Весенним днём 1825 года девятилетний Саша Лукиан возвращался домой из школы. Ярко светило солнце, но мальчик не радовался ему. Вид у него был грустный, торба с книжками тянула спину. Сегодня на уроках он опять не смог усвоить ничего из того, что говорил учитель, и когда его вызвали отвечать, не сказал и слова. Учение давалось Саше с большим трудом. Но мальчик горел желанием освоить грамоту! Ведь тогда он сможет самостоятельно прочесть Библию, жития святых и все те удивительные священные книги, которые каждый день читают его родители. Но ничего не получалось. Одноклассники дразнили его, говоря, что у них в Калаподешти — небольшом молдавском селе — он самый глупый, а учитель сегодня после уроков сказал Саше:
— Не лучше ли тебе будет уйти из школы и обучиться какому-нибудь ремеслу?
Саша понял, что учитель считает его безнадёжным, и горько заплакал.
— Нет, — сквозь слёзы отвечал он, — Моё единственное желание -научиться читать; если бы только я смог выучиться, я всю жизнь читал бы одни Божественные книги!
Дома Саша, даже не пообедав, встал на колени перед иконами. Он горячо шептал молитвы, по щекам его текли слёзы. Мальчик просил Бога вразумить его, помочь одолеть грамоту.
Помолившись, Саша взял азбуку и сел в укромный уголок. И вдруг напечатанное на страницах книги стало обретать смысл. Отдельные буквы легко складывались в слова, и мальчик... стал читать! Саша всем сердцем возблагодарил Бога, просветившего его ум.
На следующее утро в школе учитель не мог поверить своим ушам. Саша Лукиан, который с трудом складывал слоги, читал уверенно и бегло!
Саша не забыл о своём желании всегда читать только Божественные книги. Спустя несколько лет он принял монашеский постриг с именем Антипа и поселился в Валаамском монастыре.
«Сильна воля человеческая, но одной её только мало; а коли прибавится к ней воля Божия, с Господом всё одолеть возможно!» — говорил монах Антипа Валаамский, которого Церковь прославила в чине преподобного.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема