
Преподобный Алексий Голосеевский
Изображение: https://clck.ru/35Mpi9
Пасха 1840-го года принесла в дом киевских дворян Шепелевых двойную радость. 14 апреля, в самый день Светлого Христова Воскресения, у супругов Ивана Ивановича и Марии Кузьминичны родился сын. Мальчика окрестили Владимиром. Мать до слёз умилялась, глядя на новорождённого сына. От радости она не сразу вспомнила о событии, которое произошло задолго до рождения Володи, но имело к нему самое непосредственное отношение. В августе 1832 года Мария Кузьминична присутствовала на открытии мощей святителя Митрофана Воронежского. Владыка Антоний (Смирницкий), тогдашний воронежский архиерей, прежде служил наместником Киево-Печерской Лавры и хорошо знал Марию Кузьминичну Шепелеву — благочестивую, усердную ко храму женщину и щедрую благотворительницу. Встретив её на торжествах в Воронеже, он посреди вполне обычного разговора неожиданно сказал: «У тебя родится сын калека; но не скорби об этом. Он будет Божьим слугою». Спустя несколько дней после рождения Володи, держа младенца на руках, Мария Кузьминична, наконец, припомнила этот случай. Но решила, что владыка тогда просто ошибся. С мальчиком всё было в порядке. Ручки и ножки на месте, лучистые глазки весело смотрели на мать. Как и положено новорождённым, сын громко кричал на весь дом, требуя его покормить.
День и ночь мать с отцом хлопотали вокруг ребёнка. Володя рос, и однажды Мария Кузьминична стала подозревать: предсказание владыки Антония, кажется, всё-таки сбылось. Мальчик не говорил ни слова. Он не произносил даже бессвязных звуков, как это обычно делают все подрастающие малыши. Когда Володе исполнилось три года, стало окончательно понятно: ребёнок нем. В это же самое время скончался глава семьи. Мария Кузьминична горевала по безвременно ушедшему супругу, а Володя, как умел, без слов, утешал свою матушку. Теперь только они остались друг у друга.
Мать и сын были неразлучны. Мария Кузьминична воспитывала Володю в благочестии и духе православной веры. Мальчик, хоть и не говорил, но глухим не был. Она читала ему Евангелие и жития святых, а он внимательно слушал. С юных лет женщина приучала ребёнка к делам милосердия. Мать и сына часто можно было увидеть в киевских больницах и тюрьмах, где они раздавали щедрую милостыню. Недугом Володи Мария Кузьминична нисколько не тяготилась. Она верила, что Господь уготовил сыну особенный путь.
На Пасху 1853-го, когда Владимиру исполнилось 13 лет, случилось чудо. Во время Богослужения в храме священник приветствовал прихожан возгласом «Христос Воскресе!». И Мария Кузьминична с изумлением услышала, как Володя, который стоял рядом с нею, вдруг громко и отчётливо воскликнул: «Воистину воскресе!». Какая это была радость! Мать бросилась целовать своего исцелённого сына и благодарила Бога за такую великую милость. В том же году Володя, с благословения матушки, поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. А через четыре дня после этого Мария Кузьминична отошла ко Господу. Она покидала этот мир со спокойной душой: сын её был избавлен от недуга и устроен в жизни так, как сам он того хотел. Через несколько лет Владимир принял монашеский постриг с именем Алексий. Долгие годы он служил духовником в скиту Киево-Печерской Лавры — Свято-Покровской Голосеевской пустыни. Вера матери в особое предназначение сына сбылась. Он стал духовным наставником для многих людей, а после кончины был прославлен Церковью в лике святых — как преподобный Алексий Голосеевский. Всю жизнь старец Алексий (Шепелев) поминал в молитвах свою дорогую матушку и, по её завету, непрестанно творил милостыню в память о ней.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер