
Фото: PxHere
«Родители мои крепко верили в промышление и попечение Божие. Этой верой жила вся семья», — говорил преподобный Гавриил Седмиезерский, монах, святой, духовный наставник множества людей, в числе которых была Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова.
Отец и мать преподобного, Фёдор и Евдокия Зыряновы, были крестьянами села Фролово Пермской губернии. Односельчане уважали их за трудолюбие и благочестие. 14 марта 1844 года у супругов родился сын. В крещении младенца нарекли Гавриилом, а родные звали ласково — Ганей. У мальчика было две старших сестры, они души не чаяли в маленьком братике и с радостью помогали матери за ним ухаживать.
В детстве Ганя часто болел. Много ночей провели Фёдор и Евдокия в молитвах о выздоровлении единственного сына. Каждый раз во время болезни мальчика они начинали держать строгий пост, прося у Бога милости для их чада. И Ганя по родительским молитвам шёл на поправку. Рос он добрым, но шаловливым ребёнком. За шалости отец и мать никогда не ругали. Стоило Гане напроказничать, как мать вставала перед иконами и молилась, прося Бога вразумить сына. «А я слушаю её молитвы, и притихну. Стыдно мне станет. Обещаю не шалить, да и сам начинаю молиться рядом с матушкой», — рассказывал преподобный Гавриил. Он вспоминал, что от родителей видел только ласку и доброту.
На Пасху 1848 года родители взяли четырёхлетнего Ганю в храм на праздничное ночное Богослужение. Радостная атмосфера с дружным восклицанием «Христос воскресе!» глубоко запечатлелась в сердце мальчика. Долго ещё потом он всё спрашивал у матушки, скоро ли опять будет Пасха. Когда мальчику исполнилось 10 лет, произошёл удивительный случай. Гане купили новые саночки. Он хотел сразу же побежать на горку, но родители его не отпустили. Тогда Ганя, улучив момент, ушёл без спросу. И только успел первый раз скатился, как врезался в палку с острым гвоздём. Порвал валенки и сильно, до крови, поранил ногу. «Это Бог меня наказал за то, что убежал без разрешения», — решил Ганя. Ему стало стыдно перед матушкой и батюшкой. Он прибежал домой, залез на печку и стал с раскаянием молиться. Потом уснул, а когда проснулся, рана на ноге... зажила! Потрясённый мальчик дал Богу обет идти пешком за 200 вёрст в Николаевский монастырь, к мощам святого Симеона Верхотурского. Своё обещание он исполнил — весной родители отпустили его в паломничество вместе с сёстрами и старшими односельчанами.
Вернувшись из монастыря Ганя серьёзно задумался о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Он проводил время в уединении и молитве. А вскоре произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. Лето выдалось дождливое. В один из дней пошёл град, и прибил всю пшеницу на поле. Сеять заново было поздно. Зыряновы оставались без урожая, а, значит, без хлеба. Но делать нечего — побитую пшеницу решили скосить на солому. Ганя сильно переживал и молил Бога не оставить его семью в беде. И вдруг услышал голос, который сказал ему: «Будет пшеница!». Мальчик сумел уговорить отца не косить хлеб. И через несколько дней примятые колосья начали подниматься, наливаться спелостью. В тот год Зыряновы собрали богатый урожай.
Вскоре после этого случая Ганя пришёл к родителям и попросил благословить его на монашескую жизнь. Отец и мать не представляли себе разлуки с сыном, плакали и долго не могли решиться отпустить Ганю в монастырь. Но, в конце концов, дали своё благословение и помогли со сборами. 13 августа 1875 года в московском Высоко-Петровском монастыре Ганя принял постриг. Ему довелось служить Господу в разных обителях, утешать людей, направлять их на пути к Богу. Как когда-то направили его самого отец и мать, о которых до конца жизни преподобный Гавриил Седмиезерский вспоминал с любовью и почтением.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







