В конце девятнадцатого века украинскому селу Иза, входившему тогда в состав Австро-Венгрии, суждено было стать мощным центром православия в Закарпатье. Его притесняемые правительством жители неоднократно предпринимали попытки вернуться в Православие из навязанного властями униатства, суть которого сводится к признанию власти Папы Римского и католических догматов при сохранении православных обрядов. Ценой этих попыток были гонения, которые, однако, не могли сломить людей.
Особую страницу в эту борьбу вписал преподобный Алексий (Кабалюк). Происходя из униатской семьи, он с юного возраста чувствовал тягу к православной вере. Ему удалось совершить поездку из Австро-Венгрии в Россию и прикоснуться к великим святыням.
Народ Закарпатья в то время остро нуждался в православных священниках, и в 1911 году в России отец Алексий принял священный сан, чтобы стать духовным отцом для своего народа — закарпатских русинов.
Его возвращение в родные места принесло православным едва ли не пасхальную радость. В селе Иза на богослужение собралось несколько тысяч человек, одних причастников была целая тысяча!
Почти не зная отдыха, отец Алексий крестил детей, венчал молодожёнов, ежедневно служил литургию. Происходящее в Изе всколыхнуло и другие сёла, так что вскоре после проповеди отца Алексия около 14 тысяч человек вернулись из униатства в православие.
Священника разыскивали австро-венгерские жандармы, так что он был вынужден ходить в светской одежде и пробираться глухими дорогами в разные сёла. Его помощники помогали доставлять туда разобранный походный храм, так как в захваченных униатами церквях служить было невозможно.
Постоянные преследования вынудили отца Алексия на какое-то время уехать из Закарпатья. Но уже в 1913 году, узнав о начатом вследствие его деятельности судебном процессе против православных, отец Алексий добровольно вернулся в Австро-Венгрию, чтобы разделить всю тяжесть испытаний со своими духовными детьми.
…Обстановка в зале суда была накалена. Государственный прокурор обвинил отца Алексия и с ним ещё 94 человека, в основном простых крестьян, в государственной измене и подготовке присоединения закарпатских земель к России.
В своей последней речи отец Алексий категорически опроверг все эти обвинения:
— Я… ничего не делал против отечества. Всё то, что мы совершали, делали во имя религии, а потому в этом деле последнее слово скажет Христос… Если нам придётся страдать, мы будем страдать за святое дело…
После этих слов раздался плач и крики присутствующих, многие из которых пришли поддержать отца Алексия и других православных обвиняемых. Но повлиять на суд уже было невозможно. Отец Алексий был приговорён к четырём с половиной годам тюрьмы.
После заключения он вернулся в ставшее для него родным село Иза, где в 1921 году основал Свято-Никольский монастырь. В том же году священник инициировал собор православных христиан Закарпатья, которые образовали Карпаторусскую Православную Церковь в составе Сербского патриархата.
Всю оставшуюся долгую жизнь отец Алексий провёл в селе Иза, ведя борьбу за сохранение православия и пользуясь огромным авторитетом среди православных христиан Закарпатья. Он внёс огромный вклад в присоединение в 1944 году карпатских христиан к Русской Православной Церкви.ё
Скончался отец Алексий в 1947 году глубоким старцем. В 2001 году он был прославлен в лике святых.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»