
Фото: PxHere
«Родители мои крепко верили в промышление и попечение Божие. Этой верой жила вся семья», — говорил преподобный Гавриил Седмиезерский, монах, святой, духовный наставник множества людей, в числе которых была Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова.
Отец и мать преподобного, Фёдор и Евдокия Зыряновы, были крестьянами села Фролово Пермской губернии. Односельчане уважали их за трудолюбие и благочестие. 14 марта 1844 года у супругов родился сын. В крещении младенца нарекли Гавриилом, а родные звали ласково — Ганей. У мальчика было две старших сестры, они души не чаяли в маленьком братике и с радостью помогали матери за ним ухаживать.
В детстве Ганя часто болел. Много ночей провели Фёдор и Евдокия в молитвах о выздоровлении единственного сына. Каждый раз во время болезни мальчика они начинали держать строгий пост, прося у Бога милости для их чада. И Ганя по родительским молитвам шёл на поправку. Рос он добрым, но шаловливым ребёнком. За шалости отец и мать никогда не ругали. Стоило Гане напроказничать, как мать вставала перед иконами и молилась, прося Бога вразумить сына. «А я слушаю её молитвы, и притихну. Стыдно мне станет. Обещаю не шалить, да и сам начинаю молиться рядом с матушкой», — рассказывал преподобный Гавриил. Он вспоминал, что от родителей видел только ласку и доброту.
На Пасху 1848 года родители взяли четырёхлетнего Ганю в храм на праздничное ночное Богослужение. Радостная атмосфера с дружным восклицанием «Христос воскресе!» глубоко запечатлелась в сердце мальчика. Долго ещё потом он всё спрашивал у матушки, скоро ли опять будет Пасха. Когда мальчику исполнилось 10 лет, произошёл удивительный случай. Гане купили новые саночки. Он хотел сразу же побежать на горку, но родители его не отпустили. Тогда Ганя, улучив момент, ушёл без спросу. И только успел первый раз скатился, как врезался в палку с острым гвоздём. Порвал валенки и сильно, до крови, поранил ногу. «Это Бог меня наказал за то, что убежал без разрешения», — решил Ганя. Ему стало стыдно перед матушкой и батюшкой. Он прибежал домой, залез на печку и стал с раскаянием молиться. Потом уснул, а когда проснулся, рана на ноге... зажила! Потрясённый мальчик дал Богу обет идти пешком за 200 вёрст в Николаевский монастырь, к мощам святого Симеона Верхотурского. Своё обещание он исполнил — весной родители отпустили его в паломничество вместе с сёстрами и старшими односельчанами.
Вернувшись из монастыря Ганя серьёзно задумался о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Он проводил время в уединении и молитве. А вскоре произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. Лето выдалось дождливое. В один из дней пошёл град, и прибил всю пшеницу на поле. Сеять заново было поздно. Зыряновы оставались без урожая, а, значит, без хлеба. Но делать нечего — побитую пшеницу решили скосить на солому. Ганя сильно переживал и молил Бога не оставить его семью в беде. И вдруг услышал голос, который сказал ему: «Будет пшеница!». Мальчик сумел уговорить отца не косить хлеб. И через несколько дней примятые колосья начали подниматься, наливаться спелостью. В тот год Зыряновы собрали богатый урожай.
Вскоре после этого случая Ганя пришёл к родителям и попросил благословить его на монашескую жизнь. Отец и мать не представляли себе разлуки с сыном, плакали и долго не могли решиться отпустить Ганю в монастырь. Но, в конце концов, дали своё благословение и помогли со сборами. 13 августа 1875 года в московском Высоко-Петровском монастыре Ганя принял постриг. Ему довелось служить Господу в разных обителях, утешать людей, направлять их на пути к Богу. Как когда-то направили его самого отец и мать, о которых до конца жизни преподобный Гавриил Седмиезерский вспоминал с любовью и почтением.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 12. Богослужебные чтения
Уныние и тоска — душевные недуги, которые нередко посещают каждого из нас. Как с ними бороться и в чём их причина? Ответ на этот вопрос находим в псалме 12-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Кем бы ни был человек, который написал этот псалом, он находился в очень тяжёлом душевном расположении. Его душа в смятении. На сердце у него скорбь. Она точит его день и ночь. Прямо на это указывают не только слова «скорбь в се́рдце моём», но также выражение «доко́ле мне слага́ть сове́ты в душе́ мое́й». Это означает, что в уме у него непрестанно возникают страшные картинки. Они наполняют его тяжёлыми переживаниями по поводу прошлого и тревогой, и беспокойством о будущем. Эти образы очень назойливы, и он никак не может от них избавиться.
А потому он плачется к Богу. Он сетует, что Господь скрыл от него Своё лицо. Ситуация усугубляется тем, что над псалмопевцем превозносится какой-то враг. Враг злорадствует по поводу его жалкого состояния. Некоторые толкователи предполагают, что под «врагом» не обязательно понимать человека. Это может быть какое-то серьёзное, может быть даже смертельное, заболевание, на что намекает выражение «сон смертный».
