
Преподобный Алексий Голосеевский
Изображение: https://clck.ru/35Mpi9
Пасха 1840-го года принесла в дом киевских дворян Шепелевых двойную радость. 14 апреля, в самый день Светлого Христова Воскресения, у супругов Ивана Ивановича и Марии Кузьминичны родился сын. Мальчика окрестили Владимиром. Мать до слёз умилялась, глядя на новорождённого сына. От радости она не сразу вспомнила о событии, которое произошло задолго до рождения Володи, но имело к нему самое непосредственное отношение. В августе 1832 года Мария Кузьминична присутствовала на открытии мощей святителя Митрофана Воронежского. Владыка Антоний (Смирницкий), тогдашний воронежский архиерей, прежде служил наместником Киево-Печерской Лавры и хорошо знал Марию Кузьминичну Шепелеву — благочестивую, усердную ко храму женщину и щедрую благотворительницу. Встретив её на торжествах в Воронеже, он посреди вполне обычного разговора неожиданно сказал: «У тебя родится сын калека; но не скорби об этом. Он будет Божьим слугою». Спустя несколько дней после рождения Володи, держа младенца на руках, Мария Кузьминична, наконец, припомнила этот случай. Но решила, что владыка тогда просто ошибся. С мальчиком всё было в порядке. Ручки и ножки на месте, лучистые глазки весело смотрели на мать. Как и положено новорождённым, сын громко кричал на весь дом, требуя его покормить.
День и ночь мать с отцом хлопотали вокруг ребёнка. Володя рос, и однажды Мария Кузьминична стала подозревать: предсказание владыки Антония, кажется, всё-таки сбылось. Мальчик не говорил ни слова. Он не произносил даже бессвязных звуков, как это обычно делают все подрастающие малыши. Когда Володе исполнилось три года, стало окончательно понятно: ребёнок нем. В это же самое время скончался глава семьи. Мария Кузьминична горевала по безвременно ушедшему супругу, а Володя, как умел, без слов, утешал свою матушку. Теперь только они остались друг у друга.
Мать и сын были неразлучны. Мария Кузьминична воспитывала Володю в благочестии и духе православной веры. Мальчик, хоть и не говорил, но глухим не был. Она читала ему Евангелие и жития святых, а он внимательно слушал. С юных лет женщина приучала ребёнка к делам милосердия. Мать и сына часто можно было увидеть в киевских больницах и тюрьмах, где они раздавали щедрую милостыню. Недугом Володи Мария Кузьминична нисколько не тяготилась. Она верила, что Господь уготовил сыну особенный путь.
На Пасху 1853-го, когда Владимиру исполнилось 13 лет, случилось чудо. Во время Богослужения в храме священник приветствовал прихожан возгласом «Христос Воскресе!». И Мария Кузьминична с изумлением услышала, как Володя, который стоял рядом с нею, вдруг громко и отчётливо воскликнул: «Воистину воскресе!». Какая это была радость! Мать бросилась целовать своего исцелённого сына и благодарила Бога за такую великую милость. В том же году Володя, с благословения матушки, поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. А через четыре дня после этого Мария Кузьминична отошла ко Господу. Она покидала этот мир со спокойной душой: сын её был избавлен от недуга и устроен в жизни так, как сам он того хотел. Через несколько лет Владимир принял монашеский постриг с именем Алексий. Долгие годы он служил духовником в скиту Киево-Печерской Лавры — Свято-Покровской Голосеевской пустыни. Вера матери в особое предназначение сына сбылась. Он стал духовным наставником для многих людей, а после кончины был прославлен Церковью в лике святых — как преподобный Алексий Голосеевский. Всю жизнь старец Алексий (Шепелев) поминал в молитвах свою дорогую матушку и, по её завету, непрестанно творил милостыню в память о ней.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема