прибежище моё, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё.
4 Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
5 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
6 цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
7 В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой, и вопль мой дошёл до слуха Его.
8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог;
9 поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие Угли сыпались от Него.
10 Наклонил Он небеса и сошёл, — и мрак под ногами Его.
11 И воссел на ХерувИмов и полетел, и понёсся на крыльях ветра.
12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и Угли огненные.
14 Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и Угли огненные.
15 Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
17 Он простёр руку с высоты и взял меня, и извлёк меня из вод многих;
18 избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
19 Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
20 Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
21 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
22 ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
23 ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
24 Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,
27 с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его,
28 ибо Ты людей угнетённых спасаешь, а очи надменные унижаешь.
29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
31 Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им;
43 я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их.
44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесён Бог спасения моего,
48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознёс меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
По своему литературному жанру 17-й псалом напоминает благодарственный гимн. Царь Давид славит Творца за избавление от смертельной опасности, а также за многочисленные победы, которые он одержал с помощью Божией. Несмотря на то, что в основу этой благодарственной молитвы положены реальные факты жизни Давида и реальные действия Бога, псалмопевец сообщает о них специальным языком. Это не язык исторической хроники или документального репортажа. Это язык поэзии. И этот язык изображает мир не так, как его изображает бытовая речь.
Так, например, Давид называет Бога крепостью, твердыней, прибежищем, скалой, щитом, убежищем. Ещё красочнее псалмопевец описывает действия Творца. От Его гнева трясётся и колеблется земля и основания гор. Сам Божий гнев изображается как дым, огонь, горящие угли, град, молнии и стрелы. Все эти образы не следует понимать буквально. Да, Давид прямо описывает Бога и Его присутствие в этом мире. Но использует для этого образы из нашего повседневного земного опыта. О Боге Давид говорит по-человечески.
И это подталкивает нас к важной мысли. Как бы мы ни говорили о Боге, пусть даже при помощи высокой богословской терминологии с её точными формулировками, это всего лишь наш человеческий язык. Он несовершенен. Тайну Бога с помощью нашего языка мы не разгадаем. Есть вещи, которые невозможно выразить даже самым изысканным словом. Вспоминается высказывание Фёдора Тютчева, подходящее для этой ситуации: «Мысль изречённая есть ложь». Милость Божия по отношению к человеческому роду и к каждому из нас заключается в том, что Господь не гнушается ни нашими наивными представлениями о Нём, ни нашей грубой речью. Он словно умаляет Себя и снисходит к нашей немощи. Особенно же в том случае, если мы на практике совершаем то, что Он нам заповедовал. Непрестанно ищем Его волю и стараемся во имя Его служить друг другу. Тогда Он явственно входит в нашу жизнь и действует в ней, даже несмотря на всё наше несовершенство.
Поможем отремонтировать кровлю в сельском храме Архангела Михаила

В ХХ веке храм Архангела Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области был местом, где творилась история: тихо, незаметно, с молитвой. В годы гонений на Церковь здесь располагалась тайная монашеская община. К местному священнику, протоиерею Василию Золотухину, приезжали сёстры из закрытых советской властью монастырей, возвратившиеся из заключения монахини и те, кто избрал иноческий путь уже в годы безбожия. Отца Василия и самого тайно постригли в монахи с именем Тихон.
Храм в селе Малые Ясырки в советские годы не закрывали. Прихожанам чудом удалось его отстоять. Для этого они ездили в столицу. К удивлению местных властей из Москвы пришло распоряжение: храм не трогать. Но колокольню безбожники всё же повредили.
Храм Архангела Михаила чем-то напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри есть росписи, которые чаще можно встретить в северных храмах. Также до наших дней сохранились две старинные иконы Пресвятой Богородицы: Почаевская и «Скоропослушница». Известно, что по молитвам перед ними происходили чудеса исцелений.
Сегодня в храме Архангела Михаила по-прежнему теплится лампада веры и любви. Храм стоит практически в лесу, далеко от дороги, однако число прихожан здесь растёт. Многие приезжают издалека. Местный настоятель, священник Антоний, вместе с верующими старается сберечь святыню. Что возможно — ремонтируют сами, а в чём-то прибегают к помощи профессионалов. Недавно удалось спасти покосившуюся колокольню. А сейчас важно отремонтировать кровлю храма. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле. Сбор на все необходимые работы открыт на сайте фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов