«Родители мои крепко верили в промышление и попечение Божие. Этой верой жила вся семья», — говорил преподобный Гавриил Седмиезерский, монах, святой, духовный наставник множества людей, в числе которых была Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова.
Отец и мать преподобного, Фёдор и Евдокия Зыряновы, были крестьянами села Фролово Пермской губернии. Односельчане уважали их за трудолюбие и благочестие. 14 марта 1844 года у супругов родился сын. В крещении младенца нарекли Гавриилом, а родные звали ласково — Ганей. У мальчика было две старших сестры, они души не чаяли в маленьком братике и с радостью помогали матери за ним ухаживать.
В детстве Ганя часто болел. Много ночей провели Фёдор и Евдокия в молитвах о выздоровлении единственного сына. Каждый раз во время болезни мальчика они начинали держать строгий пост, прося у Бога милости для их чада. И Ганя по родительским молитвам шёл на поправку. Рос он добрым, но шаловливым ребёнком. За шалости отец и мать никогда не ругали. Стоило Гане напроказничать, как мать вставала перед иконами и молилась, прося Бога вразумить сына. «А я слушаю её молитвы, и притихну. Стыдно мне станет. Обещаю не шалить, да и сам начинаю молиться рядом с матушкой», — рассказывал преподобный Гавриил. Он вспоминал, что от родителей видел только ласку и доброту.
На Пасху 1848 года родители взяли четырёхлетнего Ганю в храм на праздничное ночное Богослужение. Радостная атмосфера с дружным восклицанием «Христос воскресе!» глубоко запечатлелась в сердце мальчика. Долго ещё потом он всё спрашивал у матушки, скоро ли опять будет Пасха. Когда мальчику исполнилось 10 лет, произошёл удивительный случай. Гане купили новые саночки. Он хотел сразу же побежать на горку, но родители его не отпустили. Тогда Ганя, улучив момент, ушёл без спросу. И только успел первый раз скатился, как врезался в палку с острым гвоздём. Порвал валенки и сильно, до крови, поранил ногу. «Это Бог меня наказал за то, что убежал без разрешения», — решил Ганя. Ему стало стыдно перед матушкой и батюшкой. Он прибежал домой, залез на печку и стал с раскаянием молиться. Потом уснул, а когда проснулся, рана на ноге... зажила! Потрясённый мальчик дал Богу обет идти пешком за 200 вёрст в Николаевский монастырь, к мощам святого Симеона Верхотурского. Своё обещание он исполнил — весной родители отпустили его в паломничество вместе с сёстрами и старшими односельчанами.
Вернувшись из монастыря Ганя серьёзно задумался о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Он проводил время в уединении и молитве. А вскоре произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. Лето выдалось дождливое. В один из дней пошёл град, и прибил всю пшеницу на поле. Сеять заново было поздно. Зыряновы оставались без урожая, а, значит, без хлеба. Но делать нечего — побитую пшеницу решили скосить на солому. Ганя сильно переживал и молил Бога не оставить его семью в беде. И вдруг услышал голос, который сказал ему: «Будет пшеница!». Мальчик сумел уговорить отца не косить хлеб. И через несколько дней примятые колосья начали подниматься, наливаться спелостью. В тот год Зыряновы собрали богатый урожай.
Вскоре после этого случая Ганя пришёл к родителям и попросил благословить его на монашескую жизнь. Отец и мать не представляли себе разлуки с сыном, плакали и долго не могли решиться отпустить Ганю в монастырь. Но, в конце концов, дали своё благословение и помогли со сборами. 13 августа 1875 года в московском Высоко-Петровском монастыре Ганя принял постриг. Ему довелось служить Господу в разных обителях, утешать людей, направлять их на пути к Богу. Как когда-то направили его самого отец и мать, о которых до конца жизни преподобный Гавриил Седмиезерский вспоминал с любовью и почтением.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых таинственных персонажей Библии — это Салимский царь Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего. Об этом человеке Ветхий Завет упоминает всего лишь два раза: в 14-й главе книги Бытия и в 109-м псалме. Новый Завет совсем иначе относится к Мелхиседеку, и в Послании апостола Павла к Евреям мы встречаем имя этого человека девять раз. Звучит оно и сегодня в православных храмах во время чтения за литургией отрывка из 7-й главы Послания к Евреям. Давайте послушаем эти апостольские слова и попытаемся понять, почему Мелхиседек столь важен для эпохи Нового Завета.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
То, что в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям сказано о Мелхиседеке, представляет собой, с одной стороны, пересказ истории, изложенной в 14-й главе книги Бытия, а с другой — толкование ветхозаветного сюжета. Здесь мы видим не только упоминание Мелхиседека и того, что произошло во время его встречи с Авраамом, но и объяснение значения имени Мелхиседека, а также сопоставление его с Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что Послание к Евреям предлагает нам видеть в Мелхиседеке прообраз Спасителя, то же самое предлагает делать и Псалтырь, в которой мы можем найти такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4).
Но почему это важно? Почему какой-то таинственный «чин Мелхиседека» заслуживает того, чтобы посвящать ему строки Священного Писания?
Ответ мы можем найти здесь же, в Послании к Евреям. Дело в том, что Ветхий Завет знал лишь одно священство — священство Аарона, которое было установлено при Моисее. Это священство ещё можно назвать «священством по чину Аарона», выше него в законе Моисея не может ничего быть. Однако тот, от кого произошёл Аарон, то есть праотец Авраам, принял благословение и отдал десятину абсолютному чужаку — священнику Мелхиседеку. Иными словами, Авраам признавал превосходство священства Мелхиседека над грядущим священством Аарона, кроме того, благословляя Авраама, Мелхиседек благословил и всё его потомство, включая Аарона. Но кто мог благословить Аарона, кроме Самого Бога? Получается, что Мелхиседек — прообраз Христа, и об этом знал Ветхий Завет. Но вот время прообразов закончилось, то, что виделось как некая неясная тень, стало явью, Христос пришёл, и, придя, Он сделал ненужным священство Аарона со всеми его установлениями.
Собственно, цель Послания к Евреям именно в этом и состояла: показать, что ветхозаветные постановления утратили своё значение после Христова Пришествия. Нетрудно догадаться, почему в дни празднования Рождества Христова этот отрывок звучит в наших храмах, ведь ещё одно крайне важное следствие Боговоплощения состоит в том, что отныне нет необходимости в принесении каких бы то ни было жертв, и нет необходимости в том виде священства, который был до Христа, теперь есть лишь Один Священник, Который Сам является и Жертвой, и Тем, Кто Жертву приносит, а потому мы и молимся за каждой божественной литургией такими словами: «Ты — приносящий и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Композиторы о Рождестве Христовом». Юлия Казанцева
Мы беседовали с кандидатом искусствоведения, пианисткой Юлией Казанцевой.
Разговор шел о классических музыкальных произведениях посвященных теме Рождества Христова, о том, как и почему многие композиторы воплощали эту тему в своих произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер