
Образ святого зачастую способен поднять произведение искусства и литературы на высоту классики.
Сегодня в программе — преподобный Иоанн Дамаскин и поэма Алексея Константиновича Толстого «Иоанн Дамаскин».
Место действия — город Дамаск в Сирии и Святая земля, окрестности Иерусалима. Время действия — 7 век.
Поэма Алексея Константиновича Толстого «Иоанн Дамаскин» впечатляет своей исторической точностью. На первый взгляд даже может показаться, что перед нами — изложенное в стихах житие преподобного Иоанна Дамаскина, но это не так: автор выбрал из жития одну важную и вечно современную тему. Вера и творчество... Возможно ли служить Богу языком искусства или верующий человек должен смиренно отказаться от своих творческих порывов?
Поэма начинается с биографических подробностей из жизни преподобного Иоанна. Он жил в 7 веке в Сирии, когда страна уже была завоевана арабами, а его родной город Дамаск стал столицей арабского халифата.
«Любим калифом Иоанн;
Ему, что день, почет и ласка,
К делам правления призван
Лишь он один из христиан
Порабощенного Дамаска.
Его поставил властелин
И суд рядить, и править градом,
Он с ним беседует один,
Он с ним сидит в совете рядом»....
Именно так всё и было: и дед Иоанна, и его отец, и он сам (все они сирийские христиане) находились на службе у халифа в финансовом ведомстве. За честность в денежных делах и неподкупность семья пользовались у арабов большим уважением и почетом, имела достаток. А Иоанн Дамаскин был еще и знаменит по всей Сирии и Византии как защитник икон: писал богословские работы, сочинял церковные гимны.
«И раздавался уж не раз
Его красноречивый глас
Противу ереси безумной,
Что на искусство поднялась
Грозой неистовой и шумной.
Упорно с ней боролся он,
И от Дамаска до Царьграда
Был, как боец за честь икон
И как художества ограда,
Давно известен и почтен».
Но всем богатствам этого мира Иоанн Дамаскин предпочел монашество. Покинув Дамаск, он пришел в монастырь Саввы Освященного неподалеку от Иерусалима. Настоятель очень обрадовался его приходу, но по уставу этой обители всякий новоначальный должен был иметь духовного наставника, а никто из старцев не хотел принять Иоанна под свое руководство.
Как говорится в житии — «вследствие его великой славы, возвышенного положения и почитания его» в Дамаске.
Наконец, нашелся один старец, который согласился стать духовным руководителем Иоанна, но только с одним условием.
«Коль ты пришел отшельником в пустыню,
Умей мечты житейские попрать,
И на уста, смирив свою гордыню,
Ты наложи молчания печать!
Исполни дух молитвой и печалью —
Вот мой устав тебе в новоначалье».
Забыть о своем творческом даре, сочинительстве... Такого Иоанн Дамаскин никак не ожидал.
Алексей Константинович Толстой с большим сочувствием описывает внутреннее смятение Иоанна, как он побледнел и надолго замолчал, прежде чем дать свой ответ в присутствии всей монастырской братии.
«И начал он: «Мою всю бодрость сил,
И мысли все, и все мои стремленья -
Одной я только цели посвятил:
Хвалить творца и славить в песнопеньи.
Но ты велишь скорбеть мне и молчать -
Твоей, отец, я повинуюсь воле:
Весельем сердце не взыграет боле,
Уста сомкнет молчания печать.
Так вот где ты таилось отреченье,
Что я не раз в молитвах обещал!
Моей отрадой было песнопенье,
И в жертву ты, Господь, его избрал!»
С той поры Иоанн Дамаскин по указанию своего строгого наставника, который воспитывал в нём послушание и смирение, молча выполнял в монастыре самую трудную работу.
Как-то в обители умер монах, и один из братьев по этому поводу сильно печалился. Он стал упрашивать Иоанна, чтобы тот составил ему в утешение торжественные песнопения на погребение почившего инока. Иоанн Дамаскин отказывался, но монах так безутешно рыдал — и сострадание победило все запреты.
Когда песнопение услышал строгий наставник, он велел изгнать Иоанна из монастыря за непослушание, но в ту же ночь старцу явилась Сама Богородица...
«... Почто ж ты, старец, заградил
Нещадно тот источник сильный,
Который мир бы напоил
Водой целебной и обильной?
Почто ж певца живую речь
Сковал ты заповедью трудной?
Оставь его глаголу течь
Рекой певучей неоскудно!
Да оросят его мечты,
Как дождь, житейскую долину;
Оставь земле ее цветы,
Оставь созвучья Дамаскину!»
Наутро старец сам отыскал Иоанна и просил у него прощения.
В своем «Защитительном слове против порицающих святые иконы» преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Все рисуй: и словом, и красками, и в книгах, и на досках». Можно продолжить: и музыкой, и песнопениями... Главное — во славу Творца.
Поэму «Иоанн Дамаскин» Алексей Константинович Толстой написал в 1858 году, когда на литературную арену вышли Белинской, Чернышевский, Герцен, другие писатели-демократы. И, конечно, не случайно Толстой вспомнил о святом Иоанне Дамаскине.
Художник должен осознавать свою ответственность за каждое сказанное слово. Цель творчества служить не разрушению, а созиданию.
«То слышен всюду плеск народный,
То ликованье христиан,
То славит речию свободной
И хвалит в песнях Иоанн,
Кого хвалить в своем глаголе
Не перестанут никогда
Ни каждая былинка в поле,
Ни в небе каждая звезда».
Преподобный Иоанн Дамаскин написал более 90 канонов для праздничных богослужений. Праздничная пасхальная служба «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав...» — одно из его бессмертных творений.
Поэмой «Иоанн Дамаскин» Алексей Константинович Толстой еще раз напоминает: за великими произведениями искусства стоит не менее великий духовный труд их создателей.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица