
Преподобный Алексий Голосеевский
Изображение: https://clck.ru/35Mpi9
Пасха 1840-го года принесла в дом киевских дворян Шепелевых двойную радость. 14 апреля, в самый день Светлого Христова Воскресения, у супругов Ивана Ивановича и Марии Кузьминичны родился сын. Мальчика окрестили Владимиром. Мать до слёз умилялась, глядя на новорождённого сына. От радости она не сразу вспомнила о событии, которое произошло задолго до рождения Володи, но имело к нему самое непосредственное отношение. В августе 1832 года Мария Кузьминична присутствовала на открытии мощей святителя Митрофана Воронежского. Владыка Антоний (Смирницкий), тогдашний воронежский архиерей, прежде служил наместником Киево-Печерской Лавры и хорошо знал Марию Кузьминичну Шепелеву — благочестивую, усердную ко храму женщину и щедрую благотворительницу. Встретив её на торжествах в Воронеже, он посреди вполне обычного разговора неожиданно сказал: «У тебя родится сын калека; но не скорби об этом. Он будет Божьим слугою». Спустя несколько дней после рождения Володи, держа младенца на руках, Мария Кузьминична, наконец, припомнила этот случай. Но решила, что владыка тогда просто ошибся. С мальчиком всё было в порядке. Ручки и ножки на месте, лучистые глазки весело смотрели на мать. Как и положено новорождённым, сын громко кричал на весь дом, требуя его покормить.
День и ночь мать с отцом хлопотали вокруг ребёнка. Володя рос, и однажды Мария Кузьминична стала подозревать: предсказание владыки Антония, кажется, всё-таки сбылось. Мальчик не говорил ни слова. Он не произносил даже бессвязных звуков, как это обычно делают все подрастающие малыши. Когда Володе исполнилось три года, стало окончательно понятно: ребёнок нем. В это же самое время скончался глава семьи. Мария Кузьминична горевала по безвременно ушедшему супругу, а Володя, как умел, без слов, утешал свою матушку. Теперь только они остались друг у друга.
Мать и сын были неразлучны. Мария Кузьминична воспитывала Володю в благочестии и духе православной веры. Мальчик, хоть и не говорил, но глухим не был. Она читала ему Евангелие и жития святых, а он внимательно слушал. С юных лет женщина приучала ребёнка к делам милосердия. Мать и сына часто можно было увидеть в киевских больницах и тюрьмах, где они раздавали щедрую милостыню. Недугом Володи Мария Кузьминична нисколько не тяготилась. Она верила, что Господь уготовил сыну особенный путь.
На Пасху 1853-го, когда Владимиру исполнилось 13 лет, случилось чудо. Во время Богослужения в храме священник приветствовал прихожан возгласом «Христос Воскресе!». И Мария Кузьминична с изумлением услышала, как Володя, который стоял рядом с нею, вдруг громко и отчётливо воскликнул: «Воистину воскресе!». Какая это была радость! Мать бросилась целовать своего исцелённого сына и благодарила Бога за такую великую милость. В том же году Володя, с благословения матушки, поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. А через четыре дня после этого Мария Кузьминична отошла ко Господу. Она покидала этот мир со спокойной душой: сын её был избавлен от недуга и устроен в жизни так, как сам он того хотел. Через несколько лет Владимир принял монашеский постриг с именем Алексий. Долгие годы он служил духовником в скиту Киево-Печерской Лавры — Свято-Покровской Голосеевской пустыни. Вера матери в особое предназначение сына сбылась. Он стал духовным наставником для многих людей, а после кончины был прославлен Церковью в лике святых — как преподобный Алексий Голосеевский. Всю жизнь старец Алексий (Шепелев) поминал в молитвах свою дорогую матушку и, по её завету, непрестанно творил милостыню в память о ней.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер