Часто родители не перестают воспитывать своих детей до тех пор, пока те не состарятся. Такое воспитание обычно означает, что сына или дочь на самом деле просто контролируют, постоянно навязывая им свое представление о том, как правильно жить. Не всегда такой контроль идет на пользу. Чувствуя, что от «всевидящего ока» родителя никуда не спрятаться, дети начинают попросту злиться или лгать.
Ксенофонт и Мария, жившие в Константинополе в V веке, придерживались совсем другой стратегии воспитания. В те времена существовало не так много учебных заведений, и было принято по достижении определенного возраста отсылать детей в другой город – учиться. Редкий родитель смог бы ежечасно проверять, чем там занимается его дорогое чадо. И матери с отцами понимали: для их ребенка наступает период, когда он должен сам принимать решения по многим важным вопросам. Ведь не всегда, покидая стены училища, дети возвращались домой. А значит, следует вырастить их так, чтобы никакой родительский контроль им уже не понадобился.
Ксенофонт и Мария воспитывали детей в благочестии, читали им духовные книги. Богатые родители часто забирали маленьких Иоанна и Аркадия из поместья и водили в бедные городские кварталы или призывали нищих, чтобы дети раздавали им еду и деньги. Ксенофонт и Мария хотели, чтобы их сыновья, оказавшись в чужом городе или попав в неприятную ситуацию, не растерялись. А для этого им следовало знать все стороны жизни и уметь относиться к каждому человеку, как к родному брату.
Иоанн и Аркадий, похожие друг на друга как две капли воды, сообразительные и послушные мальчики, быстро усвоили эту науку. Они все время проводили вместе. Даже учиться они должны были в одной школе и мечтали потом заняться одним делом, чтобы никогда не разлучаться.
Когда пришло время отправлять детей на учебу, Ксенофонт стал печалиться. Он переживал, правильно ли он воспитал Аркадия и Иоанна, справятся ли они с жизненными трудностями? Отец даже заболел от горя, но еще дольше задерживать сыновей возле себя было нельзя. Ксенофонт благословил их на плавание в далекую ФиникИю и отпустил.
В пути с кораблем, на котором плыли юноши, случилась беда. Попав в шторм, судно разбилось, все имущество погибло, однако Иоанну и Аркадию удалось зацепиться за доски и не утонуть. Их долго носило по морю, а затем выбросило на берег. Но, увы, так далеко друг от друга, что каждый юноша был уверен – его брат погиб… Скорбя о произошедшем, братья не стали возвращаться домой и огорчать родителей тяжелой вестью. Благодаря мудрому воспитанию родителей Иоанн и Аркадий понимали, что нужно быть готовым к любым ударам судьбы и уметь искать достойный выход из любой ситуации. Помня о заветах Ксенофонта и Марии, мальчики не поддались отчаянию и решили найти собственный путь. По отдельности они дошли до первого крупного поселения на их пути и приняли иночество в разных монастырях, даже не зная, что находятся совсем рядом…
Когда прошло несколько лет, Ксенофонт и Мария заволновались. Они так и не получили ни единой весточки от сыновей и стали их искать в ФиникИи. Там родители узнали, что судно с их детьми разбилось. Печали Марии не было предела – она лишилась сразу двух сыновей. Однако муж попытался утешить ее. В те времена крушения случались часто, и многим удавалось в них выживать. Не зная, что думать, супруги решили отправиться в Иерусалим, чтобы в молитве получить утешение.
Приехав в святой город, Ксенофонт и Мария стали посещать разные храмы и в каждом ставили свечи за своих сыновей. Однажды, подняв глаза после молитвы, мать узнала в одном из иноков Аркадия! А отец, который в тот момент пошел в другую церковь, точно так же увидел Иоанна.
Воссоединение семьи было чудесным. Обрадованные братья были счастливы увидеть и друг и друга, и родителей живыми. Ксенофонт и Мария плакали от радости, что нашли сыновей. Пусть они не получили прекрасного образования и не заняли высокие должности при дворе, оба были живы, справились с ударом судьбы и нашли собственный путь, которому без колебаний следовали. О чем еще мечтать родителям? Еще раз благословив Аркадия и Иоанна, Ксенофонт и Мария спокойно отпустили их. Они увидели, что их воспитание принесло свои плоды, и родительская рука детям уже больше не требуется. Сегодня Ксенофонт, Мария и их сыновья прославлены Православной церковью в лике святых.
Календарь «От Пасхи до Пасхи» — Новый Завет». Георгий Бежанидзе, Илья Рыбаков

В эфире «Светлого вечера» говорили о научно-просветительском проекте «Календарь от Пасхи до Пасхи».
Гостями программы стали Георгий Вениаминович Бежанидзе, руководитель проекта и доцент кафедры церковной истории ПСТГУ, и Илья Рыбаков, директор по развитию.
Календарь создавался как пасхальный подарок, а со временем стал масштабным просветительским проектом. «Календарь сочетает просветительскую и научную составляющую, его статьи написаны ясным и доступным языком», — отметил Илья Рыбаков. Сегодня его тираж составляет 120 –150 тысяч экземпляров, большая часть которых передаётся в храмы, монастыри и социальные учреждения.
Главной темой календаря 2025 года стало Священное Писание Нового Завета. В издании собраны богословские статьи, толкования, жития святых и исторический контекст. «Мы стараемся излагать сложные истины простым и доступным языком», — подчеркнул Георгий Бежанидзе.
В эфире затронули редкие жития святых, включая праведную Веронику, связанную с евангельской историей об исцелении, и Клавдию Прокулу, жену Понтия Пилата, которую православная традиция почитает как святую.
Этот выпуск напомнил слушателям, что чтение и изучение Писания — это путь к духовному росту, а такие проекты делают богословское наследие доступным каждому.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Русского Афона. Святой Преподобный Аристоклий Афонский Старец Московский
Отношения Российского Государства и Святой горы Афон известны издревле. Еще Царь Иоанн Грозный отправлял святогорцам шкурки белок для кисточек иконописцев. А в середине XIX века, когда Свято-Пантелеймонов монастырь стал по-настоящему русским, благодаря замечательным подвижникам, иеросхимонаху Иерониму Соломенцову, духовнику обители, и игумену монастыря схиархимандриту Макарию Сушкину, старцы отправили для сбора пожертвований в Россию иеромонаха Арсения Минина. Этот деятельный талантливый человек создал в Москве на Никольской улице рядом с Богоявленским монастырем первое Афонское подворье. Эта маленькая часовня не вмещала всех желающих приложиться к афонским святыням, и уже через 10 лет, на Лубянской площади, рядом с Владимирскими воротами Китайгородской стены, была возведена величественная часовня, посвященная святому Великомученику и Целителю Пантелеймону. Третье место для Афонского подворья было подарено монахам — афонитам благочестивой купеческой вдовой, ставшей впоследствии монахиней, Акилиной Смирновой, на Полянке. Но в бывшей усадьбе не было храма. Святогорцы, приезжавшие в Москву подлечиться, потрудиться над изданием книг, собрать пожертвования, ходили молиться и служить в храмы, расположенные в Замоскворечье. Один из них, — храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе. И вот на Полянке, трудами настоятеля Афонского подворья иеросхимонаха Аристоклия Амвросиева в начале XX века было построено новое здание, с домовым храмом, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В наши дни в этом здании создан прекрасный «Музей Русского Афона», куда мы с вами и приглашены. Старец Московский Аристоклий здесь жил, принимал людей, молился в этом храме, и упокоился в подклете этого здания. Об этом удивительном святом, преподобном Аристоклии Афонском, о его молитвах, чудесах и наставлениях, о его прославлении, наша программа.





со Святой горы Афон

Преподобный Аристоклий Афонский

Святой Преподобный Аристоклий Афонский

Фотографии предоставлены «Музеем Русского Афона» Афонского подворья в Москве.
Все выпуски программы Места и люди
Илья Репин. «Весна. Пасхальная служба»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Наконец-то весна! Какой чудесный, свежий воздух. Почки на деревьях распускаются. Красота. Спасибо тебе, Маргарита, что позвала прогуляться в парке.
— Да, весна... Скоро уже и Пасха. Кстати, здесь есть храм, мы до него обязательно дойдём. Маленький, очень уютный. Как-то раз я была там на пасхальной службе. До сих пор помню удивительный крестный ход по аллее. Здесь тогда ещё не лежала плитка — шли по мягкой, утоптанной земле.
— Крестный ход на природе... сразу Репин приходит на ум...
— Оля, ты прямо в точку попала! Я и сама сейчас вспомнила одну из картин Ильи Ефимовича Репина. У него есть несколько полотен, посвящённых теме крестного хода. То, о котором я вспомнила, не самое известное. На нём Репин сумел подчеркнуть удивительное единение людей, пробуждающейся весенней природы и пасхальной молитвы.
— Подожди, Маргарита. Ты ведь говоришь не про полотно «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона»? Оно как раз очень известное.
— Нет, Оля, не про него. Я имею в виду другую работу художника — полотно 1882 года «Весна. Пасхальная служба». Картина находится в коллекции Государственного исторического музея.
— Я о такой не слышала! Хочется взглянуть на неё.
— Давай присядем вон на ту скамеечку, и найдём картину в интернете.
— Отличная мысль!
— Вот, Оля, посмотри. На полотне крестный ход остановился для молитвы. Вокруг — чудесная весенняя пора, такая же, как сейчас. Зелень уже пробилась, но ещё не приобрела яркость и сочность. Она нежная, молодая. Чтобы подчеркнуть это, Илья Репин придал траве и кустарникам мягкий золотисто-оливковый оттенок.
— Да, картина буквально пышет воздухом весны! И если говорить о красках, то меня с самого первого взгляда поразила здесь гармония цвета. Природа, одежды молящихся людей и церковные знамёна крестного хода выписаны в близкой цветовой гамме. Может быть, таким образом художник и хотел подчеркнуть то самое единство, о котором ты говорила?
— Думаю, Оля, ты ухватила суть. Посмотри внимательно — что за люди изображены на полотне?
— Кажется, крестьяне?
— Верно! Картину «Весна. Пасхальная служба» Репин написал сразу после того, как на российский престол взошёл император Александр III. В народе его называли «крестьянским царём». С ним были связаны надежды на облегчение жизни крестьянства. Эти чаяния и мольбу простого люда, как считают искусствоведы, Илья Ефимович и отразил на своём полотне.
— Да, персонажи на картине словно замерли в едином молитвенном порыве. И хотя художник изобразил людей спиною к нам, зрителям не сложно почувствовать их настроение.
— К нам обращены лица священников. Они погружены в молитву. Кажется, что и сама природа молится вместе со всеми. Даже мельницы на заднем плане словно замерли в благоговении...
— Маргарита, я не большой знаток истории, но кажется, молитвы крестьян тогда были услышаны — царь Александр Третий немало сделал для того, чтобы облегчить их тяготы.
— Да, император предпринял ряд важных шагов — провёл аграрную реформу, которая дала крестьянам более широкие права и свободы, отменил старый, введённый ещё Петром Первым налог — подушную подать. Впрочем, всё это из области истории — недаром картина выставлена в Государственном историческом музее.
— Как же тонко Илья Репин переплёл на этом полотне исторический и духовный смыслы! Кажется, нельзя найти лучшего способа выразить душу, единство и надежды народа, чем изобразить общую Пасхальную молитву. Ведь Пасха — это Воскресение, обновление, новая жизнь!
— И этой новью, верой и надеждой мы проникаемся, глядя на картину Ильи Ефимовича Репина «Весна. Пасхальная служба».
Все выпуски программы Свидание с шедевром