Увидев въехавшего в селение монаха, молодой алтаец по имени Элеска радостно побежал к нему, взял под уздцы коня и сказал:
— Спасибо, отец добрый, что приехал! Я так ждал! Пожалуйста, крести меня!
Монах Макарий был не менее рад встрече с этим необычным юношей, о котором узнал не так давно.
Сев в юрте, они завязали разговор, и Элеска, весь горя восторгом, рассказывал:
— Аг-эне… О, Она часто ходит по Алтаю, такая белая, тонкая, и лицо! Свет идёт от неё. Я люблю Её, Она говорила со мною... Это она сказала мне, что ты придёшь и крестишь меня!
Отец Макарий сосредоточенно слушал юношу. И ум, и сердце говорили ему о том, что произошло подлинное чудо: сама Божия Матерь явилась к юноше-язычнику, чтобы привести его к Богу. Не было и малейших сомнений, и поэтому отец Макарий ласково разъяснил юноше, что Аг-эне — это Богородица, мать Иисуса Христа, который хочет спасти каждого человека.
После беседы отец Макарий крестил Элеску, ставшего Иоанном, в реке Улале. Произошло это 7 сентября 1830 года. Эта дата считается днём рождения Алтайской духовной миссии, благодаря которой десятки тысяч людей узнали Христа и стали православными. А отец Макарий Глухарёв ныне известен как преподобный Макарий Алтайский.
Кстати, то первое крещение вызвало бурю негодования у язычников. Отец Элески кричал на Макария: «Убить тебя надо!» Однако, озадаченные и вразумлённые самообладанием и ласковостью святого Макария, обступившие его язычники так и не посмели нанести ему вред.
Для народов алтайцев и шорцев преподобный Макарий стал настоящим отцом. Он воплотил в себе пример идеального миссионера, обладая не только огромными духовными дарами, но и обширными познаниями — как энциклопедическими, так и практическими.
Занимаясь устроением церковной жизни, преподобный Макарий Алтайский вместе с тем уделял внимание быту алтайцев: так, он учил их сельскому хозяйству, лечил, помогал переходить к осёдлому образу жизни.
Святой Макарий Алтайский уделял особое внимание развитию народного образования. В эпоху почти полной безграмотности он говорил: «я усердно желаю умножения грамотных в простом народе и заведения школ по деревням». Благодаря святому Макарию были основаны школы для алтайцев, составлен алфавит и грамматика алтайского языка. Обучение шло в нескольких школах, главная из которых располагалась в городе Улале – нынешнем Горно-Алтайске.
Особое внимание преподобный Макарий уделял обучению девочек, которые в девятнадцатом веке практически не имели шансов получить образование. С горечью и надеждой Макарий говорил: «В пользу мальчиков по крайней мере предполагаются школы по сёлам; но и вы, бедные девочки, вы, будущие матери поколений, не человеки ли, не россиянки ли?»
Макарий Алтайский был инициатором и других передовых для того времени идей — например, о переводе Библии на русский язык и создании православного миссионерского общества. Обе идеи были воплощены в жизнь после смерти преподобного.
Святой Макарий 14 лет возглавлял алтайскую миссию — с 1830 по 1844 год. За это время православие приняли 1722 алтайца. Было положено начало системной работе, благодаря которой в начале XX века большинство коренных алтайцев стали христианами.
Последние три года жизни преподобный Макарий провёл в центральной России, в городе Болхове. Он умер в 1847 году со словами: «Свет Христов просвещает всех».
16 марта. О духовной бдительности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть».
О духовной бдительности — протоиерей Василий Гелеван.
Христианин — это воин Христов. В мире много соблазнов. Здесь дьявол ходит и как голодный пес ищет, кого бы поглотить. В духовной жизни, как и на поле боя, нужна бдительность. Мы с осторожностью относимся к незнакомым духовным практикам. Иногда человек живет, не заботясь о своем спасении. Легкомысленный, он не может различить духовные сокровища православной веры от оккультизма и магии. Его легко обмануть. Его беспечностью пользуются колдуны, шарлатаны. Но цена за духовное невежество — это искалеченные жизни и загубленные души. Мы бережно храним наши основы веры и нашу православную культуру. За 2000 лет мы сформулировали догматическое богословие, где ясно высказали то, во что мы верим. Бережно храним и без искажения передаем потомкам. Это все для нашей защиты, чтобы им и нам обрести веру и сохранить ее.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 марта. Об истории Волоколамской Иконы Богородицы

Сегодня 16 марта. Церковь чтит Волоколамскую Икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Андрей Ефанов.
История приписывает инициативу написания образа Пресвятой Богородицы Волоколамская Малюте Скуратову, печально известному Григорию Скуратову Бельскому. Если это и так, то это свидетельствует о том, что христианин, даже впав в тяжкие смертные грехи, не лишается полностью Божьей благодати и имеет как возможность принести покаяние, так и совершать добрые поступки. Неслучайно лик Пресвятой Девы на образе Волоколамская скорбен, потому что Царица Небесная скорбит о нас, своих чадах. Архангелы Михаил и Гавриил, изображенные по обе стороны от Богородицы с Младенцем Христом, молятся за род человеческий, а покровители земли русской, святители московские Петр и Иона, предстоят Пречистой, умоляя её о заступничестве. Икона, принесённая в Иосифо-Волоколамский монастырь в 1572 году, сразу же прославилась чудотворениями. Сейчас икона находится в храме Михаила Архангела Спаса Андроникова монастыря, и многие верующие москвичи регулярно посещают этот храм, чтобы поклониться древней чудотворной святыне.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 марта. О личности Святителя Григория Паламы

Сегодня 16 марта. День празднования памяти Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, жившего в четырнадцатом веке.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Юноша аристократического происхождения, усвоивший все лучшие плоды византийской образованности, уже в 17 лет, рассуждая о логике Аристотеля, приводил в восторг своих высокоученых, статусных слушателей дворцовой аудитории. Однако, отказавшись от благ мира по любви ко Христу, он принимает иноческий постриг и восходит со ступени на ступень к духовному совершенствованию, после чего, вернувшись в Фессалоники, становится епископом, свидетельствующим всей своей жизнью и писаниями разных жанров, от проповеди до философских трактатов, что личная встреча с воскресшим Христом свершается в смиренном сердце христианина, а молитва, очищенная от докучливых помыслов и мечтаний, соединяет верного Христова ученика с Божеством. Так что энергия Святого Духа, высветляя глубины сердца, делает ученика Христова, преуспевшего в смирении, любви и молитве, светоносным.
Все выпуски программы Актуальная тема