Но не это важно. Примечательно то, о чём в этой ситуации просит псалмопевец. Он молит не о здоровье и не об избавлении от врагов. Хотя, казалось бы, в первую очередь должен просить именно об этом. Он просит Бога: «Просвети́ о́чи мои́». Говоря иначе, «дай мне внутренний свет», «просвети мой ум», «дай сердцу благодать». Чтобы рассеялся тот мрак, который помрачает помыслы. И тогда ни враги, ни болезнь не будут выглядеть такими страшными и грозными.
Так псалмопевец указывает на важную духовную закономерность. Если мой ум помрачён, если моё сердце в темноте, то нет мне никакой пользы в том, что я телесно здоров и окружающие не строят мне козни. Я всегда найду повод, чтобы мне было плохо. Этим поводом может стать что угодно. Как говорится, «у кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие». Именно в сумерках души наш ум виртуозно превращает самую маленькую муху в самого большого слона.
И напротив, когда сердце наполнено благодатью, в её свете не так страшны болезни и недоброжелатели. А зачастую они кажутся мелкими и незначительными. В таком состоянии, как говорит сегодня псалмопевец, сердце радуется о Боге и о Его спасении. И ему хочется петь благодарности Творцу.
А потому не будем искать причины своих проблем во внешних обстоятельствах. Их корень всегда — унылое и тоскливое сердце, которое погрязло в житейской суете и разучилось думать о Боге. И порой всё, что от нас требуется, чтобы кардинально изменить тяжёлую ситуацию, — просто поменять в своей жизни приоритеты. Поставить во главу угла Бога и Его заповеди. Тогда постепенно мрак уйдёт. И в жизнь вернётся радость.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 257 зач., III, 4-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда люди приходят в Церковь и стремятся к добрым плодам христианской жизни, они понимают, что со своей стороны призваны к изменениям. При этом свою готовность они обычно формулируют так: «Мы постараемся». Кажется, уже неплохо, если человек готов прикладывать усилия. Но действительно ли стараний может быть достаточно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колоссянами, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Помню, как однажды в храм пришёл мужчина, желающий креститься. Естественно, взрослых без подготовки мы не крестили, и я решил поговорить с ним и объяснить необходимость знания веры и изменения жизни. Перво-наперво я спросил о причинах, которые привели его в храм. Оказалось, что жизнь его совсем не устраивала, потому что то тут, то там в ней возникали проблемы, которые он хотел уладить с помощью Божией. Не скажу, что его удивило, когда я начал говорить ему о необходимости нравственных изменений, и со своей стороны, он сказал, что попробует жить по-другому. Попытается навести порядок в бизнесе, прекратить беспорядочную половую жизнь, расстаться с плохой компанией... К тому, что его попросят попытаться, он был готов. Но вот к тому, что придётся не просто попытаться, а именно навести порядок, он готов не был и был неприятно удивлён. «А, что, если у меня не получится? Мало ли в каких обстоятельствах я окажусь»! — заранее оправдывался он.
О Христе мы, конечно, знаем, что Он общался с мытарями и блудницами. Однако мытарю Закхею сказал о спасении, только когда тот раскаялся и был готов отказаться от нечестно нажитого имущества. Да и женщине, взятой в прелюбодеянии, Он говорит — иди и не греши больше. Христос действительно любит не только праведников, но и грешников, однако Сам Он не совместим с грехом и поэтому в Церковь, которая есть Его тело, не может войти тот, кто продолжает совершать тяжёлые сознательные грехи. Именно поэтому христиане были готовы помогать любому нуждающемуся человеку, но крестили только тех, кто за время подготовки победил явные сознательные грехи. Ведь никто не говорит, я попытаюсь не убивать или не воровать, но не знаю, получится ли! Все понимают, что такие поступки не просто случаются, их совершают вполне вольно. Также вполне вольно человек может вести нечестный бизнес или жить в блуде.
В отрывке из послания Коллосянам, который мы сейчас услышали, апостол предрекает ученикам прославление во втором пришествии Христа. Однако для того, чтобы это прославление их коснулось, они уже должны прекратить развратную, блудную жизнь, а также прекратить всякое греховное обогащение, связанное со взятками и любой другой нечестностью. Со всё большей и большей решимостью апостол говорит ученикам не о том, что они должны будут когда-нибудь позже отказаться от гнева, ярости лжи и прочих признаков ветхого человека. Напротив, он призывает отказаться от привычек ветхого человека уже здесь и сейчас и облечься в нового, живущего по образу Христа. Именно тогда, когда человек приходит в Церковь не для того, чтобы наладилась его бытовая жизнь, а для того, чтобы начать новые отношения с Богом, всё остальное постепенно выстраивается как должно. От тяжёлых грехов он должен отказаться сразу, с грехами внутренними призван бороться постепенно и здесь то самое «старание» действительно необходимо. Но главное, к чему он призван в своём воцерковлении: перенести центр внимания с решения бытовых проблем на соблюдение заповедей и верность Иисусу Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











