
Фото: Claudio Hirschberger / Unsplash
Историки называют монахов-бенедиктинцев аристократами Средневековой Европы: их вклад в просвещение, развитие наук и искусства был огромен. Все бенедиктинские монастыри жили по уставу святого Бенедикта Нурсийского — это один из самых почитаемых в Европе святых.
Сегодня мы говорим о преподобном Бенедикте Нурсийском и произведении Петра Дамиани «На вечерне. Гимн святому Бенедикту».
Место действия — монастырь Монте-Кассино в Италии.
Время действия — первая половина VI века по Рождестве Христовом.
Имя святого Бенедикта воспето во многих средневековых поэтических гимнах, которые исполнялись в монастырях во время богослужений — вот как один из них звучит у автора X века Петра Дамиани.
Дольний прах презрев, воспаряя к звёздам,
Ты призвал к вере многим родиться.
И сосуд разбитый, призвавши Бога,
Целым содеял.
В малом теле могучую мощь являя,
Ты несешь труды, побеждаешь старость.
Всей душой ревнуешь о строгом долге
Жизни уставной.
Средневековым монахам не нужно было объяснять, почему в гимне речь идет о некоем разбитом сосуде и «жизни уставной». Это хорошо известно из жития преподобного Бенедикта Нурсийского.
Святой Бенедикт родился в 480 году в небольшом итальянском городке Нурсия в горах Умбрии (сейчас это город Норча неподалеку от Перуджи). Родители отправили его учиться в Рим, но Бенедикт, с детства мечтавший о монашеской жизни, вскоре покинул столицу и ушел в горы вести отшельническую жизнь. Позже его позвали возглавить небольшую монашескую общину. Бенедикт согласился, но с условием, что братия будет жить по уставу, суть которого можно изложить в двух словах: молись и трудись. Монахам не понравилась строгая жизнь, они задумали отравить нового настоятеля и подмешали ему яд в вино.
Прежде чем поднести питье к губам, Бенедикт, по своему обыкновению, его перекрестил, и глиняная чаша в его руках рассыпалась на куски. Испуганная братия призналась в своем преступлении... Об этом разбитом сосуде, который после чудесным образом снова стал целым, поется в гимне Петра Дамиани.
Впоследствии святой Бенедикт основал на горе близ итальянского города Кассино знаменитый монастырь Монте-Кассино, и написал устав монашеской жизни, по которому жили монахи всей средневековой Европы.
Известны многочисленные чудеса преподобного Бенедикта Нурсийского: он молитвой исцелял больных, предвидел будущее и даже воскрешал мертвых.
Отрока, что был погребён обвалом,
Ты, возвысив глас, воскресил молитвой,
Чувства во плоти, как и плоть во здравье
Восстановляя.
У преподобного Бенедикта была родная сестра по имени Схоластика. Подражая подвигам брата, она основала женский монастырь, и ежегодно приходила в Монте-Кассино навестить Бенедикта.
Брат и сестра скончались в 547 году. Преподобный Бенедикт завещал похоронить себя в одной могиле со Схоластикой.
В образе святом голубицы мирной
Сестрину ты зреть удостоен душу,
Возлетевшую до верховных высей
Звёздного круга.
Так и сам, победу стяжав над миром
И окончив брань, ты восходишь к небу,
По стезе, горящей огнём созвездий,
Шествуя дивно.
Автор прозвучавшего средневекового гимна — Петр Дамиани — был одним из самых образованных людей раннего итальянского средневековья. Он посвятил много времени изучению Священного Писания, переводил на латынь жития раннехристианских святых, сочинял церковные песнопения.
Еще в молодые годы Петр Дамиани принял монашество в бенедиктинском монастыре Фонте-Авеллан неподалеку от итальянского города Губби, где потом тридцать лет был настоятелем. В стенах этого монастыря нередко звучало сочинение Дамиани, которое дошло до наших дней под названием: «На вечерне. Гимн святому Бенедикту».
Гимн Петра Дамиани в нашей программе прозвучал в переводе Сергея Аверинцева.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема