«Забайкальским Афоном» называли когда-то Иоанно-Предтеченский монастырь, затерянный в Чикойских горах почти у самой границы с Монголией. Эта обитель просуществовала около ста лет. Срок небольшой. Но и за такое малое время совершено было многое: сотни и сотни иноверцев приняли православную веру, множество людей получили здесь духовную помощь и исцелились у могилы преподобного Варлаама Чикойского, основателя монастыря и выдающегося миссионера Забайкалья.
На Чикойской земле из поколения в поколение передаются рассказы о жизни преподобного Варлаама, современника преподобного Серафима Саровского. Эти предания переносят нас в далёкий 1820-й год:
Охотник из небольшой забайкальской деревушки преследовал изюбра в горах. Вышел к холодному ключу, чтобы передохнуть, и вдруг увидел там необычные перемены: свежевытесанный восьмиконечный крест. А рядом у подножья горы небольшой шалаш. У ключа безмятежно спал бородатый странник. Звали странника Василием Федотовичем Надёжиным и было ему тридцать шесть лет от роду. Уроженец Нижегородской губернии, крестьянин Василий, был сослан в Сибирь и оказавшись там, решил уйти в чикойскую тайгу, чтобы стать пустынником. Но безвестная жизнь Василия Федотовича в тайге продолжалась всего пять лет. Молва о пустыннике быстро разносилась по окрестным деревням. Жители их начали посещать келью отшельника, а некоторые из них и вовсе пожелали разделить с ним молитвенный подвиг и селились поблизости. Возникла настоящая православная община — Иоанно-Предтеченский скит, а позже — монастырь
Пределы Чикойских гор в начале девятнадцатого века населяли в основном буряты-язычники и старообрядцы. Здесь остро ощущалась потребность в православных миссионерах. Это хорошо понимал местный владыка — епископ Михаил. Он узнал о подвижнической жизни Василия Федотовича Надёжина, благословил его принять монашеский постриг и потрудиться на ниве просвещения Чикойских земель.
Выдающийся успех имела миссионерская деятельность преподобного Варлаама среди язычников и особенно старообрядцев Забайкалья. Они без тени колебания отправляли своих детей в организованное в Чикойском монастыре училище. Здесь преподобный Варлаам сам обучал грамоте и чтению молитв. Вскоре на Чикое начали появляться единоверческие церкви. Их прихожане при сохранении двуперстия и богослужения по старопечатным книгам признавали иерархию Московского Патриархата.
Количество обращенных староверов, построенных церквей и приходов выросло настолько, за Байкалом было образовано единоверческое благочиние, которое возглавил игумен Варлаам.
Всего трудами преподобного Варлаама Чикойского было обращено из раскола около пяти тысяч староверов. Успехи единоверия на Чикое стали известны далеко за Уралом, в том числе и в Москве.
После смерти преподобного Варлаама, к могиле старца сразу же началось паломничество, и потому вскоре над местом его упокоения была воздвигнута часовенка. Не только жители окрестных деревень, но и паломники из Кяхты, Иркутска, Благовещенска посещали могилу преподобного, прося духовного совета, телесного здравия, жизненного определения. Даже в годы безбожия жители окрестных сел ходили крестным ходом к развалинам Иоанна-Предтеченского монастыря, где покоились мощи преподобного Варлаама Чикойского. Они были обретены в 2002-м году и сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите.
Восстановиться после инсульта и стать опорой для близких — мечта Виктора Струева

Виктора Струева из Бурятии близкие и друзья знают, как трудолюбивого, целеустремлённого и жизнерадостного человека. Он успешно окончил колледж, работал механиком и собирался жениться... Но 5 лет назад, когда ему было 23 года, у него случился инсульт. Две сложные операции и долгие дни, проведённые в больнице, стали суровым испытанием для него и близких. «Держались только молитвой и верой», — вспоминает мама Ольга.
Сейчас Виктору 28, он всё помнит и понимает. Молодой человек не оставляет надежды вернуться к нормальной жизни, к работе и однажды создать большую и крепкую семью. Малыми, но упорными шагами, он продвигается к восстановлению. Его тело постепенно оживает: Виктор крепко обнимает маму, свою главную опору в жизни, перебирает ногами, сидя в коляске, удерживает голову и самостоятельно укрепляет мышцы спины и рук — подтягивается дома на перекладине. Однако самостоятельно дышать, без трахеостомы, и говорить он всё ещё не может.
Для того, чтобы совершить большой рывок на пути к самостоятельности, Виктору необходима реабилитация в специализированном центре. Это поможет ему научиться дышать без специальной трубки, произносить слова и в целом улучшит его самочувствие.
Сбор на дорогостоящий курс реабилитации для Виктора Струева из Бурятии открыт на сайте фонда «Мои друзья», где можно поддержать молодого человека. Поможем Виктору восстановиться после инсульта и однажды самому стать опорой для близких.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис – влияние на мировую культуру». Кирилл Вах, Сергей Кругликов
У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и кандидат философских наук Сергей Кругликов.
Мы говорили о том, как книга Откровение Иоанна Богослова повлияла на мировую культуру и как Апокалипсис осмыслялся в искусстве разных веков и разных стран.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Священномученик Фаддей (Успенский)». Священник Анатолий Правдолюбов
У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов
Разговор шел о жизни и подвиге священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Он родился в священнической семье, окончил Казанскую духовную академию, преподавал, затем принял монашеский постриг и епископский сан. В революционные годы его не раз ссылали и арестовывали, но он сохранил твердость веры и молитвенную стойкость.
Архиепископ Фаддей жил в Астрахани почти без вещей, служил каждый день, совершал богослужения по несколько часов, помогал людям и не имел ничего своего. Патриарх Тихон говорил о нём: «Если владыка будет так жить и дальше, его путь закончится мученически». Так и произошло — в 1937 году владыка Фаддей был замучен в тюрьме, уподобившись Христу в смирении и страданиях.
Мы говорили о том, как вера даёт силу в испытаниях, о людях, которые сохраняли человеческое достоинство в нечеловеческих условиях, и о любви, которая побеждает страх.
Все выпуски программы Светлый вечер








