
В начале 20 века русское общество заново открыло для себя древнерусские иконы. Благодаря современным для того времени технологиям реставрации, удалось расчистить потемневшие за несколько веков слои олифы. На иконах стали видны нежные, светлые краски, удивительные детали. Возвращение древним образам прежнего вида было похоже на чудо, мимо которого не прошли известные поэты.
Сегодня мы говорим о преподобном Андрее Рублеве и стихотворении Николая Гумилева «Андрей Рублев».
О преподобном Андрее Рублеве биографических сведений сохранилось крайне мало. В Троицкой летописи говорится, что в 1405 году чернец, то есть монах Андрей Рублев работал над росписями великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле.
Второе упоминание гласит, что в 1408 году иконник Андрей Рублев вместе с Данилой Чёрным расписывал каменную соборную церковь Пресвятой Богородицы в городе Владимире — знаменитый Успенский собор.
О непревзойдённом мастерстве Андрея Рублева говорят его произведения — иконы и фрески, сохранившиеся до наших дней.
В стихотворении «Андрей Рублев» поэт Николай Гумилев описывает одну рублёвскую икону, на которой изображена Пресвятая Богородица.
Я твёрдо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик Жены подобен раю,
Обетованному Творцом.
Нос — это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.
Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Все тайны духа выдают.
Какую же икону Богоматери, «лик жены» кисти Андрея Рублева вдохновенно описывает Николай Гумилев?
Литературоведы пришли к выводу, что поэт имел в виду не какую-то конкретную работу Андрея Рублева, а передал своё представление о стиле живописи великого мастера и его благословенном труде.
Открытый лоб — как свод небесный,
И кудри — облака над ним;
Их, верно, с робостью прелестной
Касался нежный серафим.
И тут же, у подножья древа,
Уста — как некий райский цвет,
Из-за какого матерь Ева
Благой нарушила завет.
Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И в этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.
Стихотворение «Андрей Рублев» Николай Степанович Гумилев написал в 1916 году, а в 1918 году он включил его в сборник «Костер», где было много и другой духовной лирики. По воспоминаниям современников, при большевиках Гумилев продолжал открыто исповедовать свою православную веру.
В 1921 году он был арестован и расстрелян как контрреволюционер.
Однако до сих пор живут стихотворения поэта, среди которых — прекрасное произведение «Андрей Рублев», в котором Николай Гумилёв воспевает творчество как достохвальный труд во славу Божию.
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О трудах Владимира Проппа

Сегодня 29 апреля. В этот день в 1895 году родился филолог и фольклорист Владимир Пропп.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын поволжского немца с детских лет слушал рассказы, песни няни, на подобии Пушкина, который внимал Арине Родионовне. И в свое время, поступив в университет, ушел с романо-германского отделения и стал заниматься славистикой, русской сказкой. Очевидно потому, что увидел за наивным текстом ту духовность, которая свойственна православному самосознанию. Несколько попыток Владимир Яковлевич предпринял, чтобы приблизиться к матери Церкви православной. По определенным причинам этого не случилось, но дух его, как и дух Владимира Даля, был совершенно очевидно православным. И в наше время хочется пожелать студентам, гуманитариям, филологам, историкам, языковедам, литераторам глубокого вхождения в тысячелетнее царство русской культуры, книжности, с тем, чтобы они корнями прорастали в них, в эти труды и восходили к постижению православия как несущей конструкции не просто русской культуры, а нашего духовного бытия. Это особенно актуально в XXI-м столетии, когда приоритет нравственности над экономикой, естествознанием провозглашен и входит в основу концепции национальной безопасности России.
Все выпуски программы Актуальная тема